Доставка грузов в Китай и из Китая
При торговле с Китаем большое значение имеет транспортная логистика. Рассмотрели следующие темы:
Выбор оптимального базиса поставки и способа доставки товара в Китай и из Китая
При заключении внешнеторгового договора поставки товаров в Китай и из Китая одно из важных условий - определение сторонами оптимального способа доставки товара и распределение расходов и рисков, связанных с заключением договора перевозки груза. Международные торговые термины Инкотермс 2020, используемые в качестве базиса поставки во внешнеторговых договорах купли-продажи, определяют общие права и обязанности продавца и покупателя в части поставки товаров, при этом не меняя основные условия заключаемого договора.
Четвертое условие договоров купли-продажи, присутствующее в рамках любого торгового термина Инкотермс 2020 и именуемое как «перевозка», не определяет всех условий договора перевозки груза, а лишь закрепляет в договорах купли-продажи распределение ответственности между сторонами сделки в части отдельных обязательств и финансовых расходов в момент транспортировки груза. Среди них:
• место передачи груза;
• заключение договора перевозки груза;
• оплата перевозки груза;
• погрузка товарной партии;
• разгрузка товарной партии;
• таможенное оформление;
• страхование партии или всего груза;
• переход рисков от продавца к покупателю на случай потери/повреждений груза.
В заключаемых белорусскими субъектами хозяйствования внешнеторговых договорах поставки товаров в Китай и из Китая наиболее часто используемые базисы поставки Инкотермс 2020 - EXW, FOB, CIF, CPT. При использовании указанных базисов поставки распределение расходов и рисков между продавцом и покупателем по перевозке товара кратко определяется следующим образом.
1. EXW («франко завод»). Самовывоз. Продавец передает товар покупателю на своем складе, заводе, фабрике. Расходы на транспортировку, таможенное оформление и страховку возлагаются на покупателя.
2. FOB («свободно на борту»). Расходы делятся между участниками сделки.
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины для вывоза груза из Китая; перевозит груз в порт и организовывает погрузку на борт судна за свой счет.
Покупатель: оплачивает морскую перевозку и разгрузку товара в порту; уплачивает таможенные процедуры и пошлины на ввоз.
3. CIF («стоимость, страхование и фрахт»).
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины для вывоза груза из Китая; несет расходы по доставке груза в порт, погрузке, страховке и оплате морской перевозки.
Покупатель: оплачивает разгрузку товара и несет расходы по оплате таможенных процедур и пошлин на ввоз.
4. CPT («перевозка оплачена до...»).
Продавец: оплачивает таможенные процедуры и пошлины для вывоза груза из Китая; несет расходы по доставке груза первому перевозчику; по оплате перевозки.
Покупатель: оплачивает разгрузку товара и несет расходы по оплате таможенных процедур и пошлин на ввоз.
Базисы поставки Инкотермс 2020 FOB и CIF применяются только при морских перевозках грузов в Китай и из Китая, EXW и CPT - универсальные.
Дополнительно по теме • Всё по одной теме. Инкотермс. |
Виды транспорта, маршруты
При доставке товаров в Китай и из Китая субъектами хозяйствования используются три традиционных логистических пути:
• морской путь (морской транспорт),
• воздушный путь (авиатранспорт),
• сухопутный путь - железнодорожный и автомобильный транспорт.
При этом стоимость доставки зависит не только от вида используемого транспорта, но и от сроков доставки грузов и их количества.
Морской путь
Большинство грузов из Китая перевозится морским транспортом. На территории Китая находится множество портов, имеющих статус международных, в том числе шесть из десяти самых крупных в мире, а в прибрежных районах страны сконцентрировано большое количество производителей, поэтому морские перевозки очень распространены. Очевидно, что напрямую из Китая в Республику Беларусь товар морским путем доставить невозможно, поэтому используется транзитный путь через Россию (порты Санкт-Петербурга, Новороссийска и др.) с последующей доставкой до получателя железнодорожным или автомобильным транспортом. Ранее используемый белорусскими субъектами хозяйствования транзитный путь через страны Балтии теперь не используется, поскольку из-за введенных экономических санкций сотрудничество с ними прекращено.
Морской путь доставки считается самым оптимальным и актуальным, так как из Китая доставляется большое количество товаров. При доставке оптовых партий товара также подойдет этот способ. Контейнерные морские перевозки грузов из Китая позволяют доставлять грузы недорого и в этом существенное преимущество этого способа перед другими вариантами. Стоимость доставки контейнера рассчитывается с учетом его массы, стоимости. Эффективность перевозок морем зависит от объема партии и характеристик товара, где главную роль играют габариты. Показатели должны быть достаточно высокими. Морем нельзя перевозить грузы, которые нельзя хранить долгое время.
Достоинства морских перевозок:
• универсальность, так как морем можно перевозить практически любые грузы: сыпучие, жидкие, твердые, находящиеся в газообразном состоянии;
• надежность, так как на транспортировку практически не влияет загруженность трассы, которая характерна для других видов перевозок;
• безопасность, потому что при правильном укреплении контейнеров вероятность аварий при транспортировке минимальна.
Однако есть и недостатки:
• низкая скорость доставки из-за необходимости соблюдения графика отправки, которая может достигать одного-двух месяцев;
• многие регионы находятся вдалеке от портов разгрузки. Следовательно, приходится использовать другие виды транспорта, чтобы доставить груз в пункт назначения;
• достаточно большой ассортимент запрещенных для перевозки морем товаров (например, продукты питания, цветы, грузы, требующие оперативной доставки).
Для перевозки грузов судами используются контейнеровозы, спроектированные для оптимального размещения стандартных контейнеров (20- и 40-футовых). Контейнерные перевозки характеризуются высокой скоростью погрузки-разгрузки и обеспечивают отличную сохранность груза. Как правило, при перевалке грузов товар из контейнера не изымается, перегрузке подлежит только сам контейнер. Доставка морем из Китая производится либо сборными грузами, либо цельным контейнером. С точки зрения скорости последний вариант более предпочтителен, но требует достаточно плотного заполнения контейнера.
После того как товар на складе в Китае готов к отгрузке, начинается процедура таможенного оформления. Как правило, контейнер с товаром должен приехать в порт за 2-3 дня до прибытия судна, после чего он автоматически встает на корабль. Время нахождения в пути зависит от выбора судоходной линии и порта разгрузки. Ориентировочно оно может составлять от 30 до 45 дней. Например, до портов Санкт-Петербурга время в пути составляет в среднем 40-50 дней, так как требуется перегрузка на неглубоководные суда, которые могут зайти в указанные порты.
Второе звено в этой транспортной цепочке сухопутное, поскольку груз из российского порта в последующем перенаправляется на железнодорожный или автотранспортный путь для доставки в Республику Беларусь. В этой связи следует позаботиться о проверке бесплатного срока использования контейнера. Поскольку растаможка и доставка до собственного склада занимает значительное время, необходимо следить за тем, чтобы уложиться в максимально короткие сроки и не понести лишние расходы на использование контейнера.
Воздушный путь
Это самый быстрый способ перевозки товаров. Авиадоставка значительно экономит время. Как правило, она занимает с учетом растаможки всего 5-7 дней, однако требует больших финансовых затрат и является самым дорогим видом перевозки.
Достоинства перевозки авиатранспортом:
• высокая безопасность, риск потери товаров становится минимален;
• можно постоянно отслеживать перемещение партии;
• отсутствие ограничений, связанных с весом груза.
При помощи самолетов можно перевозить практически любые грузы, особенно ценные и требующие высокой срочности, а также те, которые имеют ограниченный срок годности, предметы медицинского назначения, тяжеловесные товары или грузы, которые быстро теряют свою стоимость, к таким относят электронику и бытовую технику. Такой вид доставки подходит и для перевозки небольших по весу и объему грузов, учитывая высокую стоимость транспортировки.
В настоящее время в Китае действуют несколько крупных аэропортов, из которых регулярно осуществляются прямые рейсы во многие города России (после чего следует перегрузка товара на автомобильный транспорт и доставка по месту назначения в Республику Беларусь). Кроме того, существует и прямое авиасообщение Китая с Минском, что наиболее актуально в сегодняшних условиях.
Примерная схема организации доставки грузов авиатранспортом из Китая выглядит следующим образом:
• со складских площадей компании-отправителя груз направляется на консолидационный склад либо непосредственно в ближайший аэропорт;
• этап хранения груза на складе при отправке сборных грузов может отсутствовать, если осуществляются генеральные перевозки;
• обработка товара перед прохождением таможенных процедур (взвешивание, маркировка, паллетирование, заключительное складирование);
• оформление сопроводительной документации (манифест груза, авианакладные, другие документы);
• таможенная очистка товара в китайском аэропорту;
• консолидация груза, погрузка в самолет, доставка в аэропорт назначения.
Сухопутный путь
Доставка товаров из Китая в Республику Беларусь по суше осуществляется при помощи железнодорожного или автомобильного транспорта. Сухопутный путь доставки чаще всего пролегает транзитом через территорию Казахстана и России.
Железнодорожный транспорт
Транспортировка осуществляется различными типами вагонов: почтово-багажными, крытыми грузовыми, фитинговыми платформами (для контейнеров), рефрижераторными. Наиболее быстрая перевозка контейнерными поездами.
Это подходящий вариант доставки стандартных, негабаритных, тяжеловесных грузов, в том числе насыпных и наливных материалов, продуктов и длинномерного промышленного оборудования. Железнодорожная доставка подходит также для строительных материалов. Вагоны подходят для длинного груза и сыпучего товара, контейнер - для небольшой партии груза (например, одежда, обувь).
Часто груз перемещают по Харбинской железной дороге на север Китая до границы с Россией, где он проходит таможенное оформление, а затем транспортируется дальше по Транссибирской магистрали. Достоинство перевозки железнодорожным транспортом - ее относительная дешевизна, однако время нахождения товара в пути оказывается значительным. Одна из причин этого - разная ширина железнодорожной колеи в Китае и России, поэтому грузы после пересечения границы приходится переставлять из одного состава на другой. Это достаточно долгий процесс, который серьезно удорожает некоторые виды грузов.
В настоящее время грузы из Китая в Россию при железнодорожных перевозках начали задерживаться, одной из причин стала нехватка платформ для перегрузки из-за возросшего потока грузов из Китая. Сроки доставки товаров по железной дороге обычно составляют от 18 до 25 дней, однако на текущий момент они увеличились на 4 недели.
Один из способов доставки грузов железнодорожным транспортом - транзит через Казахстан в Россию, а затем в Республику Беларусь. Но сложность в том, что с территории Китая к Казахстану подходят более 20 железнодорожных путей, которые сходятся в одну дорогу и в результате грузовые железнодорожные составы долго простаивают в ожидании проезда. Кроме того, в настоящее время длительные простои связаны с тщательной проверкой железнодорожных грузов, следующих транзитом через Казахстан в Россию.
Достоинствами перевозок грузов железнодорожным транспортом помимо относительной дешевизны является возможность перевозить товары в любую погоду, развитая сеть железнодорожных путей в Китае, транзитных странах и стране назначения, объем и категории товаров не имеют значения.
Этот способ транспортировки выбирают в случаях:
• удаленности места доставки от морских портов;
• доставки негабаритных товаров;
• когда нет возможности использовать автотранспорт.
Железную дорогу также используют как звено в мультимодальной перевозке: когда груз сначала плывет до Дальнего Востока, а потом уже поездом доставляется по территории России. Однако для белорусских субъектов хозяйствования - это самый длинный путь доставки груза.
Автомобильный транспорт
Товар, ввезенный на территорию Республики Беларусь автомобильным транспортом, может быть доставлен в любой населенный пункт. Доставка груза автомобильным транспортом выбирается, когда необходимо доставить груз прямо на склад заказчика.
Доставка грузов из Китая автомобильным грузовым транспортом обладает следующими достоинствами:
• доставка по схеме «от двери до двери», то есть прямо на склад получателя;
• возможность изменить маршрут доставки уже после погрузки в транспортное средство;
• один из самых экономных способов доставки (при оптовых закупках товара важнейшим показателем является рентабельность перевозок, зависящая от соотношения времени к стоимости, и перевозки автомобильным транспортом здесь имеют преимущество);
• благодаря наличию у перевозчиков большого ассортимента специализированных грузовых транспортных средств, автомобильные перевозки можно назвать универсальными, пригодными для транспортировки практически любых категорий товаров;
• в случае выбора доставки сборных грузов расходы на транспортировку оказываются более низкими, поскольку делятся между всеми получателями товара пропорционально объемам перевозимого груза;
• при закупках скоропортящихся продуктов использование автомобилей-рефрижераторов позволяет доставлять товары быстрее, чем железнодорожным транспортом, без потери их потребительских качеств;
• доставка грузов из Китая автомобильным транспортом по оперативности уступает только авиаперевозкам, отличаясь доступной стоимостью. Средний срок доставки груза из Китая в Республику Беларусь составляет 10-20 дней.
При перевозках грузов в Китай и из Китая автомобильным транспортом следует учесть, что Китай не присоединился к ДОПОГ (Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов), поэтому допущение к перевозке каждого отдельного опасного груза в автомобильном сообщении с Китаем осуществляется в соответствии с заключенными между странами двухсторонними соглашениями. Китай также не присоединился к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956. Однако в связи с тем, что Республика Беларусь является участницей КДПГ, при осуществлении перевозки с (на) территории(ию) Китая к отношениям сторон положения КДПГ применимы.
Доставка товаров автомобильным транспортом также востребована при комбинированной транспортировке груза несколькими видами транспорта.
Мультимодальная перевозка
Доставка товаров автомобильным транспортом напрямую используется редко, а доставка по морю, воздуху или железной дороге возможна только до промежуточного пункта. Как правило, это железнодорожная станция, морской порт или аэропорт. Чтобы привезти товар из Китая получателю в Республику Беларусь, часто приходится задействовать несколько видов транспорта. Следовательно, важно еще на этапе планирования поставки товаров выстроить логистическую цепочку с учетом выбранных видов транспорта и определить оптимальный маршрут поставки. Выбор логистической цепочки зависит от трех составляющих: сроков, цены и качества доставки.
Под мультимодальной перевозкой понимается транспортировка любых грузов двумя или более видами транспорта, которую организует одна транспортно-логистическая компания. На весь путь следования груза заключается один договор с заказчиком на организацию перевозки, при этом исполнитель, являясь ответственным за доставку груза перед заказчиком, может привлекать в целях выполнения отдельных этапов перевозки транспорт других перевозчиков. Транспортно-логистическая компания выстраивает оптимальную логистическую цепочку доставки груза с учетом множества факторов, таких как тип груза, конечный пункт доставки, сроки, цена и пр.
Начальный пункт доставки товара при мультимодальной перевозке - склад отправителя. Товар доставляется со склада в аэропорт, порт или на железнодорожную станцию. Далее груз перевозится основным выбранным способом перевозки (авиаперевозка, морская или железнодорожная). На завершающем этапе груз доставляется получателю, как правило, автомобильным транспортом.
Наиболее распространены следующие мультимодальные перевозки грузов из Китая:
1) автомобильный грузовой транспорт до пункта отправки из Китая + железная дорога / морская перевозка / авиаперевозка контейнерами + автомобильный грузовой транспорт до склада получателя;
2) автомобильный грузовой транспорт до пункта отправки из Китая + доставка морем до портов России + железнодорожный транспорт + автомобильный грузовой транспорт до склада получателя.
Особенности, которые необходимо учесть при транспортировке товаров из Китая вне зависимости от вида транспорта
В первую очередь необходимо обращать внимание на международные стандарты при перевозках грузов. Все нормы должны быть соблюдены. Необходимо организовать контроль каждого участка пути следования товара к месту назначения.
При доставке из Китая товары перевозят в таре или без нее. Упаковка может быть потребительской, дополнительной и транспортной. С учетом длительного времени доставки, даже при условии транспортировки в контейнере, тара должна выдержать определенные нагрузки, в том числе механические, климатические, биологические.
Универсальные правила подготовки грузов к перевозке заключаются в следующем:
• тара должна быть исправна;
• упаковка должна соответствовать форме, размеру и весу содержимого;
• товар необходимо надежно зафиксировать в таре;
• маркировка грузовых мест должна соответствовать содержимому;
• опасные грузы нужно упаковывать в сертифицированную упаковку отдельно от других;
• ценные грузы транспортируются в опломбированной таре.