Пособие от 05.06.2019
Автор: Ерилин Г.

Экологический налог за захоронение отходов для арендатора


СОДЕРЖАНИЕ

 

Является ли Арендатор плательщиком экологического налога?

Необходимо ли Арендатору согласовывать инструкцию по обращению с отходами с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды?

Должен ли Арендодатель, принимающий в собственность отходы Арендатора, в своей инструкции по обращению с отходами на площадях, сданных в аренду, прописывать Арендатора?

Требуется ли Арендатору согласовывать с Арендодателем норматив образования отходов при составлении договора?

Требуется ли Арендатору вести книгу учета отходов при составлении договора?

Следует ли оформлять передачу отходов от Арендатора Арендодателю каким-либо документом, например, актом передачи, накладной и пр.?

Надо ли Арендатору проводить инвентаризацию отходов и какова периодичность проведения инвентаризации отходов?

Можно ли отходы - обрезки офисной бумаги, битую посуду, поломанные канцтовары - отнести к отходам жизнедеятельности населения?

 

Материал помещен в архив

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ДЛЯ АРЕНДАТОРА

пример ситуация

Ситуация

Основной вид деятельности ОДО - оптовая торговля.

Предприятие (Арендатор) арендует помещения под офис и склад.

Согласно договору-1 аренды офиса: «Арендатор передает в собственность, а Арендодатель обязуется принять твердые бытовые отходы (ТБО) с последующей их сортировкой, размещением и уничтожением. Арендодатель, являющийся собственником ТБО, производит оплату за размещение ТБО в окружающей среде».

Согласно договору-2 аренды склада: «Арендатор проводит инвентаризацию отходов, устанавливает предельное количество (объем) отходов в календарном году; информирует Арендатора о превышении объема производимых им отходов установленного лимита, а также об изменении кода вывозимых отходов.

Арендодатель вывозит отходы производства, в том числе подобные отходам жизнедеятельности населения (код отходов 9120400), в количестве, определяемом по результатам инвентаризации отходов».

Рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть из данной ситуации.

Является ли Арендатор плательщиком экологического налога?

Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (п.2 ст.246 Налогового кодекса Республики Беларусь). В данном случае право собственности на отходы перешло к арендодателю, который и будет являться плательщиком экологического налога. Следует отметить, что объектом налогообложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (подп.2.8 п.2 ст.247 названного Кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. подп.2.8 п.2 ст.247 вышеназванного Кодекса дополнен словами «в целом по плательщику» на основании Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З.

 

Также следует отметить, что затраты арендодателя на вывоз отходов может быть возмещен арендатором в составе оплаты за оказываемые коммунальные услуги в соответствии с Положением о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2018 № 433.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2020 г. в Положение № 433 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.02.2020 № 88, в частности, изменено название: «Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов (затрат) по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги». Комментарий см. здесь.

Необходимо ли Арендатору согласовывать инструкцию по обращению с отходами с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды?

Основные обязанности в области обращения с отходами установлены п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон), в соответствии с которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). Комментарий см. здесь;

 

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Производители отходов производства обязаны обеспечивать (п.3 ст.17 Закона):

• разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;

• установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.

При этом индивидуальные предприниматели и микроорганизации освобождены от ряда указанных обязанностей, а именно:

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;

• разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (абзац 12 п.2 Общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7).

Таким образом, если организация является микроорганизацией, то имеет право не разрабатывать указанные документы.

В случае разработки инструкция подлежит согласованию в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818).

Должен ли Арендодатель, принимающий в собственность отходы Арендатора, в своей инструкции по обращению с отходами на площадях, сданных в аренду, прописывать Арендатора?

Требования к инструкции по обращению с отходами установлены Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.

При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п.5 указанной Инструкции). Однако данная норма не обязывает указывать в инструкции арендатора.

Требуется ли Арендатору согласовывать с Арендодателем норматив образования отходов при составлении договора?

Законодательство не предполагает согласования нормативов образования отходов.

Нормативы разрабатываются и утверждаются собственником отходов (п.2 Положения о порядке разработки нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.2 Положения о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением № 818.

Требуется ли Арендатору вести книгу учета отходов при составлении договора?

Необходимость ведения учета отходов определена подп.1.6 п.1 ст.17 Закона и действует в равной степени в отношении как арендодателей, принимающих отход, так и арендаторов, у которых отход образуется.

Следует ли оформлять передачу отходов от Арендатора Арендодателю каким-либо документом, например, актом передачи, накладной и пр.?

Право собственности на отходы приобретает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп.1.2 п.1 ст.3 Закона).

Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п.2 ст.219 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Таким образом (когда отходы не являются вторичными материальными ресурсами и не имеют цены), документом, по которому переходит право собственности на отходы, может являться договор аренды или договор на оказание коммунальных услуг.

Объемы вывоза отходов, затраты на их вывоз и иная информация может содержаться в счетах на оказание коммунальных услуг.

Надо ли Арендатору проводить инвентаризацию отходов и какова периодичность проведения инвентаризации отходов?

Необходимость проведения инвентаризации отходов в организации определяется исходя из того, является ли данная организация микроорганизацией. Периодичность проведения инвентаризации установлена п.2 ст.35 Закона - один раз в 5 лет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.2 ст.35 Закона (в редакции Закона № 186-З) инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в 5 лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

Также досрочная инвентаризация проводится в случаях:

• выявления новых видов отходов производства;

• изменения технологических процессов получения продукции;

• изменения перечня выпускаемой продукции;

• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

• предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. абзац 7 п.7 ниженазванной Инструкции № 17 изложен в новой редакции постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39: «вынесения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и (или) его территориальными органами требований (предписаний), направления рекомендаций при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности»;

 

• иных случаях по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п.7 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17).

Можно ли отходы - обрезки офисной бумаги, битую посуду, поломанные канцтовары - отнести к отходам жизнедеятельности населения?

Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается (п.5 ст.25 Закона).

Одной из обязанностей лиц в области обращения с отходами является организация их раздельного сбора (подп.1.1 п.1 ст.17 Закона).

Бумага, например, может являться макулатурой, а отходы канцтоваров - пластиком. Кроме того, источником образования отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), является жизнедеятельность работников организации, а не канцелярская деятельность.

 

05.06.2019

 

Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»