


Материал помещен в архив
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ЗА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ДЛЯ АРЕНДАТОРА
![]() |
Ситуация Основной вид деятельности ОДО - оптовая торговля. Предприятие (Арендатор) арендует помещения под офис и склад. Согласно договору-1 аренды офиса: «Арендатор передает в собственность, а Арендодатель обязуется принять твердые бытовые отходы (ТБО) с последующей их сортировкой, размещением и уничтожением. Арендодатель, являющийся собственником ТБО, производит оплату за размещение ТБО в окружающей среде». Согласно договору-2 аренды склада: «Арендатор проводит инвентаризацию отходов, устанавливает предельное количество (объем) отходов в календарном году; информирует Арендатора о превышении объема производимых им отходов установленного лимита, а также об изменении кода вывозимых отходов. Арендодатель вывозит отходы производства, в том числе подобные отходам жизнедеятельности населения (код отходов 9120400), в количестве, определяемом по результатам инвентаризации отходов». Рассмотрим вопросы, которые могут возникнуть из данной ситуации. |
Является ли Арендатор плательщиком экологического налога?
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства (п.2 ст.246 Налогового кодекса Республики Беларусь). В данном случае право собственности на отходы перешло к арендодателю, который и будет являться плательщиком экологического налога. Следует отметить, что объектом налогообложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (подп.2.8 п.2 ст.247 названного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. подп.2.8 п.2 ст.247 вышеназванного Кодекса дополнен словами «в целом по плательщику» на основании Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З. |
Также следует отметить, что затраты арендодателя на вывоз отходов может быть возмещен арендатором в составе оплаты за оказываемые коммунальные услуги в соответствии с Положением о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2018 № 433.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2020 г. в Положение № 433 внесены изменения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.02.2020 № 88, в частности, изменено название: «Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов (затрат) по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги». Комментарий см. здесь. |
Необходимо ли Арендатору согласовывать инструкцию по обращению с отходами с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды?
Основные обязанности в области обращения с отходами установлены п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). Комментарий см. здесь; |
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
Производители отходов производства обязаны обеспечивать (п.3 ст.17 Закона):
• разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;
• установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
При этом индивидуальные предприниматели и микроорганизации освобождены от ряда указанных обязанностей, а именно:
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию;
• разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (абзац 12 п.2 Общих требований в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7).
Таким образом, если организация является микроорганизацией, то имеет право не разрабатывать указанные документы.
В случае разработки инструкция подлежит согласованию в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (далее - постановление № 818). |
Должен ли Арендодатель, принимающий в собственность отходы Арендатора, в своей инструкции по обращению с отходами на площадях, сданных в аренду, прописывать Арендатора?
Требования к инструкции по обращению с отходами установлены Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45.
При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п.5 указанной Инструкции). Однако данная норма не обязывает указывать в инструкции арендатора.
Требуется ли Арендатору согласовывать с Арендодателем норматив образования отходов при составлении договора?
Законодательство не предполагает согласования нормативов образования отходов.
Нормативы разрабатываются и утверждаются собственником отходов (п.2 Положения о порядке разработки нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться п.2 Положения о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного постановлением № 818. |
Требуется ли Арендатору вести книгу учета отходов при составлении договора?
Необходимость ведения учета отходов определена подп.1.6 п.1 ст.17 Закона и действует в равной степени в отношении как арендодателей, принимающих отход, так и арендаторов, у которых отход образуется.
Следует ли оформлять передачу отходов от Арендатора Арендодателю каким-либо документом, например, актом передачи, накладной и пр.?
Право собственности на отходы приобретает юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп.1.2 п.1 ст.3 Закона).
Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п.2 ст.219 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Таким образом (когда отходы не являются вторичными материальными ресурсами и не имеют цены), документом, по которому переходит право собственности на отходы, может являться договор аренды или договор на оказание коммунальных услуг.
Объемы вывоза отходов, затраты на их вывоз и иная информация может содержаться в счетах на оказание коммунальных услуг.
Надо ли Арендатору проводить инвентаризацию отходов и какова периодичность проведения инвентаризации отходов?
Необходимость проведения инвентаризации отходов в организации определяется исходя из того, является ли данная организация микроорганизацией. Периодичность проведения инвентаризации установлена п.2 ст.35 Закона - один раз в 5 лет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.2 ст.35 Закона (в редакции Закона № 186-З) инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в 5 лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. |
Также досрочная инвентаризация проводится в случаях:
• выявления новых видов отходов производства;
• изменения технологических процессов получения продукции;
• изменения перечня выпускаемой продукции;
• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
• предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. абзац 7 п.7 ниженазванной Инструкции № 17 изложен в новой редакции постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39: «вынесения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и (или) его территориальными органами требований (предписаний), направления рекомендаций при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности»; |
• иных случаях по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п.7 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17).
Можно ли отходы - обрезки офисной бумаги, битую посуду, поломанные канцтовары - отнести к отходам жизнедеятельности населения?
Захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается (п.5 ст.25 Закона).
Одной из обязанностей лиц в области обращения с отходами является организация их раздельного сбора (подп.1.1 п.1 ст.17 Закона).
Бумага, например, может являться макулатурой, а отходы канцтоваров - пластиком. Кроме того, источником образования отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), является жизнедеятельность работников организации, а не канцелярская деятельность.
05.06.2019
Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»