Пособие от 04.07.2013
Автор: Гадлевская Е.

Ежедневный (междусменный) отдых. Суммированные дни отдыха


 

Материал помещен в архив

 

ЕЖЕДНЕВНЫЙ (МЕЖДУСМЕННЫЙ) ОТДЫХ. СУММИРОВАННЫЕ ДНИ ОТДЫХА

Введение

Ежедневный (междусменный) отдых предоставляется работникам между двумя следующими друг за другом рабочими сменами, т.е. за пределами рабочей смены, в отличие от внутрисменного отдыха, который предоставляется в течение рабочего дня (смены).

Вопрос, касающийся ежедневного (междусменного) отдыха, является достаточно актуальным, в частности, в связи с распространенностью в настоящее время сменного режима работы и различиями в нормировании времени ежедневного (междусменного) отдыха для разных категорий работников.

В настоящем материале также рассмотрен вопрос о суммированных днях отдыха, которые представляют собой форму компенсации работникам за неиспользованное время ежедневного (междусменного) отдыха.

Ежедневный отдых между сменами (междусменный отдых)

Под ежедневным отдыхом между сменами понимается период времени от конца одной смены до начала следующей смены (часть третья ст.125 Трудового кодекса РБ, далее - ТК). Представляется, что данное определение является не совсем корректным, так как оно не учитывает, что между концом одной смены и началом другой может находиться период еженедельного непрерывного отдыха.

Часть первая п.20 Положения о рабочем времени и времени отдыха экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 30.09.2011 № 60 (далее - Положение о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта), определяет понятие ежедневного отдыха членов экипажей судов внутреннего водного транспорта: временем ежедневного отдыха членов экипажа считается перерыв между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Трудовым законодательством установлена следующая продолжительность ежедневного отдыха между сменами:

1) минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вместе со временем перерыва для отдыха и питания не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене (часть третья ст.125 ТК). Таким образом, минимальная продолжительность ежедневного отдыха определяется как умноженная на 2 продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего ежедневному отдыху, за минусом продолжительности перерыва для отдыха и питания, предоставлявшегося работнику в течение данного рабочего дня (смены). Исключение составляет случай, когда продолжительность смены превышает 8 ч, при котором минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может не соблюдаться. Если продолжительность смены по графику больше 8 ч, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха (часть четвертая ст.125 ТК);

2) водителям автомобилей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, или водителям автомобилей с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы по распоряжению нанимателя, согласованному с профсоюзом (а при его отсутствии - с согласия водителя автомобиля), может быть уменьшена до 12 ч (часть вторая п.22 Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее - Положение о рабочем времени для водителей)). Минимальная продолжительность ежедневного отдыха между сменами водителя автомобиля на международных перевозках при суммированном учете рабочего времени определена в части третьей п.22 Положения о рабочем времени для водителей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2019 г. Положение о рабочем времени для водителей на основании постановления Минтранса РБ от 19.04.2018 № 13 изложено в новой редакции. Комментарий см. здесь.

 

Таким образом, для водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени или разделении рабочего дня на части устанавливается:

а) специальный порядок уменьшения минимальной нормы продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха по сравнению с минимальной нормой его продолжительности, определяемой в соответствии с частью третьей ст.125 ТК. Данный порядок предполагает необходимость согласования с профсоюзом графика работ (сменности), утверждаемого нанимателем и предусматривающего уменьшение ежедневного (междусменного) отдыха. При отсутствии профсоюза должно быть получено согласие работника, которое, в частности, может быть выражено путем проставления работником в графике работ (сменности) своей подписи в графе «С графиком ознакомлен и согласен»;

б) минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха - 12 ч. При этом для водителей автомобилей при суммированным учете рабочего времени на междугородних перевозках на конечном или промежуточном пункте маршрута предоставляется ежедневный (междусменный) отдых продолжительностью не менее продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене. Исключение составляет случай, когда экипаж автомобиля состоит из 2 водителей. В этом случае водитель автомобиля также имеет право на ежедневный (междусменный) отдых указанной выше продолжительности, однако на конечном или промежуточном пункте маршрута предоставляется половина данного ежедневного (междусменного) отдыха, а вторая его половина присоединяется к ежедневному (междусменному) отдыху, предоставляемому водителю автомобиля непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

 

Обратите внимание!

Пункт 22 Положения о рабочем времени для водителей не указывает, учитывается ли при определении продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителей автомобиля продолжительность перерыва для отдыха и питания. В связи с этим представляется, что продолжительность перерыва для отдыха и питания в составе минимально допустимых норм продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха водителей автомобиля не учитывается, поскольку иное не предусмотрено специальными нормами Положения о рабочем времени для водителей.

 

Также представляется, что установление уменьшенной нормы продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей автомобилей предполагает, что количество часов, на которое при этом уменьшается ежедневный (междусменный) отдых по сравнению с нормой его продолжительности, указанной в части третьей ст.125 ТК, не должно в последующем компенсироваться увеличением еженедельного отдыха или иным способом;

3) работникам, занятым на работах, непосредственно связанных с основным технологическим процессом в лесной промышленности и лесном хозяйстве, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена по сравнению с нормативной, но не менее чем до 12 ч, не считая времени перерыва для отдыха и питания. При суммированном учете рабочего времени неиспользованные часы междусменного отдыха могут суммироваться и предоставляться в виде других дней отдыха в течение учетного периода (п.4 части первой ст.315 ТК). Перечень категорий работников лесной промышленности и лесного хозяйства, для которых продолжительность рабочего времени и времени отдыха определяется с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 3-5 части первой статьи 315 Трудового кодекса Республики Беларусь, приведен в приложении 2 к постановлению Совета Министров РБ от 17.05.2008 № 697 (далее - постановление № 697).

Таким образом, для перечисленных категорий работников устанавливается уменьшенная минимально допустимая норма продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха - 12 ч без учета продолжительности перерыва для отдыха и питания. Представляется, что количество часов, на которое при этом уменьшается ежедневный (междусменный) отдых по сравнению с нормой его продолжительности, указанной в части третьей ст.125 ТК, не компенсируется увеличением еженедельного отдыха или иным способом, так как для данных категорий работников уменьшенная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха является нормой. При суммированном учете рабочего времени допускается несоблюдение нормы продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха, установленной ст.315 ТК, однако в этом случае неиспользованные часы междусменного отдыха суммируются и предоставляются в виде других дней отдыха в течение учетного периода;

4) для работников железнодорожного транспорта установлена следующая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха:

а) время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 ч. Следует отметить, что так как речь идет о непрерывном отдыхе между сменами, другие периоды, в т.ч. перерыв для отдыха и питания, в данную норму продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха не включаются. Вызов работника на работу независимо от продолжительности использованного отдыха допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 05.03.2009 № 18 (далее - Положение о рабочем времени работников железнодорожного транспорта)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 августа 2015 г. следует руководствоваться Положением о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования в редакции постановления Минтранса РБ от 30.06.2015 № 31;

 

б) работа машиниста на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами без помощника машиниста в пассажирском движении может осуществляться как по обороту, так и с предоставлением отдыха в пункте оборота или в основном пункте работы. Допускается предоставление не более одного перерыва для отдыха в пункте оборота продолжительностью не менее половины рабочего времени предшествующей работы, но не менее 3 ч в дневное время и не менее 4 ч в ночное время (части вторая и третья п.251 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта);

в) для диспетчеров поездных участков 1-й группы и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1-го класса на участках с интенсивным движением поездов, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляется отдых после дневной или ночной смены продолжительностью 48 ч с соблюдением нормы рабочего времени учетного периода. В случае применения в связи с производственной необходимостью для данной категории работников 4-сменного графика с 12-часовой продолжительностью смены предоставляется отсроченный отдых равномерно в течение учетного периода (п.27 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта). Таким образом, для данной категории работников при установлении 4-сменного графика с 12-часовой продолжительностью смены, когда временной промежуток между сменами одного работника составляет 36 ч, допускается несоблюдение 48-часовой нормы продолжительности междусменного отдыха с последующим предоставлением неиспользованных часов междусменного отдыха равномерно в течение учетного периода;

г) работникам локомотивных и кондукторских бригад, военизированной охраны, работающим в составе сквозных нарядов по охране грузов, после каждой поездки в оба конца предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы (основном депо, пункте подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригад). Пунктами 49-52 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта урегулирован порядок определения продолжительности междусменного отдыха, предоставляемого в основном пункте работы после возвращения из поездки работникам локомотивных и кондукторских бригад, а также работникам военизированной охраны при работе в составе сквозных нарядов по охране грузов. Из содержания указанных норм следует, что по общему правилу продолжительность междусменного отдыха определяется согласно части третьей ст.125 ТК. Однако допускается уменьшение продолжительности данного междусменного отдыха с соблюдением следующих ограничений:

• уменьшение производится не более чем на четверть полагающейся работнику продолжительности междусменного отдыха с соответствующим увеличением его после последующих поездок в данном учетном периоде;

• не допускается уменьшение междусменного отдыха после 2 ночных поездок подряд;

• с учетом уменьшения продолжительность междусменного отдыха локомотивных бригад должна составлять не менее 16 ч, однако может уменьшаться до 12 ч для локомотивных бригад, обслуживающих подвижной состав с моторными вагонами, а в остальных случаях - по согласованию с профсоюзом. Вместе с тем не допускается междусменный отдых машинистов на локомотивах и подвижном составе с моторными вагонами, работающих без помощников машинистов, в пассажирском движении менее 16 ч;

д) поездным электромеханикам, начальникам пассажирских и рефрижераторных поездов или секций в основном пункте работы предоставляется междусменный отдых такой же продолжительности, как проводникам пассажирских вагонов или механикам того же поезда или секции (п.58 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта);

е) общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад, за вычетом отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки (п.55 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта). Если продолжительность междусменного отдыха превысила установленную продолжительность отдыха, то допускается соответствующее уменьшение времени междусменного отдыха после следующих поездок в данном учетном периоде, но не более чем на четверть установленной продолжительности отдыха (п.56 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).

Таким образом, пп.55 и 56 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта урегулирован порядок определения продолжительности междусменного отдыха работников, постоянная работа которых осуществляется в пути. Междусменный отдых таким работникам предоставляется в суммированном виде за все время соответствующей поездки сразу после поездки, за исключением проводников пассажирских вагонов, которым междусменный отдых может предоставляться после обслуживания поездов согласно перечню, установленному нанимателем по согласованию с профсоюзом, в течение 2-5 рейсов общей продолжительностью не более 15 суток. Уменьшение междусменного отдыха допускается не более чем на четверть. Соответствующая часть междусменного отдыха в последующем должна присоединяться к междусменному отдыху за следующие 1-2 поездки (туры). В противном случае неприсоединенные часы междусменного отдыха оплачиваются как сверхурочная работа;

ж) в период массовых пассажирских перевозок (июнь-сентябрь) нанимателем может устанавливаться особый режим отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных станций (вокзалов), при котором междусменный отдых по месту постоянной работы с их письменного согласия предоставляется в размере не менее половины времени полагающегося междусменного отдыха. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее 2 суток для работников бригад пассажирских поездов и менее 12 ч для кассиров билетных, которым установлен суммированный учет рабочего времени или рабочий день с разделением на части (часть первая п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта). Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном нанимателем по согласованию с профкомом (части первая и вторая п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).

Таким образом, для установления работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетных железнодорожных станций (вокзалов) особого режима отдыха в период массовых пассажирских перевозок необходимо соблюдение ряда условий:

• особый режим отдыха устанавливается с письменного согласия работника;

• за работником сохраняется не менее половины времени полагающегося междусменного отдыха;

• если работникам, указанным в части первой п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта, установлен суммированный учет рабочего времени или рабочий день разделен на части, то при установлении им особого режима отдыха должны быть соблюдены минимально допустимые нормы продолжительности междусменного отдыха;

з) в период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и работников, эксплуатирующих и обслуживающих железнодорожно-строительные машины, в отдельных случаях с их письменного согласия и с учетом мнения профсоюза допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося отдыха по графику работ (сменности) и не более чем на 24 ч в месяц (часть первая п.60 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта);

5) отдых между полетными сменами члена экипажа при перегонке воздушных судов с неисправностями должен составлять не менее 10 ч, а после перегонки в базовом аэропорту - не менее 42 ч (п.63 Положения о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов коммерческой гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 03.12.2008 № 125 (далее - Положение о рабочем времени членов экипажей воздушных судов));

6) работникам организаций электроэнергетики, которым установлен режим суммированного учета рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха по распоряжению нанимателя, согласованному с профсоюзом (при отсутствии профсоюза - с согласия работника), может быть уменьшена до 12 ч (часть третья п.5 Положения о рабочем времени и времени отдыха для отдельных категорий работников в организациях электроэнергетики, утвержденного постановлением Минэнерго РБ от 08.12.2010 № 72 (далее - Положение о рабочем времени для работников в организациях электроэнергетики)). Таким образом, для работников организаций электроэнергетики при суммированном учете рабочего времени устанавливается:

а) специальный порядок уменьшения продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха по сравнению с нормой его продолжительности, определяемой в соответствии с частью третьей ст.125 ТК. Данный порядок предполагает согласование уменьшения продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха с профсоюзом. При отсутствии профсоюза должно быть получено согласие работника. Представляется, что количество часов, на которое уменьшается ежедневный (междусменный) отдых, не должно в последующем компенсироваться предоставлением другого времени отдыха или иным способом;

б) минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха - 12 ч. Пункт 5 Положения о рабочем времени для работников в организациях электроэнергетики не указывает, учитывается ли при определении продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха перерыв для отдыха и питания. Представляется, что продолжительность перерыва для отдыха и питания в составе продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха работников организаций электроэнергетики не учитывается, поскольку иное не предусмотрено специальными нормами Положения о рабочем времени для работников в организациях электроэнергетики;

7) для членов экипажей судов внутреннего водного транспорта установлена следующая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха:

а) продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 ч. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 ч непрерывного отдыха, а при работе экипажей по бригадному методу - не менее 6 ч. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 ч (часть вторая п.20 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта). Таким образом, общая суммарная продолжительность ежедневного отдыха членов экипажа внутреннего водного транспорта за период его нахождения на судне при выполнении производственного задания не должна быть менее 12 ч и распределяется на периоды ежедневного отдыха между отдельными сменами. Продолжительность данных периодов ежедневного отдыха также должна соответствовать минимально допустимым нормам, предусмотренным частью второй п.20 Положения о рабочем времени членов экипажей судов внутреннего водного транспорта;

б) при двухсменном графике работ (сменности) перерыв между вахтами должен быть не менее 6 ч (часть четвертая п.8 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта);

8) для водителей автомобилей, занятых на международных перевозках грузов и пассажиров, Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (заключено в г.Женеве 1 июля 1970 г.) (далее - Европейское соглашение), установлены следующие нормы продолжительности ежедневного отдыха:

а) в течение каждых 24 ч водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 ч, который может быть сокращен до минимум 9 ч непрерывного отдыха не более 3 раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентной продолжительности. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 ч, один из которых должен составлять не менее 8 последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до 12 ч (п.1 ст.8);

б) если в течение каждых 30 ч транспортным средством управляли по крайней мере 2 водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее 8 последовательных часов (п.2 ст.8).

Ежедневный период отдыха может использоваться на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке (п.7 ст.8 Европейского соглашения).

В случае если водитель, осуществляющий перевозку грузов или пассажиров, сопровождает транспортное средство, которое перевозится на пароме или поезде, ежедневный период отдыха может прерываться не более 1 раза, если соблюдены следующие условия:

• та часть ежедневного периода отдыха, которая проводится на суше, должна использоваться до или после той части ежедневного периода отдыха, которая проводится на борту парома или в поезде;

• период между 2 промежутками ежедневного отдыха должен быть, по возможности, короче и ни в коем случае не может превышать 1 ч до погрузки или после выгрузки, причем таможенные формальности должны быть включены в операции по погрузке или выгрузке;

• в течение обоих промежутков отдыха водитель должен располагать спальным местом.

Ежедневный период отдыха, прерываемый таким образом, должен увеличиваться на 2 ч (п.8 ст.8 Европейского соглашения).

Таким образом, можно сделать вывод, что Европейское соглашение устанавливает для водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров, следующие минимально допустимые нормы продолжительности междусменного отдыха: 11 ч в течение каждого 24-часового периода, т.е. максимум через каждые 13 ч (п.1 ст.8 Европейского соглашения); 12 ч, если ежедневный отдых разбивается на 2-3 периода (п.1 ст.8 Европейского соглашения); 9 ч при сокращении ежедневного отдыха с последующим предоставлением другого эквивалентного периода отдыха (п.1 ст.8 Европейского соглашения); 8 ч в течение каждых 30 ч, т.е. максимум через каждые 22 ч, если транспортным средством управляют по крайней мере 2 водителя (п.2 ст.8 Европейского соглашения); 13 ч, если ежедневный отдых прерывается в соответствии с п.8 ст.8 Европейского соглашения.

Дни отдыха, предоставляемые за неиспользованные часы ежедневного отдыха (суммированные дни отдыха)

Дни отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха (суммированные дни отдыха) предусмотрены для отдельных категорий работников соответствующими отраслевыми нормативными правовыми актами. Суть предоставления работникам таких дней отдыха состоит в том, чтобы компенсировать неиспользованное ими по основаниям, предусмотренным законодательством (например, при привлечении к сверхурочным работам), время ежедневного (междусменного) отдыха. Дни отдыха за неиспользованные часы ежедневного отдыха предоставляются следующим категориям работников.

1. Согласно части первой п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта в период массовых пассажирских перевозок (июнь-сентябрь) нанимателем может устанавливаться особый режим отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных станций (вокзалов), при котором междусменный отдых по месту постоянной работы с их письменного согласия предоставляется в размере не менее половины времени полагающегося междусменного отдыха.

Неиспользованное в связи с этим время междусменного отдыха, полагающееся за время поездки, должно быть компенсировано предоставлением дополнительных дней отдыха по окончании массовых пассажирских перевозок или присоединением таких дней к ежегодному отпуску с оплатой из расчета установленной тарифной ставки (должностного оклада) или без оплаты, если расчет с работниками пассажирских поездов был произведен по законченным рейсам). При увольнении проводников пассажирских вагонов неиспользованное время отдыха, полагающееся им за время поездки, подлежит оплате из расчета установленной тарифной ставки (должностного оклада) или без оплаты, если расчет с этими работниками был произведен по законченным рейсам (часть третья п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).

Билетным кассирам неиспользованные часы междусменного отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных дней отдыха в течение учетного периода (часть четвертая п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).

Таким образом, предоставление суммированных дней отдыха в данном случае является компенсацией работникам, указанным в части первой п.59 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта, за неиспользованное время междусменного отдыха в связи с установлением им особого режима отдыха. Дополнительные (суммированные) дни отдыха предоставляются работникам бригад пассажирских поездов - по окончании периода массовых пассажирских перевозок (октябрь) или путем присоединения к трудовому отпуску; кассирам билетных железнодорожных станций - в течение учетного периода.

В соответствии с п.60 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта в период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и работников, эксплуатирующих и обслуживающих железнодорожно-строительные машины, в отдельных случаях с их письменного согласия и с учетом мнения профсоюза допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося отдыха по графику работ (сменности) и не более чем на 24 ч в месяц. Неиспользованное время полагающегося междусменного отдыха таким работникам компенсируется предоставлением дополнительных свободных от работы дней (отгулов) по окончании летних путевых работ или присоединением таких дней к ежегодному отпуску с оплатой из расчета установленной тарифной ставки (должностного оклада). Продолжительность дополнительных свободных от работы дней должна определяться исходя из продолжительности неиспользованного времени междусменного отдыха.

Пунктом 51 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта установлено, что работникам локомотивных и кондукторских бригад, военизированной охраны, работающим в составе сквозных нарядов по охране грузов, которым уменьшена продолжительность междусменного отдыха в основном пункте работы, неиспользованные часы междусменного отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных неоплачиваемых дней отдыха в течение учетного периода.

2. Согласно абзацу 13 п.5 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта суммированные дни отдыха - это дни отдыха за работу сверх установленного рабочего времени (неиспользованные часы еженедельного отдыха; дни еженедельного отдыха при суммированном учете рабочего времени).

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа судна за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику работ (сменности) по основной должности (без учета времени выполнения аварийных и авральных работ, а также времени работы в нерабочие праздничные дни, компенсированного по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на установленную продолжительность ежедневной работы (смены) (п.8 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта).

Следует отметить, что абзац 13 п.5 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта в числе периодов времени отдыха, за неиспользование которых полагается компенсация в форме предоставления суммированных дней отдыха, не указывает время неиспользованного ежедневного (междусменного) отдыха. Вместе с тем согласно п.21 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта количество суммированных дней отдыха определяется исходя из всего фактически отработанного времени. Представляется, что в данном случае в фактически отработанное время включается также время сверхурочных работ. Кроме того, в самом определении суммированных дней отдыха указано, что суммированные дни отдыха предоставляются в качестве компенсации за работу сверх установленного рабочего времени. К последнему относится также время сверхурочных работ. Поэтому при определении количества суммированных дней отдыха необходимо учитывать также время сверхурочных работ, в связи с которыми работник не в полном объеме использует свой ежедневный отдых.

В соответствии с п.22 Положения о рабочем времени экипажей судов внутреннего водного транспорта суммированные дни отдыха предоставляются членам экипажа судна как в период навигации при длительных стоянках судов (ремонт, холодный отстой и т.д.), так и в межнавигационный период. В межнавигационный период суммированные дни отдыха предоставляются перед отпусками. Очередность предоставления членам экипажа судна суммированных дней отдыха устанавливается нанимателем по согласованию с капитаном (командиром) судна в навигационный период, в межнавигационный период - нанимателем.

3. Для работников, занятых на работах, непосредственно связанных с основным технологическим процессом в лесной промышленности и лесном хозяйстве, при суммированном учете рабочего времени неиспользованные часы междусменного отдыха могут суммироваться и предоставляться в виде других дней отдыха в течение учетного периода (п.4 части первой ст.315 ТК). Продолжительность рабочего времени и времени отдыха определяется с учетом особенностей, предусмотренных пп.3-5 части первой ст.315 ТК, для категорий работников лесной промышленности и лесного хозяйства - согласно приложению 2 к постановлению № 697. В частности, для работников данных категорий при установлении суммированного учета рабочего времени невозможно соблюсти установленную частью третьей ст.125 ТК минимальную норму продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха. Неиспользованные в связи с этим часы междусменного отдыха суммируются и предоставляются работникам в течение учетного периода в виде других дней отдыха по мере накопления часов неиспользованного ежедневного (междусменного) отдыха.

4. Согласно п.6 ст.8 Европейского соглашения любой отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного и (или) еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее 8 ч и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя. Таким образом, п.6 ст.8 Европейского соглашения допускает суммирование и предоставление в виде другого времени отдыха неиспользованное водителем, осуществляющим международные перевозки грузов и пассажиров, время ежедневного или еженедельного отдыха. Однако указанной нормой предусмотрена только возможность присоединения суммированного времени отдыха к другому периоду отдыха. Возможность предоставления суммированного времени отдыха отдельно не предусматривается.

Представляется, что поскольку суммированные дни отдыха фактически являются вовремя не использованным временем отдыха, то они по общему правилу не должны оплачиваться. Однако законодательством может быть предусмотрена оплата суммированных дней отдыха в качестве дополнительной компенсации за несвоевременно использованное время отдыха (пп.59, 60 Положения о рабочем времени работников железнодорожного транспорта).

Особенности регулирования времени отдыха членов экипажей воздушных судов

Специфика труда членов экипажей воздушных судов предполагает наличие особой структуры времени отдыха, включающей периоды времени, которые однозначно невозможно отнести ни к одной из известных трудовому законодательству категорий периодов времени отдыха. Поэтому вопрос об особенностях времени отдыха членов экипажей воздушных судов следует рассмотреть отдельно.

Время отдыха - это любой период пребывания на земле члена экипажа, в течение которого он освобожден эксплуатантом от служебных обязанностей (абзац 9 п.11 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов). Таким образом, одной из важнейших отличительных характеристик времени отдыха членов экипажей воздушных судов является нахождение работников на земле. Это означает, что время нахождения членов экипажей воздушных судов в воздухе (в полете) ни при каких условиях не может рассматриваться как время отдыха. Оно всегда должно учитываться как рабочее время и подлежать оплате.

Время отдыха членов экипажей воздушных судов включает в себя время предполетного отдыха (абзац 10 п.11 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов); время послеполетного отдыха (абзац 11 п.11 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов); время межполетного отдыха в базовом или во внебазовом аэропорту (абзац 12 п.11 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов); регламентированный технологический перерыв члена экипажа в сверхнормативном полете, который в то же время включается в служебное полетное время (абзац 11 п.16 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов) (данный перерыв относится к категории дополнительных специальных перерывов в течение рабочего дня (смены)); выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); трудовой отпуск.

Также к времени отдыха членов экипажей воздушных судов относятся кратковременные перерывы, предоставляемые при выполнении авиационных работ в соответствии с п.60 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов.

Таким образом, специфическими для членов экипажей воздушных судов периодами времени отдыха являются время предполетного, послеполетного и межполетного отдыха.

Провести четкое разграничение между предполетным, послеполетным и межполетным отдыхом сложно. По сути, речь идет о периодах времени, чередующихся с полетными сменами, расположенными последовательно между 2 периодами еженедельного отдыха.

Время отдыха, предоставляемое после завершения времени еженедельного отдыха перед полетной сменой, является временем предполетного отдыха.

Время отдыха, предоставляемое после завершения одной полетной смены до начала другой, является временем межполетного отдыха, а также временем послеполетного отдыха по отношению к завершившейся полетной смене и временем предполетного отдыха по отношению к предстоящей полетной смене.

Время отдыха, предоставляемое после окончания последней перед началом еженедельного отдыха полетной смены, является временем послеполетного отдыха.

Об этом свидетельствует и то, что приложением 3 к Положению о рабочем времени членов экипажей воздушных судов установлены одни и те же минимальные нормы продолжительности времени предполетного, послеполетного и межполетного отдыха в зависимости от продолжительности полетной смены (служебного полетного времени) и аэропорта, в котором предоставляется время отдыха.

Минимальная продолжительность времени отдыха (предполетного, послеполетного или межполетного) в базовом или во внебазовом аэропорту устанавливается в соответствии с приложением 3 к Положению о рабочем времени членов экипажей воздушных судов (п.38 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов).

Таким образом, с одной стороны, время предполетного, послеполетного и межполетного отдыха по своим признакам близко ко времени ежедневного (междусменного) отдыха. Однако в связи со спецификой работы авиационного персонала данное время отдыха используется не столько по усмотрению работника, сколько для обеспечения его психофизического состояния, соответствующего сложности и напряженности трудового процесса.

Не разрешается:

• совмещать время послеполетного отдыха члена экипажа с выходным днем по графику его работы (п.36 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов). По мнению автора, время предполетного отдыха также нельзя совмещать с выходным днем члена экипажа, предшествующем полету;

• отвлекать членов экипажа от сна во время предполетного и послеполетного отдыха (п.37 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов).

Согласно части первой п.39 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов в сверхнормативном полете (рейсе):

• время регламентированного технологического перерыва в работе, предоставляемое членам экипажа, не считается полноценным отдыхом и в полном размере включается в служебное полетное время;

• очередность отдыха членов усиленного состава летного экипажа регулирует командир воздушного судна, а членов усиленной бригады бортпроводников - бортпроводник № 1.

 

Справочно

Понятие «усиленный состав бригады бортпроводников» приведено в абзаце 49 п.11 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов;

 

• каждому дополнительному члену летного экипажа и дополнительному члену бригады бортпроводников должны быть предоставлены места для отдыха (спальные места - на грузовых самолетах), в т.ч. в пассажирском салоне воздушного судна при воздушных перевозках пассажиров.

Положением о рабочем времени членов экипажей воздушных судов предусмотрены случаи, когда устанавливаются повышенные минимально допустимые нормы продолжительности времени отдыха членов экипажей воздушных судов по сравнению с предусмотренными приложением 3 к данному Положению. Это трансмеридианные беспосадочные полеты и длительные полеты через океан (части вторая и третья п.39 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов).

После перелета к месту выполнения полетного задания члены экипажа могут сразу выполнять полетное задание без отдыха только в пределах оставшейся (с учетом перелета) части 24-часового периода установленной продолжительности служебного полетного времени (п.20 Положения о рабочем времени членов экипажей воздушных судов). Если оставшегося служебного полетного времени не достаточно для выполнения полетного задания, полетное задание может быть выполнено после отдыха не менее 10 ч с предоставлением членам экипажа условий для отдыха. Перелет членов экипажа к месту послеполетного отдыха может быть выполнен сразу после выполнения рейса без учета предшествующего служебного полетного времени.

Таким образом, главной отличительной особенностью времени ежедневного (междусменного) отдыха является то, что он предоставляется между 2 последовательно сменяющими друг друга рабочими днями (сменами), в отличие от внутрисменного отдыха (перерывов в течение рабочего дня), который предоставляется в течение определенного рабочего дня (смены).

 

04.07.2013

 

Елена Гадлевская, юрист