


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь


ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ
Центральная экспертная комиссии (далее - ЦЭК) либо экспертная комиссия (далее - ЭК) является совещательным органом, решения которого утверждаются руководителем организации (часть первая п.177 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, далее - Инструкция по делопроизводству).
Центральная экспертная комиссия либо ЭК действует на основании положения, утверждаемого руководителем организации. Положения о ЦЭК (ЭК) организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, согласовываются с соответствующими государственными архивами (часть вторая п.174 Инструкции по делопроизводству).
Положение об экспертной комиссии учреждения образования вводится в действие и утверждается:
1) его руководителем.
В этом случае Положение является самостоятельным документом, и на нем проставляется гриф утверждения.
При утверждении документа посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, включая видовое (институт, предприятие, комитет и т. п.) или сокращенное наименование организации, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты утверждения (часть четвертая п.52 Инструкции по делопроизводству).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2019 г. из части четвертой п.52 Инструкции по делопроизводству слово «предприятие» исключено постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 13.03.2019 № 39. |
![]() |
Пример
|
![]() |
Справочно Рекомендуем дополнительно ознакомиться с: • «Положением о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения образования»; • «Приказом о создании экспертной комиссии и проведении экспертизы ценности документов в учреждении образования»; |
2) приказом руководителя учреждения. В таком случае Положение не имеет грифа утверждения, поскольку прилагается к приказу.
![]() |
Справочно Приказ о создании экспертной комиссии учреждения образования и утверждении Положения об экспертной комиссии (пример) см. здесь. |
Состав экспертной комиссии
Экспертная комиссия назначается приказом в составе 3-5 человек из наиболее квалифицированных специалистов.
В состав комиссии учреждения образования в обязательном порядке включаются лица, ответственные за делопроизводство и архив, главный бухгалтер и др. Это могут быть секретарь руководителя, секретарь ученой части, архивариус или лицо, ответственное за архив, бухгалтер, инспектор отдела кадров и другие в зависимости от численности учреждения образования. Председателем назначается один из заместителей руководителя, например заместитель директора по производственному обучению (либо тот, кто наиболее близок к этой работе). Секретарем комиссии назначается лицо, ответственное за делопроизводство в учреждении.
Если учреждение образования - организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, в состав ЭК включается также представитель Государственной архивной службы Республики Беларусь.
Порядок работы экспертной комиссии
Вопросы, относящиеся к деятельности ЭК, рассматриваются на ее заседаниях, которые проводятся по мере надобности, но не реже двух раз в год.
Заседания ЦЭК (ЭК) и принимаемые решения оформляются протоколами (часть вторая п.177 Инструкции по делопроизводству).
Общие требования к составлению и оформлению протоколов установлены пп.103-110 Инструкции по делопроизводству.
![]() |
Справочно Подробнее см.: • «Правила составления и оформления протокола»; • «Протокол заседания экспертной комиссии о внесении изменений в номенклатуру дел (пример)». |
Ведение делопроизводства ЭК и хранение ее документов возлагается на секретаря комиссии.
Приказ о составе ЭК обновляется по мере изменений в кадровом составе учреждения.
В своей работе ЭК руководствуется:
• Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»;
• Правилами работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143 (далее - Правила работы архивов);
• Положением о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 20.09.1996 № 373;
• методическими документами Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь;
• перечнем документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 мая 2019 г. в названии перечня № 52 слова «по делам молодежи» заменены словами «государственной молодежной политики» постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.05.2019 № 48; |
• перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
Основные функции ЭК перечислены в п.56 Правил работы архивов.
19.09.2018
Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»