


Материал помещен в архив
ЭСЧФ: ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК ПРИ КАМЕРАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. С 23 февраля 2019 г. следует применять форму ЭСЧФ с изменениями, внесенными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 3 (далее - постановление № 3). Комментарий см. здесь. |
В настоящее время совершенствование системы налогового контроля основано на принципе «минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета». Его реализация осуществляется путем автоматизации алгоритмов анализа сведений о плательщике в рамках камерального контроля, направленного на предотвращение правонарушений и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.
Камеральный контроль позволяет, основываясь на имеющихся в распоряжении налогового органа данных и сведений, представляемых плательщиком, без вмешательства в его текущую деятельность обеспечивать полноту уплаты налогов (сборов) в бюджет.
Новым и действенным превентивным механизмом при осуществлении налоговыми органами камерального контроля стало введение с 1 июля 2016 г. электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее - ЭСЧФ). Созданный функционал в автоматизированной информационной системе «Учет счетов-фактур»
Камеральный контроль налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация по НДС) на основе данных ЭСЧФ представляет собой специальный сервис налоговых органов, который позволяет выявлять отклонения показателей налоговых деклараций (расчетов) с имеющимися в налоговых органах документами и сведениями, содержащимися в АИС «Учет счетов-фактур».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС. |
Проводя камеральный контроль с использованием ЭСЧФ, налоговый орган контролирует не только правильность заполнения декларации по НДС в сопоставлении с выставленными (направленными), полученными и принятыми ЭСЧФ, но и контролирует показатели такой декларации - налоговую базу, налоговые вычеты и соответственно налог к уплате либо правильность определения суммы НДС, подлежащей возврату (зачету) из бюджета.
В случае установления налоговым органом отклонений между сведениями деклараций по НДС и информацией из ЭСЧФ плательщику предоставляется право на добровольное устранение причин отклонений и исполнение налоговых обязательств посредством направления налоговым органам уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Анализ результатов камерального контроля, проведенного в 2017 г. налоговыми органами республики, показал значительное количество допускаемых плательщиками нарушений, которые влекут доплату налогов (сборов). Среди основных нарушений, допускаемых плательщиками, выявленных налоговыми органами при проведении камерального контроля с использованием функционала АИС «Учет счетов-фактур», - нарушения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты НДС. Причинами таких нарушений в значительной степени являются занижение налоговой базы и завышение налоговых вычетов по НДС.
Рассмотрим типичные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования при работе с ЭСЧФ, которые впоследствии влияют на отклонения налоговой базы по НДС, а также способы упреждения таких ситуаций:
• неполное либо несвоевременное выставление (невыставление (ненаправление)) на Портал электронных счетов-фактур (далее - Портал) плательщиками в установленные законодательством сроки ЭСЧФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также вовсе непредставление деклараций по НДС при наличии ЭСЧФ на Портале.
![]() |
Пример Организацией - плательщиком НДС в январе-феврале 2017 г. выставлены покупателям ЭСЧФ по реализованным товарам (работам, услугам), при этом декларации по НДС за указанные периоды в налоговый орган не представлялись. Исправление. Нормы пунктов 1 и 2 статьи 63 НК и пункта 2 статьи 108 НК обязывают плательщика НДС представлять в налоговый орган декларации по НДС, которые должны содержать в том числе информацию о сумме оборота и исчисленной сумме налога. За непредставление в установленный срок декларации по НДС предусмотрена административная ответственность по статье 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться статьей 14.2 КоАП от 6 января 2021 г. № 91-З (далее - КоАП-2021). Комментарии см. здесь; |
• невключение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по соответствующим ставкам.
![]() |
Пример Организацией - плательщиком НДС (отчетный период - календарный месяц) не отражены в декларации по НДС за январь 2017 г. и февраль 2017 г. обороты по реализации товаров по розничным ценам, при этом ЭСЧФ за каждый месяц направлен на Портал со значительным нарушением срока (в апреле 2017 г.). Исправление. Плательщику необходимо представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями (п.9 ст.63 НК) и произвести доплату НДС. За несвоевременное направление ЭСЧФ на Портал предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться статьей 14.6 КоАП-2021. Комментарии см. здесь; |
• включение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при наличии выставленных (направленных на Портал) ЭСЧФ, в которых неверно указана дата совершения хозяйственной операции - позже фактической даты, указанной в первичных учетных документах.
![]() |
Пример Организация в январе 2017 г. реализовала на территории республики товары и отразила оборот реализации в декларации по НДС, при этом при заполнении строки 3 «Дата совершения операции» раздела 1 «Общий раздел» ЭСЧФ (далее - строка 3) указана дата выставления ЭСЧФ на Портал - февраль 2017 г. Исправление. Исходя из норм пункта 29 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (с изменениями и дополнениями; далее соответственно - постановление № 15, Инструкция № 15), ЭСЧФ, в котором неверно указана дата совершения операции, исправление которого необходимо сделать на более раннюю дату, нужно аннулировать с даты его создания (февраль 2017 г.). После аннулирования следует создать исходный ЭСЧФ с верными реквизитами, указав дополнительно в строке 31 «Дополнительные сведения» раздела 5 «Условия поставки» ЭСЧФ информацию об аннулированном ЭСЧФ и причину аннулирования: «ошибочное указание даты совершения операции».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. следует руководствоваться п.29 Инструкции № 15 с учетом изменений, внесенных постановлением № 3; |
• включение в налоговую базу оборотов по реализации товаров (работ, услуг) при наличии ЭСЧФ, в которых неверно указаны статусы. В ЭСЧФ вместо статуса «Покупатель» плательщики отражают «Покупатель объектов у иностранной организации», вместо «Посредник» и «Потребитель» отражают «Продавец» и «Покупатель».
![]() |
Пример При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь при проставлении в ЭСЧФ статуса поставщика «Иностранная организация» плательщик выбирает статус получателя «Покупатель объектов у иностранной организации», а следует - «Покупатель». Исправление. Электронный счет-фактура, в котором неверно указаны статусы, невозможно исправить, выставив дополнительный или исправленный ЭСЧФ. Такой ЭСЧФ с неверными статусами нужно аннулировать с даты, указанной в строке 3 исходного ЭСЧФ, и создать исходный ЭСЧФ с правильными статусами (пп.42 или 43 Инструкции № 15); |
• неполное либо несвоевременное выставление ЭСЧФ на суммы, полученные из бюджета за реализованные товары, увеличивающие налоговую базу по НДС.
![]() |
Пример Организацией из областного бюджета получена сумма денежных средств в виде надбавки за сельскохозяйственную продукцию (молоко), реализованную и (или) направленную в обработку (переработку). На полученную сумму надбавок ЭСЧФ не создавались и соответственно не включались в налогооблагаемую базу по НДС. Исправление. Если сумма надбавок, получаемых из бюджета, относится к суммам, увеличивающим налоговую базу по НДС, то согласно пункту 18 статьи 98 НК, абзацу седьмому подпункта 3.1 пункта 3 постановления № 15, части девятой пункта 29 Инструкции № 15 необходимо создать дополнительный ЭСЧФ и направить его на Портал. Следует также представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями за те отчетные периоды, в которых указанные суммы были получены из бюджета.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 февраля 2019 г. подпункт 3.1 пункта 3 постановления № 15 исключен постановлением № 3. Комментарий см. здесь; |
• выставление ЭСЧФ в момент отгрузки без наличия оплаты плательщиками, применяющими метод определения выручки «по оплате», без отражения таких операций в декларации по НДС.
![]() |
Пример Индивидуальный предприниматель (отчетный период - месяц), определяющий момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав «по оплате», отгрузил в августе 2017 г. и выставил в августе 2017 г. ЭСЧФ покупателям на полную стоимость товаров до наступления момента фактической реализации отгруженных товаров (выручка в полном объеме поступила в октябре 2017 г.). Исправление. У такого индивидуального предпринимателя возникает обязанность отразить оборот по реализации товаров в декларации по НДС за январь - август 2017 г. по основаниям, установленным пунктом 81 статьи 105 НК; |
• занижение налоговой базы продавцом по операциям, по которым исходный ЭСЧФ, подписанный двумя сторонами, аннулирован продавцом в одностороннем порядке.
![]() |
Пример Поставщиком уменьшена налоговая база по НДС на основании ЭСЧФ, в отношении которого данным поставщиком инициировано аннулирование, но не подписано (согласовано) получающей стороной (ЭСЧФ находится со статусом «На согласовании»). Исправление. В случае если выставленный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, то для аннулирования такого ЭСЧФ необходимо подписание электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) двумя сторонами. Статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и подписан получателем, меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Аннулирован» |
• неверное аннулирование ЭСЧФ.
![]() |
Пример Электронный счет-фактура выставлен поставщиком ошибочно не тому покупателю в октябре 2017 г. Ошибка обнаружена в ноябре 2017 г. Плательщиком при аннулировании ЭСЧФ в ноябре 2017 г. в качестве даты аннулирования исходного ЭСЧФ выбрана текущая дата (ноябрь 2017 г.), в результате чего после выставления нового исходного ЭСЧФ фактическому покупателю по одной и той же хозяйственной операции в системе имеются два ЭСЧФ, что задваивает оборот по реализации за октябрь 2017 г. Исправление. При необходимости аннулирования ЭСЧФ следует оценить причину аннулирования, от чего и будет зависеть выбор даты аннулирования. Если дата аннулирования была выбрана неверно и в системе существует два ЭСЧФ за один и тот же отчетный период, то следует учитывать, что из двух ЭСЧФ по одной и той же хозяйственной операции должен быть принят к учету один ЭСЧФ. Положения пункта 81 статьи 105 НК в рассматриваемой ситуации не применяются; |
• неправомерное применение ставки НДС в размере 0 %.
![]() |
Пример Организация при реализации продукции в Российскую Федерацию за месяц, в котором совершена отгрузка, выставила ЭСЧФ по оборотам, облагаемым по ставке в размере 0 %, и отразила оборот в декларации по НДС без наличия подтверждения об уплате НДС на территории Российской Федерации (отсутствует заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов). Исправление. При отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров в течение 180 дней со дня отгрузки, обороты по реализации экспортируемых товаров в декларации по НДС не отражаются (ч.8 п.2 ст.102 НК). Необходимо представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями без отражения данных оборотов. Направленный на Портал ЭСЧФ следует аннулировать с датой аннулирования, равной дате совершения операции; |
• неотражение оборотов по реализации экспортированных товаров по истечении 180 дней со дня отгрузки (даты выпуска) при отсутствии документального подтверждения вывоза товаров за пределы республики.
![]() |
Пример Товары отгружены в Российскую Федерацию в январе 2017 г. В июле 2017 г. истек 180-дневный срок с даты отгрузки товаров. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в течение февраля - июля 2017 г. в налоговый орган не поступило (отчетный период - календарный месяц). Налоговая база по товарам не отражена в строке 1 раздела I части I декларации по НДС за январь - июль 2017 г. с применением ставки НДС в размере 20 %. Исправление. При отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган декларации по НДС за тот отчетный период, в котором истек установленный срок (180 дней), обороты по реализации товаров отражаются в декларации по НДС того отчетного периода, в котором истек установленный срок (ч.10 п.2 ст.102 НК). Электронный счет-фактура направляется на Портал в порядке, установленном пунктом 34 или пунктом 35 Инструкции № 15.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 апреля 2021 г. следует руководствоваться пп.34 и 35 Инструкции № 15 с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 31.03.2021 № 8; |
• неверное указание ставок НДС при заполнении ЭСЧФ.
![]() |
Пример Плательщики вместо ставок в размере 20 % или 10 % указывают тип «расчетная ставка» и выбирают ставку в размере 20 % или ставку в размере 10 %; вместо ставки в размере 0 % указывают «Без НДС»; при создании ЭСЧФ по операциям, освобождаемым от НДС, указывается ставка НДС в размере 0 % вместо «Без НДС»; по операциям по реализации товаров по розничным ценам - ставка в размере 20 % или ставка в размере 10 % вместо расчетной ставки. Исправление. Исправление такого реквизита, как данные графы 9 «НДС ставка, %» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ, совершается путем создания исправленного ЭСЧФ. При этом в строке 5.1 «Дата аннулирования ЭСЧФ» раздела 1 «Общий раздел» исправленного ЭСЧФ дата аннулирования должна быть равна дате совершения операции из строки 3 исходного ЭСЧФ, который исправляется. Дата совершения операции (строке 3 исправленного ЭСЧФ) должна быть равна дате совершения операции исходного ЭСЧФ; |
• отклонения в сумме НДС при формировании итоговых показателей декларации по НДС за счет интеграции всех стоимостных показателей из первичных учетных документов (данных бухгалтерского учета), ЭСЧФ, регистров налогового учета не отражаются в строке 11 «Суммы налога, излишне предъявленные покупателям» раздела I части I декларации по НДС.
По данному вопросу необходимо руководствоваться письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 2-1-10/02408 «О математическом округлении при предъявлении и исчислении сумм НДС»;
• при выставлении дополнительных ЭСЧФ плательщиками отражается не сумма корректировки, а сумма окончательной налоговой базы, в результате чего увеличивается размер налоговой базы по данным исходного ЭСЧФ.
![]() |
Пример Выставлен исходный ЭСЧФ (сумма НДС - 100 руб.), необходимость корректировки (уменьшение) на 20 руб. Дополнительный ЭСЧФ выставлен на 80 руб. В АИС «Учет счетов-фактур» сумма налога - 180 руб., когда фактически должно быть 80 руб. Исправление. Необходимо определить фактическую сумму оборота и налога, которые отражены в бухгалтерском учете (80 руб.), и сравнить их с аналогичными суммами исходного и дополнительного ЭСЧФ, имеющимися в АИС «Учет счетов-фактур» |
Наиболее распространенными типичными нарушениями плательщиков, влияющими на занижение налоговых вычетов по НДС и влекущими доплату сумм налогов, сборов, являются:
• принятие к вычету сумм НДС по покупкам текущего отчетного периода при отсутствии ЭСЧФ.
![]() |
Пример Организацией завышены налоговые вычеты в декларации по НДС за счет принятия к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь, в отсутствие полученных и подписанных в установленном порядке ЭСЧФ. Исправление. Налоговые вычеты производятся при приобретении плательщиком на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав - на основании ЭСЧФ при условии подписания плательщиком в установленном порядке ЭСЧФ ЭЦП (п.51 ст.107 НК). Необходимо представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями; |
• принятие к вычету сумм НДС по ЭСЧФ, подписанным после даты представления декларации по НДС.
![]() |
Пример Организацией получены ЭСЧФ по операциям, совершенным в сентябре 2017 г., подписанные 24 октября 2017 г. после подачи декларации по НДС за 9 месяцев, в которой суммы НДС по этим ЭСЧФ приняты к вычету. Исправление. Необходимо руководствоваться пунктом 61 статьи 107 НК. Плательщику следует скорректировать (уменьшить) сумму налоговых вычетов в декларации по НДС за 9 месяцев. Право на принятие к вычету суммы НДС по ЭСЧФ, подписанным 24 октября 2017 г., наступает в октябре 2017 г. при выполнении иных условий, установленных статьей 107 НК; |
• несоблюдение требований налогового законодательства по порядку принятия к вычету сумм «ввозного» НДС.
![]() |
Пример Предприятие приняло к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, без применения предусмотренной законодательством отсрочки. Товар предназначен для дальнейшей реализации. Исправление. В ЭСЧФ, направленном на Портал, необходимо произвести управление вычетами с указанием даты наступления права на вычет в порядке, установленном пунктом 43 Инструкции № 15; |
• несоблюдение требований Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» при принятии к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам.
![]() |
Пример Организацией осуществлен ввоз товаров на территорию Республики Беларусь, при этом НДС при ввозе в бюджет не уплачен, в то время как ЭСЧФ на указанную сумму выставлен на Портал и соответственно отражен в составе налоговых вычетов в декларации по НДС. Исправление. При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь вычет производится на основании деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, и ЭСЧФ, составленных и направленных плательщиком на Портал в соответствии с пунктом 6 статьи 1061 НК (подп.2.2 п.2 и п.51 ст.107 НК). Направленный на Портал ЭСЧФ необходимо аннулировать. Также следует представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями; |
• принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет бюджетных средств.
![]() |
Пример Государственное предприятие приобретало в течение отчетного периода товары (работы, услуги) на территории республики, в конце отчетного периода из бюджета выделены денежные средства на приобретение части товаров, при этом управление вычетами предприятием не произведено. Исправление. Если плательщик может определить ЭСЧФ и товар, приобретение которого будет списано за счет полученных средств бюджета, то в отношении такого ЭСЧФ необходимо управлять вычетами, указав признак «Не подлежит вычету» и дату, равную дате получения бюджетных средств. Если определение таких сумм затруднено, управление не производится. Корректировка (уменьшение) налоговых вычетов в декларации по НДС производится за тот отчетный период, в котором получены бюджетные средства; |
• отсутствие корректировки налоговых вычетов в декларации по НДС на основании дополнительных ЭСЧФ со статусом «На согласовании» с отрицательными значениями при наличии исходного ЭСЧФ, подписанного двумя сторонами.
![]() |
Пример Организацией (отчетный период - календарный месяц) в августе 2017 г. осуществлена поставка продукции, по которой продавцом выставлен ЭСЧФ и подписан двумя сторонами. В сентябре 2017 г. покупателем произведен частичный возврат товаров. Продавец создал дополнительный ЭСЧФ и направил его покупателю. Дополнительный ЭСЧФ не подписан покупателем. Исправление. В случае если выставленный исходный ЭСЧФ подписан двумя сторонами, то для корректировки исходного ЭСЧФ необходимо подписание ЭЦП дополнительного ЭСЧФ двумя сторонами (подп.8.5 п.8 Инструкции № 15). Уменьшение продавцом налоговой базы по НДС до подписания ЭСЧФ покупателем не производится; |
• неверное распределение налоговых вычетов по НДС.
![]() |
Пример Плательщиком принимались к вычету суммы «входного» НДС без распределения между оборотом по ставке в размере 20 % и освобожденным от НДС оборотом. Исправление. Необходимо произвести распределение налоговых вычетов в соответствии с нормами пункта 3 статьи 106 НК и пункта 24 статьи 107 НК. Также следует представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями; |
• принятие к вычету покупателями сумм НДС, выделенных поставщиками в ЭСЧФ, выставленных по присужденным штрафам, пеням, неустойкам, санкциям.
Электронный счет-фактура должен быть выставлен поставщиком на Портал без направления покупателю. Покупатель не имеет права на вычет суммы НДС по суммам штрафов, пеней, неустоек, санкций. Поставщик должен аннулировать выставленный ЭСЧФ. Если поставщик этого не сделал, покупатель должен в ЭСЧФ, выставленном поставщиком по суммам штрафов, пеней, неустоек, санкций, осуществить управление вычетами, указав признак «Не подлежит вычету», и представить декларацию по НДС с внесенными изменениями и дополнениями.
К камеральному контролю может прибегать не только налоговый орган, но в целях самоконтроля и плательщик. После завершения отчетного периода и выставления (направления) всех исходящих и подписания всех входящих ЭСЧФ плательщику целесообразно до сдачи декларации по НДС самостоятельно запускать предварительный контроль. Проверку необходимо запускать в личном кабинете АИС «Учет счетов-фактур» в пункте меню «Камеральный контроль» на предмет соответствия данных по налоговой базе и налоговым вычетам по НДС, имеющихся в бухгалтерском учете и подлежащих отражению в декларации по НДС на основании данных ЭСЧФ.
Исходя из вышеизложенного путем предварительного самоконтроля с использованием АИС «Учет счетов-фактур» у плательщика существует возможность избежать ошибок с последующей подачей декларации по НДС.
12.01.2018
Е.В.Жилинская, консультант управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь