Всё по одной теме.
Экологический налог
Обратите внимание! Закон от 27.12.2023 № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» с 1 января 2024 г. внес изменения в НК, в том числе по экологическому налогу. Изменения с 1 января 2024 г. в налогообложении см. в пособии-навигаторе: «НК-2024: навигатор изменений по налогообложению». О планируемых с 2025 г. изменениях по экологическому налогу можно узнать здесь. |
В соответствии с законодательством Республики Беларусь природопользование является платным, что подразумевает внесение платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.
Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в гл.21 НК.
Подборка представляет собой перечень размещенных в «Бизнес-Инфо» аналитических материалов, разъяснений специалистов налоговых органов и мнений экспертов по данной теме.
Чтобы вникнуть во все изменения законодательства и избежать ошибок при исчислении и уплате экологического налога, предлагаем изучить разделы:
Налоговый календарь по экологическому налогу на 2024 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов производства владельцами объектов хранения и захоронения
Квартальная декларация (общий порядок) исходя из фактических объемов выбросов и хранения (захоронения) в отчетном квартале | ||
кварталы | срок (не позднее) | |
представления декларации (ч.1 п.2 ст.252, ч.7 ст.4 НК) |
уплаты налога (ч.1 п.2 ст.252, ч.7 ст.4 НК) | |
IV квартал 2023 г. |
22.01.2024 (понедельник) |
22.01.2024 (понедельник) |
I квартал 2024 г. |
22.04.2024 (понедельник) |
22.04.2024 (понедельник) |
II квартал 2024 г. |
22.07.2024 (понедельник) |
22.07.2024 (понедельник) |
III квартал 2024 г. |
21.10.2024 (понедельник) |
22.10.2024 (вторник) |
IV квартал 2024 г. |
20.01.2025 (понедельник) |
22.01.2025 (среда) |
Годовая декларация | |||
исходя из установленного в разрешениях годового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства (подп.3.1 п.3 ст.252 НК) | на основании фактических годовых объемов | ||
срок (не позднее) | срок (не позднее) | ||
представления декларации (абз.1 подп.3.1 п.3 ст.252, ч.7 ст.4 НК) |
уплаты налога (абз.2 подп.3.1 п.3 ст.252 НК) |
представления декларации (подп.3.2 п.3 ст.252, ч.7 ст.4 НК) |
уплаты налога (подп.3.2 п.3 ст.252, ч.7 ст.4 НК) |
22.04.2024 (понедельник) |
По выбору плательщика: - один раз в год в размере исчисленной суммы за год: 22.04.2024 (понедельник) или - ежеквартально в размере 1/4 исчисленной суммы налога: 22.04.2024 (понедельник); 22.07.2024 (понедельник); 22.10.2024 (вторник); 22.01.2025 (среда) |
За 2023 год | |
20.02.2024 (вторник) |
22.02.2024 (четверг) | ||
За 2024 год | |||
20.02.2025 (четверг) |
24.02.2025 (понедельник) | ||
24.02.2025 (понедельник) - доплата по факту |
Налоговый календарь по экологическому налогу на 2024 год за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом
Налоговый период - квартал | Срок (не позднее) | |
представления налоговых декларации (абз.7 п.3 Указа от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении» |
уплаты налога (абз.8 п.3 Указа № 9 | |
IV квартал 2023 г. |
20.03.2024 (среда) |
22.03.2024 (пятница) |
I квартал 2024 г. |
22.04.2024 (понедельник) |
22.04.2024 (понедельник) |
II квартал 2024 г. |
22.07.2024 (понедельник) |
22.07.2024 (понедельник) |
III квартал 2024 г. |
21.10.2024 (понедельник) |
22.10.2024 (вторник) |
IV квартал 2024 г. |
20.03.2025 (четверг) |
24.03.2025 (понедельник) |
1. Плательщики экологического налога
Плательщиками экологического налога признаются организации (п.2 ст.14 НК) и индивидуальные предприниматели (ст.19 НК) (п.1 ст.246 НК) при наличии объектов налогообложения.
Не являются плательщиками экологического налога (за исключением налога за захоронение отходов производства, приобретенных в собственность в целях последующего захоронения):
• бюджетные организации (п.3 ст.246 НК);
• организации, применяющие УСН (подп.1.4 п.1 ст.326 НК);
• плательщики единого налога с ИП и иных физлиц (подп.1.3 п.1 ст.336 НК);
• организации, уплачивающие единый налог для производителей сельхозпродукции (подп.5.4 п.5 ст.347 НК).
Обратите внимание! Налоговые льготы, предусмотренные Декретом от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», не касаются уплаты экологического налога коммерческими организациями Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (абз.4 подп.1.1 п.1 Декрета № 6). |
1.1. Плательщики экологического налога за захоронение отходов производства
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п.2 ст.246 НК).
Справочно Отходы производства - отходы, отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (субъекты хозяйствования) экономической деятельности (производства продукции, производства (выработки) энергии, выполнения работ, оказания услуг) (п.25 ст.1 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» Собственник отходов - субъект хозяйствования (юрлицо, ИП) или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшие право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате их экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом № 271-З и гражданским законодательством (п.34 ст.1 Закона № 271-З). |
Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона № 271-З):
• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено Законом № 271-З и иными актами законодательства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов, или иным договором, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством.
Справочно Производитель отходов - субъект хозяйствования (юрлицо, ИП), физическое лицо, не являющееся ИП, экономическая деятельность, жизнедеятельность которых приводят к образованию отходов (п.27 ст.1 Закона № 271-З); |
• субъект хозяйствования (юрлицо, ИП), физическое лицо - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность;
• юрлицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления - с момента размещения отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов физлицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.
Обратите внимание! Отчуждение отходов другому субъекту хозяйствования, осуществляющему обращение с отходами, допускается только в целях (п.3 ст.3 Закона № 271-З): • их заготовки и (или) сортировки - субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с заготовкой и (или) сортировкой отходов (подп.3.1); • их использования - на объекты, включенные в реестр объектов по использованию отходов, а также использования для изоляции слоев отходов - на объекты захоронения отходов, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (подп.3.2); • их обезвреживания и (или) захоронения - на объекты, включенные в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (подп.3.3); • выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием и (или) обезвреживанием отходов (подп.3.4); • их вывоза на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение за пределы территории Республики Беларусь (подп.3.5). |
Не являются плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства, кроме случаев захоронения отходов производства, приобретенных в собственность на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения:
• бюджетные организации (п.3 ст.246 НК);
• организации, применяющие УСН (подп.1.4 п.1 ст.326 НК);
• организации, уплачивающие единый налог для производителей сельхозпродукции (подп.5.4 п.5 ст.347 НК).
Дополнительно по теме • Исчисление экологического налога за хранение и захоронение отходов производства. • К организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, переходит право собственности на отходы потребления в рамках совершения сделки об отчуждении таких отходов, заключаемой с физическим лицом. В дальнейшем организация передает данные отходы в установленном порядке на захоронение. Будет ли организация являться плательщиком экологического налога за захоронение указанных отходов потребления? |
1.2. Плательщики экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Организации (за исключением бюджетных организаций, организаций - плательщиков единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, а также организаций, применяющих УСН) признаются плательщиками экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наличии объекта обложения (пп.1, 3 ст.246, подп.1.4 п.1 ст.326, подп.5.4 п.5 ст.347 НК).
Объектами налогообложения экологическим налогом признаются выбросы, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях. Подробнее об объекте обложения экологическим налогом на выбросы см. в разделе 2.1.
Дополнительно по теме • Как надлежащим образом отразить в договоре аренды условие о принадлежности арендатору отходов его производства? Кто ответственен за такие отходы - арендодатель или арендатор? • Как правильно организации отразить в договоре аренды условия, что отходы производства арендатора - собственность арендатора с момента их образования (например, организацией сдается магазин в аренду, находится за пределами территории предприятия). Разработана в 2020 году инструкция по обращению с отходами производства. Нужно ли вносить в нее изменения, если отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций (код 9120800) будут собственностью арендатора на период действия договора аренды? |
2. Объекты налогообложения экологическим налогом
Объекты обложения экологическим налогом перечислены в ст.247 НК.
2.1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Объектом обложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) суммарные показатели таких загрязняющих веществ, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп.1.1 п.1 ст.247 НК).
Обратите внимание! Общий органический углерод не подлежит налогообложению экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч.6 письма МНС от 03.08.2021 № 2-2-14/01710 «Об экологическом налоге»). |
Порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их дубликатов, внесения в них изменений, прекращения их действия установлен одноименным Положением, утв. постановлением Совмина от 21.05.2009 № 664.
Разрешения на выбросы выдаются юрлицам и ИП при планировании и (или) осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов и (или) их совокупности (далее - объект воздействия на атмосферный воздух), принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании, в случаях (п.2 Положения № 664, ч.1 п.1 ст.19 от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»):
1) осуществления пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объектов воздействия на атмосферный воздух (абз.2);
2) эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (абз.3):
• суммарные валовые выбросы от всех объектов составляют более 3 т в год;
• валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности превышают 10 кг в год (абз.3 ч.2 п.1 ст.19 Закона № 2-З);
3) производства (выработки) энергии с использованием отходов 1-3 классов опасности и (или) обезвреживании отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух (абз.4).
Справочно Стационарные источники выбросов - источники выбросов, перемещение которых без демонтажа невозможно и местоположение которых может быть определено с применением единой государственной системы координат либо которые могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, но требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации (п.22 ст.1 Закона от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»). |
При этом не требуется получение разрешения на выбросы юрлицам и ИП, указанным выше, в случае, если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Минприроды (абз.2 ч.2 п.1 ст.19 Закона № 2-З). Такой Перечень установлен в приложении 2 к постановлению Минприроды от 27.12.2023 № 33.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом возможного внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающим нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства (подп.1.2 п.1 Указа от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях»).
Порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определен Положением о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений, утв. постановлением Совмина от 12.12.2011 № 1677.
Дополнительно по теме • Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. |
2.2. Сброс сточных вод в окружающую среду
Объектом обложения экологическим налогом признается сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (подп.1.2 п.1 ст.247 НК).
Исключение:
• сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду через систему дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков и таяния снега (подп.2.2 п.2 ст.247 НК);
• сброс сточных вод, образующихся при поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, сброс сточных вод от опорожнения чаш фонтанов (подп.2.3 п.2 ст.247 НК).
Справочно Сточные воды - воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в том числе через систему канализации (п.39 ст.1 ВК). |
К сточным водам не относятся (п.2 ст.46 ВК):
• карьерные (шахтные, рудничные) воды;
• воды от прокачки водозаборных сооружений, предназначенных для добычи подземных вод;
• дренажные воды;
• воды, которые образуются при выпадении атмосферных осадков, таянии снега и не сбрасываются в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств;
• воды, которые образуются в результате растворения или разбавления атмосферными осадками отходов обогащения полезных ископаемых на объектах их хранения;
• воды, отводимые от дорожной полосы в окружающую среду.
Пользование водными объектами для сброса сточных вод всех видов может осуществляться только на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений, за исключением сброса сточных вод в окружающую среду гражданами (за исключением индивидуальных предпринимателей) (п.1 ст.47 ВК).
Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов установлен Положением о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, а также выдачи заключений о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод, утв. постановлением Совмина от 02.03.2015 № 152.
Порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений определен Положением № 1677.
2.3. Хранение отходов производства
Объектом обложения экологическим налогом признается хранение отходов производства (подп.1.3 п.1 ст.247 НК).
Справочно Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (субъекты хозяйствования) экономической деятельности (производства продукции, производства (выработки) энергии, выполнения работ, оказания услуг) (п.25 ст.1 Закона № 271-З). Хранение отходов - временное и (или) долговременное хранение отходов (п.38 ст.1 Закона № 271-З). |
Не являются объектами обложения экологическим налогом:
• хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (ранее - в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов) (подп.2.4 п.2 ст.247 НК);
• хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов (подп.2.5 п.2 ст.247 НК).
Одной транспортной единицей является допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки, которое устанавливается с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким транспортным средством одним рейсом (но не более количества отходов производства, которое может быть размещено в местах временного хранения таких отходов с учетом их мощностей), и указывается вместе с его обоснованием и (или) периодичностью вывоза отходов производства и с обоснованием установления такой периодичности в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами (п.20 Инструкции № 45);
• хранение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп.2.6 п.2 ст.247 НК);
• хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы (подп.2.7 п.2 ст.247 НК).
Справочно Правила обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, уст. постановлением Минприроды от 24.06.2008 № 62. |
Обратите внимание! При нарушении порядка ведения учета отходов производства, установленного законодательством об обращении с отходами, нормы подп.2.4, 2.5 п.2 ст.247 НК не применяются (ч.2 ст.248 НК). |
Дополнительно по теме • Исчисление экологического налога за хранение и захоронение отходов производства. • В организации одна транспортная единица хранения отходов установлена в размере 1 т. В IV квартале 2022 г. на временное хранение размещено 2 т отходов, в I квартале следующего года еще 1 т (вывоз отходов не производился). Как уплатить экологический налог за хранение отходов производства в такой ситуации? • Организации довели план - сдать черный металлолом. Металлолом собран, оприходован и сдан Вторчермету. В инструкции по обращению с отходами производства нет такого вида отходов. Необходимо ли вносить изменения в инструкцию и платить экологический налог? • У предприятия имеется разрешение на хранение отхода производства. Отход образовался один раз и хранится постоянно в одном и том же количестве, его размер не превышает одну транспортную единицу. Как исчисляется налог за хранение отходов в отчетном и последующих периодах? • У предприятия имеется разрешение на хранение отхода производства. В сентябре 2022 г. в месте хранения отходов накопились отходы в количестве, превышающем одну транспортную единицу. Отходы вывезены 26.09.2022. Возникает ли в III квартале 2022 г. объект для исчисления налога на хранение отходов производства? • Организация в II квартале 2022 г. уплатила экологический налог за хранение отходов производства, так как объем хранящихся на территории предприятия отходов превысил одну транспортную единицу (одна транспортная единица - 1,5 т, фактически хранилось - 2,8 т). Возникает ли объект налогообложения экологическим налогом в III квартале 2022 г., если отходы так и не были вывезены с мест хранения? |
2.4. Захоронение отходов производства
Объектом обложения экологическим налогом признается захоронение отходов производства или использование отходов производства в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения отходов (подп.1.4 п.1 ст.247 НК).
Справочно Захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования, обезвреживания (п.7 ст.1 Закона № 271-З). |
Не являются объектами обложения экологическим налогом:
• захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп.2.6 п.2 ст.247 НК);
• захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год в целом по плательщику (подп.2.8 п.2 ст.247 НК).
Справочно Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, классифицируются кодом 9120400 (Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утв. постановлением Минприроды от 09.09.2019 № 3-Т). Данные отходы не следует путать с отходами жизнедеятельности населения, классифицируемыми кодом 9120100. Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки установлены Указом от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, уст. в приложении к постановлению Минжилкомхоза от 26.12.2019 № 31. |
Обратите внимание! Хранение и захоронение отходов потребления экологическим налогом не облагается (подп.1.3, 1.4 п.1 ст.247 НК). Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, в том числе отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования (п.24 ст.1 Закона № 271-З). |
Хранение и захоронение отходов производства осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в соответствии с порядком, изложенным в Положении об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утв. постановлением Совмина от 28.11.2019 № 818.
Разрешения получают производители отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами. При аренде (безвозмездном пользовании) капстроений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов разрешение получает арендодатель (ссудодатель) таких объектов, передаваемых во владение и (или) пользование производителю отходов производства, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования) (п.2 Положения № 818).
Обратите внимание! Получения разрешения не требуется в случаях (п.3 Положения № 818): • захоронения образовавшихся в результате деятельности заявителя отходов производства, которые отнесены в соответствии с законодательством об обращении с отходами к коммунальным отходам и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам; • захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении: - товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения; - имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства; - орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами любительского рыболовства и Правилами ведения рыболовного хозяйства, утв. Указом от 21.07.2021 № 284; • захоронения отходов производства при ликвидации места их несанкционированного размещения при установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате ее засорения отходами. |
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется организации - собственнику отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.2 ст.246, п.4 ст.251 НК).
Обратите внимание! Владельцы объектов захоронения отходов, при получении от собственников отходов производства для использования в качестве изолирующего материала при захоронении отходов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических, должны исчислить и предъявить собственникам таких отходов производства экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов, в порядке, установленном НК (письмо МНС от 15.11.2021 № 10-1-11/5493 «Об уплате экологического налога за захоронение отходов при изоляции слоев отходов и рекультивации нарушенных земель»). |
Дополнительно по теме • Кто определяет, является ли предприятие плательщиком экологического налога за захоронение отходов. • Организация - плательщик единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции оказывает населению услуги по ассенизации. При этом использует ассенизаторскую машину организации, которая откачивает канализацию населения. Возникает ли объект налогообложения экологическим налогом? |
2.5. Транспортировка нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом по территории Республики Беларусь
С 01.01.2020 объектом обложения экологическим налогом признается транспортировка по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (п.2 Указа № 9).
3. Налоговая база экологического налога
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы (ч.1 ст.248 НК):
1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) суммарных показателей таких загрязняющих веществ, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз.2);
2) сброса сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (абз.3);
3) отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об обращении с отходами (абз.4).
Справочно При долговременном хранении отходов производства санкционированные места хранения отходов производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых Минприроды. При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения указываются в инструкциях по обращению с отходами производства. При отсутствии таких инструкций (когда их разработка не требуется) такими местами являются места временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, а также капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, предоставленных субъектам хозяйствования в соответствии с законодательством либо принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве (ч.1 п.2, ч.1 п.3 ст.26, п.2 ст.31 Закона № 271-З); |
4) отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение или для использования в качестве изолирующего слоя (абз.5).
Обратите внимание! С 2024 года при нарушении порядка ведения учета отходов производства, установленного законодательством об обращении с отходами, нормы подп.2.4, 2.5 п.2 ст.247 НК не применяются и налоговая база в таких случаях определяется как (ч.2 ст.248 НК): • 1/4 количества отходов производства, установленного в качестве лимита хранения отходов производства в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или комплексных природоохранных разрешениях; • количество отходов производства, необходимое для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов, установленное для организации в соответствии с законодательством об обращении с отходами . |
При транспортировке по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом налоговая база экологического налога определяется как произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах (абз.3 п.3 Указа № 9).
Дополнительно по теме • Организация в II квартале 2022 г. уплатила экологический налог за хранение отходов производства, так как объем хранящихся на территории предприятия отходов превысил одну транспортную единицу (одна транспортная единица - 1,5 т, фактически хранилось - 2,8 т). В августе 2022 г. отходы полностью вывезены, но на конец III квартала 2022 г. накоплено 3 т отходов. Какой объем отходов подлежит обложению экологическим налогом в III квартале 2022 г.? |
3.1. Определение фактических объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами
Юрлица и ИП при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет изымаемых (добываемых) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в окружающую среду, отходов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об обращении с отходами), а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном Минприроды (п.1 ст.50 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Ведение учета предполагает сбор, анализ, обработку и накопление данных об изымаемых (добываемых) природных ресурсах, выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах сточных вод в окружающую среду, отходах, иных видах вредного воздействия на окружающую среду (подп.1.4 п.1 постановления Минприроды от 20.06.2014 № 27 «Об учете используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду»
В процессе ведения учета используются инструментальные, неинструментальные (расчетные) и расчетно-инструментальные методы в соответствии с требованиями, установленными (подп.1.2 п.1 постановления № 27):
• ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т;
• ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т.
Для ведения учета применяются формы учетной документации, предусмотренные вышеназванными экологическими нормами и правилами (подп.1.3 п.1 постановления № 27).
Природопользователь обеспечивает ведение учета в течение всего срока осуществления хозяйственной и иной деятельности (подп.1.6 п.1 постановления № 27).
Формы учетной документации, ведение которых в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности осуществляет природопользователь, должны быть включены в инструкцию по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, которую обязаны разработать юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую вредное воздействие на окружающую среду (п.9 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, утв. постановлением Минприроды от 11.10.2013 № 52).
Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены в приложении к Указу от 24.06.2008 № 349.
Обратите внимание! Инструкция о ПЭК утверждается самим природопользователем и не подлежит согласованию с территориальными органами Минприроды. |
3.2. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в соответствии с требованиями, установленными Минприроды, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках (п.2 ст.34 Закона № 2-З).
Количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов определяется на основании инвентаризации, проводимой в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. постановлением № 33.
Классы опасности загрязняющих веществ и порядок их отнесения к определенным классам опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Минздрава от 21.12.2010 № 174.
При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (п.2 ст.251 НК).
Для учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов применяются формы ПОД (ч.4 п.22 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т):
• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов расчетным методом (ПОД-1);
• журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (ПОД-2);
• журнал учета времени и режима работы стационарных источников выбросов и газоочистных установок (ПОД-3).
При расчете объемов выбросов загрязняющих веществ рекомендуем воспользоваться Калькулятором учета выбросов в атмосферный воздух (формы ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3). |
3.3. Учет сброса сточных вод
Обязанность водопользователей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, вести учет сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, установлена ВК (подп.2.2 п.2 ст.37 ВК).
Сброс производственных сточных вод в окружающую среду, в том числе через систему канализации населенных пунктов, должен осуществляться с соблюдением условий приема таких сточных вод в систему канализации, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Совмином.
Порядок приема производственных сточных вод установлен в гл.8 Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утв. постановлением Совмина от 30.09.2016 № 788.
Для обработки и регистрации результатов измерений расходов (объемов) вод применяются (п.91 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утв. постановлением Минприроды от 18.07.2017 № 5-Т):
• форма ПОД-6 «Журнал учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду с применением средств измерений расхода (объема) вод» - при ведении учета вод инструментальным (с применением средств измерений расхода (объема) вод) методом;
• форма ПОД-7 «Журнал учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду неинструментальным (расчетным) методом» - при ведении учета неинструментальным (расчетным) методом.
При расчете объемов сброса сточных вод рекомендуем воспользоваться Калькулятором учета водопотребления и водоотведения (формы ПОД-6 и ПОД-7). |
Дополнительно по теме • Особенности учета воды для расчета налога за добычу природных ресурсов и экологического налога при демонтаже средств измерения. |
3.4. Учет отходов производства
Учет отходов - система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними (п.37 ст.1 Закона № 271-З).
Определение количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования осуществляется при проведении инвентаризации в соответствии с Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утв. постановлением Минприроды от 29.02.2008 № 17.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разработать, утвердить и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства (подп.1.8, 1.9 ст.19 Закона № 271-З) в соответствии с Инструкцией № 45. При аренде (безвозмездном пользовании) капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов собственники таких объектов, передаваемых во владение и (или) пользование арендатору (ссудополучателю), либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (ссудополучателя) (п.5 Инструкции № 45).
Для ведения учета отходов применяются (п.107 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017):
• форма ПОД-9 «Книга учета отходов» - для ведения учета отходов в местах их образования (поступления);
• форма ПОД-10 «Книга общего учета отходов» - для ведения учета образования отходов у субъектов хозяйствования, поступления отходов от других субъектов хозяйствования, физических лиц и (или) передачи отходов другим субъектам хозяйствования.
Для учета отходов производства рекомендуем воспользоваться Калькулятором учета отходов (формы ПОД-9 и ПОД-10). |
Дополнительно по теме • Исчисление экологического налога за хранение и захоронение отходов производства. |
4. Ставки экологического налога
Ставки экологического налога установлены в размерах согласно приложениям 7-9 к НК.
Обратите внимание! Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух первого класса опасности не установлены. Соответственно, такие выбросы загрязняющих веществ не облагаются экологическим налогом. |
С 1 января 2022 г. установлены ставки экологического налога за транспортировку 1 т на 100 км транзитом по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти - 0,35 руб., нефтепродуктов - 0 руб. (абз.4 п.3 Указа № 9).
К ставкам экологического налога установлен ряд понижающих коэффициентов (п.2 ст.249 НК).
Понижающие коэффициенты к ставкам экологического налога
Экологический налог | Коэффициент | Примечание |
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения (подп.2.1 п.2 ст.249 НК). Справочно Под выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующимися при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, понимаются выбросы от сгорания топлива, при котором вырабатывается электрическая энергия, отпускаемая населению для целей освещения, питания электробытовых приборов и стационарных электроплит, а также тепловая энергия, отпускаемая населению для целей отопления и горячего водоснабжения, в том числе для объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обслуживания, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения |
0,27 |
Не применяется к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при теплоэнергообеспечении технологических процессов собственного производства |
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при использовании RDF-топлива (подп.2.3 п.2 ст.249 НК). Справочно RDF-топливо - твердое топливо, изготовленное из пре-RDF-топлива и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива (абз.8 ч.1 приложения 1 к Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 28.07.2017 № 567) |
0,64 |
|
За сброс сточных вод в окружающую среду для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) (подп.2.4 п.2 ст.249 НК). Справочно К сбросу сточных вод владельцами коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения) относятся сброс сточных вод от населения, проживающего в жилых домах, а также сброс сточных вод от объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обслуживания, образования, культуры и искусства, обеспечивающих социально-бытовые нужды населения |
0,006 |
Дополнительно по теме • Расчет экологического налога на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух: разбираем ситуацию. |
5. Налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога
Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (ст.250 НК; абз.6 п.3 Указа № 9).
5.1. Порядок исчисления экологического налога
Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п.1 ст.251 НК).
Сумма экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100 (абз.5 п.3 Указа № 9).
Сумма экологического налога может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов производства, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок экологического налога (п.3 ст.251 НК).
В случаях, установленных п.5 ст.251 НК, сумма исчисленного экологического налога уменьшается.
Случаи уменьшения исчисленного экологического налога
Экологический налог | Период | Размер |
не более исчисленной суммы экологического налога в квартал на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в возведение и (или) реконструкцию: | ||
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч.1 п.5 ст.251 НК) |
Ежеквартально |
газоочистных установок, установок по использованию возобновляемых источников энергии, а также в создание автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (не более исчисленной суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанный период) |
За сброс сточных вод (ч.2 п.5 ст.251 НК) | сооружений, установок и (или) устройств, предназначенных для удаления из сточных вод загрязняющих веществ, обработки осадка и выпуска очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты | |
За хранение отходов производства (ч.3 п.5 ст.251 НК) | объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания и хранения отходов | |
За захоронение отходов производства (ч.4 п.5 ст.251 НК) | объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания и хранения отходов |
Дополнительно по теме • Исчисление экологического налога за хранение и захоронение отходов производства. • Организация в I квартале 2022 г. построила объект по хранению отходов производства стоимостью 400,00 руб., оплата которого в этом же квартале произведена частично за счет финансирования из бюджета - 100,00 руб., остальная сумма - собственные средства организации. Сумма экологического налога за хранение отходов производства за I квартал 2022 г. составила 250,00 руб., за сброс сточных вод - 800,00 руб. В какой сумме организация вправе прольготировать экологический налог за I квартал 2022 г.? • В 2017 году организация ввела в эксплуатацию объект «Фотоэлектрическая станция», использующий возобновляемый источник энергии - энергию солнца. Организация не применяла льготу по экологическому налогу. Вправе ли она применить льготу по экологическому налогу в 2022 году за прошлые налоговые периоды? |
5.2. Сроки представления деклараций и уплаты экологического налога
Порядок и сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога установлены в ст.252 НК.
Сроки представления деклараций и уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение отходов производства
Тип декларации | Срок представления | Срок уплаты экологического налога | Исчисление |
Квартальная (общий порядок) | Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 п.1 ст.252 НК). Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу, владельцами объектов хранения отходов (ч.2 п.1 ст.252 НК) |
Ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 п.2 ст.252 НК) | Исходя из фактических объемов выбросов и хранения в отчетном квартале |
Годовая | Не позднее 20 апреля календарного года | По выбору плательщика: - один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля календарного года или - ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога |
Исходя из установленного в разрешениях годового объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения отходов (подп.3.1 п.3 ст.252 НК) |
Годовая (по фактическим объемам) | По истечении календарного года не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом | Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим годом | На основании фактических годовых объемов производится доплата или возврат налога (подп.3.2 п.3 ст.252 НК) |
Реестры объектов хранения, захоронения отходов см. здесь. |
Обратите внимание! Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов (ч.2 п.1 ст.252 НК). Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган владельцами объектов захоронения отходов (ч.3 п.1 ст.252 НК). |
Сроки представления налоговых деклараций и уплаты экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (ст.252 НК):
Срок представления налоговых деклараций |
Ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, владельцами объектов захоронения отходов (ч.1, 3 п.1) |
Срок уплаты экологического налога |
Ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, владельцами объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства (ч.1, 2 п.2). В момент оплаты услуг по захоронению отходов отдельной платежной инструкцией, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, собственниками отходов производства (ч.3 п.2) |
Сроки представления налоговых деклараций и уплаты экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (абз.7, 8 п.3 Указа № 9):
Календарные кварталы | Срок представления налоговых деклараций | Срок уплаты экологического налога |
I-III | Не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | Не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
IV | Не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | Не позднее 22 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом |
5.3. Особенности уплаты экологического налога за захоронение отходов производства
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.4 ст.251 НК).
Обратите внимание! Владельцы объектов захоронения отходов, при получении от собственников отходов производства для использования в качестве изолирующего материала при захоронении отходов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических, должны исчислить и предъявить собственникам таких отходов производства экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов, в порядке, установленном НК (письмо МНС от 15.11.2021 № 10-1-11/5493 «Об уплате экологического налога за захоронение отходов при изоляции слоев отходов и рекультивации нарушенных земель»). |
Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.
Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.2 и 3 п.2 ст.252 НК).
В случае неперечисления собственниками отходов производства в установленный срок сумм экологического налога за захоронение отходов производства:
• для каждого собственника сумма исчисленного экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производства увеличивается на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абз.2 ч.4 п.2 ст.252 НК);
• экологический налог перечисляется собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства в сумме, соответствующей тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога (абз.3 ч.4 п.2 ст.252 НК).
Владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), в налоговые органы по месту постановки на учет по каждому собственнику отходов производства представляются сообщения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Форма и форматы сообщений, а также порядок их представления в налоговый орган устанавливаются МНС (абз.4 ч.4 п.2 ст.252 НК).
Обратите внимание! С 01.01.2022 для взыскания задолженности по экологическому налогу с собственников отходов производства не требуется ее подтверждения. |
Взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства производится налоговыми органами (абз.5 ч.4 п.2 ст.252 НК).
6. Заполнение налоговых деклараций по экологическому налогу
Формы налоговых деклараций по экологическому налогу утв. постановлением МНС от 03.01.2019 № 2:
• по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно приложению 9;
• экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду согласно приложению 10;
• экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства согласно приложению 11;
• экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом согласно приложению 111.
Порядок заполнения налоговых деклараций по экологическому налогу установлен:
• за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в гл.10 постановления № 2;
• сброс сточных вод в окружающую среду - в гл.11 постановления № 2;
• хранение, захоронение отходов производства - в гл.12 постановления № 2;
• транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом - в гл.121 постановления № 2.
Справочно Порядок заполнения приложения 1 «Сведения о размере и составе использованных льгот» к налоговым декларациям (расчетам) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сброс сточных вод в окружающую среду разъяснен письмом МНС от 16.01.2020 № 2-2-14/00084. |
Дополнительно по теме • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду за III квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за III квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за II квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду за II квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение отходов производства за I квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение отходов производства за 2024 год исходя из установленных годовых объемов. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства в 2024 году. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за I квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2024 год исходя из установленных годовых объемов. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду за I квартал 2024 года. • Заполнение налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за сброс сточных вод в окружающую среду за 2024 год исходя из установленных годовых объемов. |
7. Налоговый учет экологического налога
Суммы экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод в окружающую среду, хранение, захоронение отходов производства включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (п.1 ст.253 НК).
При несвоевременном перечислении плательщиком владельцу объекта захоронения отходов производства исчисленной суммы экологического налога ему дополнительно начисляется двойная сумма этого налога, которая по своей сути является штрафной санкцией.
С 01.01.2021 суммы экологического налога за захоронение отходов производства, исчисленные в двойном размере в связи с их неперечислением собственниками отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производства в срок, не включаются организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.2 ст.253 НК).
Суммы экологического налога за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении (абз.9 п.3 Указа № 9).
8. Бухгалтерский учет экологического налога
Бухгалтерский учет экологического налога осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг»
Причитающиеся к уплате в бюджет суммы экологического налога отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов по учету затрат и кредиту субсчета 68-1 (ч.8 п.53 Инструкции № 50).
Перечисленные в бюджет платежи отражаются по дебету субсчета 68-1 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» и других счетов (ч.10 п.53 Инструкции № 50).
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»