


Достаточно ли одного факта вступления в наследство после умершего акционера закрытого акционерного общества для приобретения наследниками статуса акционера?
ОТВЕТ
Нет, еще требуется соблюдение условий и процедуры перехода акций к наследникам, предусмотренных уставом общества.
В состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в том числе права членства (участия) в коммерческих и других организациях, являющихся юридическими лицами, если иное не установлено законом или учредительными документами (подп.1 п.2 ст.1033 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Акции закрытого акционерного общества переходят к наследникам гражданина или правопреемникам юридического лица, являвшегося акционером, если уставом этого общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия общества. Согласие закрытого акционерного общества считается полученным, если в течение срока, предусмотренного его уставом, получено письменное согласие всех акционеров общества либо не получено письменного отказа ни от одного из них. При отказе в согласии на переход акций закрытого акционерного общества к наследникам (правопреемникам) эти акции должны быть приобретены другими акционерами или самим обществом в соответствии с правилами, установленными п.5 ст.97 ГК, частями первой - пятой ст.73 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. Законом от 05.01.2021 № 95-З ч.1 п.5 ст.97 ГК изложена в новой редакции, п.7 ст.97 ГК исключен, в ч.1 и 11 ст.73 Закона № 2020-XII внесены изменения. |
Таким образом, лицо, вступив в наследство после умершего акционера закрытого акционерного общества, не приобретает статус акционера этого общества и не имеет права участвовать в собрании акционеров, если им не соблюдены условия и процедура перехода акций к наследникам, предусмотренные уставом общества (постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 21.04.2020 по делу № 96-14/2019/72А/367К).
28.05.2020
Олег Бандык, юрист