


Материал помещен в архив
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ХАРАКТЕРА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ
В данном материале рассмотрены существующие в законодательстве экономические механизмы налогового и неналогового характера, направленные на упорядочение и эффективное использование природных ресурсов.
Нормативы в области охраны окружающей среды
Нормативы в области охраны окружающей среды, установленные законодательством, можно разделить на три основные группы.
1. Нормативы качества окружающей среды, которые устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, в том числе:
а) нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, в частности:
предельно допустимые концентрации нефтепродуктов в землях (включая почвы) для различных категорий земель, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.03.2012 № 17/1;
нормативы предельно допустимых концентраций валового содержания ртути и мышьяка в землях (включая почвы), расположенных в границах населенных пунктов, для различных видов территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.08.2010 № 107;
нормативы предельно допустимых концентраций подвижных форм никеля, меди и валового содержания свинца в землях (включая почвы), расположенных в границах населенных пунктов, для различных видов территориальных зон по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.11.2009 № 125;
предельно допустимые концентрации нефтепродуктов в почвах для различных категорий земель, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.04.2009 № 44;
б) нормативы предельно допустимых физических воздействий;
в) нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов и др.
![]() |
Обратите внимание! Нормативы предельно допустимых физических воздействий, а также концентраций микроорганизмов утверждает Министерство здравоохранения в рамках Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». |
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, включающие в себя следующие виды:
Виды нормативов | Установление нормативов |
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ | Устанавливаются для стационарных и мобильных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Последние устанавливаются на основе наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов |
Нормативы образования отходов производства | Устанавливаются в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами), а также Положением о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение, постановление № 1104). От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 |
Нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) | Устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий |
Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов | Устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации |
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду | Устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и мобильных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий, причем по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях |
3. Лимиты на природопользование, то есть установленные природопользователям, являющимся плательщиками экологического налога и (или) налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.
В технических нормативных правовых актах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды (часть третья ст.30 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», далее - Закон об охране окружающей среды)). Кроме того, установлена экологическая сертификация, которая проводится, в частности, в отношении: систем управления окружающей средой; продукции, компетентности персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; оказания услуг в области охраны окружающей среды.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. следует руководствоваться частью второй ст.30 Закона об охране окружающей среды в редакции Закона Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З. Экологическими нормами и правилами устанавливаются правила установления (расчетов) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативы качества окружающей среды, технологические нормативы, иные требования в области охраны окружающей среды. |
![]() |
Справочно Технические нормативные правовые акты - технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр и др. (абзац 26 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Сертификация - это подтверждение соответствия, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации. Подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Оценка соответствия - деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (абзацы 18, 19 и 24 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Согласно подп.1.25, 1.28 и 1.37 п.1 ст.1 данного Закона используются следующие определения: оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения технических требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия; подтверждение соответствия - обязательная сертификация и декларирование соответствия (обязательное подтверждение соответствия), а также добровольная сертификация (добровольное подтверждение соответствия); сертификация - форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям. С 1 февраля 2019 г. понятие технического нормативного правового акта содержится в п.1 ст.24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»: «К техническим нормативным правовым актам относятся технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации и технические нормативные правовые акты, не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации, предусмотренные пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона». |
Налоговые платежи и другие финансовые механизмы
Особенность любых ограниченных ресурсов, включая природные, в том, что спрос на них определен стоимостью: чем выше стоимость, тем меньше спрос, в том числе не только на потребление, но и на «загрязнение». Проблема, однако, в том, что вредное воздействие на окружающую среду часто относится к так называемым экстерналиям, то есть издержкам, перекладываемым источником на все общество. Для решения этой проблемы, то есть персонификации и переноса соответствующих издержек на их источник, существуют определенные экономические механизмы:
• создание фондов охраны природы;
• установление платежей за природопользование;
• установление мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды;
• возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде;
• экологическое страхование и др.
Решение проблем экстерналий должно быть взвешенным: чрезмерная экологическая нагрузка на организацию приведет к значительному удорожанию продукции, потере ею конкурентоспособности и т. д. Подобный подход нашел отражение в определенных ограничениях на полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде, которое устанавливается в законодательстве.
Законодательством установлено общее правило, согласно которому общее природопользование является бесплатным, а специальное природопользование осуществляется на платной основе в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы (ст.83 Закона об охране окружающей среды).
Важнейшими из них являются налоговые платежи, включающие:
• экологический налог;
• налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
• земельный налог;
• сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.
Плательщиками экологического налога (ст.204 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК) признаются организации и индивидуальные предприниматели (как правило, за исключением бюджетных организаций). Налоговая база определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению и захоронению; озоноразрушающих веществ. Исключение составляют случаи, перечисленные в п.2 ст.205 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы налогообложения экологическим налогом рассмотрены в главе 21 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Ставки экологического налога устанавливаются в размерах согласно приложениям 6-8 к НК (за единицу патогенов), а ставка за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 76 930 бел. руб. за 1 кг озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимой на территорию Республики Беларусь. К данным ставкам могут быть применены коэффициенты в случаях, указанных в п.3 ст.207 НК.
Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели, за исключением бюджетных организаций (ст.210 НК).
Объектом налогообложения признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:
1) песка формовочного, стекольного, строительного;
2) песчано-гравийной смеси;
3) камня строительного, облицовочного;
4) воды (поверхностной и подземной);
5) минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;
6) грунта для земляных сооружений;
7) глины, супесей, суглинка и трепелов;
8) бентонитовых глин;
9) соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;
10) нефти;
11) мела, мергеля, известняка и доломита;
12) гипса (ангидрита);
13) железных руд;
14) торфа влажностью 40 %;
15) сапропелей влажностью 60 %;
16) мореного дуба;
17) янтаря;
18) золота;
19) виноградной улитки;
20) личинок хирономид;
21) зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);
22) гадюки обыкновенной;
23) бурого угля (в пересчете на условное топливо);
24) горючих сланцев (в пересчете на условное топливо);
25) длиннопалого (узкопалого) рака.
Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов, а соли калийной: а) как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме); б) как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 т калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении). Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, как правило, устанавливаются в размерах согласно приложению 10 к НК.
Налоговым периодом как экологического налога, так и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, как правило, признается календарный квартал. Суммы экологического налога, а также налога на добычу (изъятие) природных ресурсов включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В целом оба налога имеют схожие цели и структуру, но первый регулирует неблагоприятные экологические последствия в виде выброса, а второй - изъятия соответствующих веществ (ресурсов).
Наиболее комплексно экономические механизмы проявляются в законодательстве, регулирующем утилизацию отходов. Закон об обращении с отходами возлагает основное бремя по обращению с ними на собственника отходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2015 г. в Закон об обращении с отходами на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Понятие «собственность» ассоциируется, как правило, с имущественным правом (активом), но у собственности есть и обратная сторона - обязанность. Так, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст.211 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Обязанность утилизации отходов - это проявление обязанности по содержанию принадлежащего собственнику имущества. Особенность права собственности на отходы в том, что в большинстве случаев собственник несет лишь дополнительные издержки по их утилизации. |
При этом право собственности на отходы приобретают:
1) производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
2) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Пользователи земельных участков, выявившие на своих земельных участках отходы и не заинтересованные в обращении их в свою собственность, обязаны в течение 5 календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные исполнительные и распорядительные органы, которые обязаны обеспечить сбор и удаление этих отходов. В случае невыполнения данного требования пользователи земельных участков признаются собственниками отходов.
Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85. Классификация отходов проводится в зависимости от:
1) происхождения - на отходы производства и потребления;
2) агрегатного состояния - на твердые и жидкие отходы;
3) степени опасности - на опасные и неопасные отходы. В свою очередь, опасные отходы классифицируются по классам опасности: а) первый класс опасности - чрезвычайно опасные; б) второй класс - высокоопасные; в) третий класс - умеренно опасные; г) четвертый класс - малоопасные.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
![]() |
Справочно В зависимости от принадлежности отходов к одному из этих классов дифференцируются ставки экологического налога при их захоронении и хранении (приложение 8 к НК). На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу № 29; |
4) возможности их использования - на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.
Основные принципы в области обращения с отходами приведены в ст.4 Закона об обращении с отходами. Перечислим их.
1. Нормирование образования отходов производства, а также установление лимитов хранения и захоронения отходов производства. Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства в соответствии с Положением, утвержденным постановлением № 1104.
![]() |
Справочно Вопросы нормирования образования отходов урегулированы также приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.05.2011 № 200-ОД «Об утверждении показателей нормативов образования отходов производства некоторых технологических процессов». |
Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства.
2. Приоритетность использования отходов (то есть применения отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг) по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и с учетом экономической эффективности. Использование отходов в качестве вторичного сырья производится на объектах по использованию отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Такие объекты подлежат регистрации в специальных реестрах (ведутся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и Положением о порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденными постановлением № 1104. При этом использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей, запрещается (п.2 ст.28 Закона об обращении с отходами).
3. Приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.
Обезвреживание отходов - это деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием. Обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов (п.1 ст.29 Закона об обращении с отходами).
Захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования. Оно должно проводиться только в санкционированных местах захоронения отходов (ст.25 Закона об обращении с отходами).
4. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами.
5. Платность размещения отходов производства.
Основные обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами (п.1 ст.17 Закона об обращении с отходами):
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
• предоставлять достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия и др.
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
![]() |
Справочно Обращение с отходами - деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов. |
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы (п.1 ст.24 Закона об обращении с отходами). Физические лица, осуществляющие обращение с отходами и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы необходимые условия (п.2 ст.17 Закона об обращении с отходами).
Особые правила предусмотрены для обращения с опасными отходами. Так, их отчуждение другому юридическому или физическому лицу, осуществляющему обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания и (или) использования (п.3 ст.3 Закона об обращении с отходами). Сделки о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в соответствии с Положением о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2008 № 61.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818. |
Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391. Перевозка таких отходов осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2020 г. следует руководствоваться перечнем опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36. |
Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) ввоз товаров согласно приложению к данному Указу, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров и тары, путем:
1) применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления, включающей сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и тары;
2) заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Размер платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, и форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708. |
Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары считается исполненной производителями и поставщиками, если за соответствующий отчетный период ими выполнено одно из следующих условий:
1) с применением собственной системы сбора отходов обеспечены сбор, обезвреживание и (или) использование:
- не менее 10 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных ими;
- не менее 30 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общей массы посуды столовой и кухонной из пластмасс, шин и камер резиновых, масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных ими;
2) с использованием услуг оператора - на его текущий (расчетный) счет внесена соответствующая плата.
Экологически неблагополучные территории
Отдельные территории могут быть объявлены экологически неблагополучными, а именно зонами экологического риска, кризиса, бедствия (ст.65-67 Закона об охране окружающей среды).
![]() |
Справочно Объявление территорий зонами экологического риска и кризиса осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, а экологического бедствия - Президентом Республики Беларусь. |
Зона | Характеристика | Мероприятие |
Экологического риска | Отдельные участки территории, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам | Проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению |
Экологического кризиса | Отдельные участки территории, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам | В данной зоне могут: 1) приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду; 2) ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов; 3) производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду; 4) проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды |
Экологического бедствия | Отдельные участки территории, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды | В данной зоне: 1) приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на территории этой зоны граждан); 2) запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологического бедствия; 3) ограничивается природопользование; 4) принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды |
Мероприятия по оздоровлению зон экологического риска финансируются в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет республиканского и местных бюджетов.
Одним из оснований введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст.3 Закона Республики Беларусь от 24.06.2002 № 117-З «О чрезвычайном положении»).
Дополнительно эти вопросы регулируют также законы Республики Беларусь:
1) от 26.05.2012 № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
2) от 05.01.1998 № 122-З «О радиационной безопасности населения».
21.07.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук