


Материал помещен в архив
ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
При перемещении товаров через границу государств - членов Таможенного союза участникам внешнеэкономической деятельности не стоит забывать о наличии запретов и ограничений на такое перемещение. Их несоблюдение может повлечь материальные потери для всех участников сделки.
Подпункт 8) п.1 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза к запретам и ограничениям в т.ч. относит фитосанитарные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза (в настоящее время - Евразийской экономической комиссии) и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Виды карантинного фитосанитарного контроля
В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан принято соответствующее Соглашение таможенного союза о карантине растений от 11.12.2009 (далее - Соглашение). Соглашением определены основные принципы проведения карантинного фитосанитарного контроля уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза. Кроме того, ст.2 Соглашения выделяет следующие виды карантинного фитосанитарного контроля:
на таможенной границе Таможенного союза (осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза) (далее - Положение 1);
на таможенной территории Таможенного союза (осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза) (далее - Положение 2).
От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. |
Указанные выше Положения утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (далее - решение № 318). Кроме того, решением № 318 утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза (далее - Перечень).
Перечень выделяет подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким (например, рождественские деревья, картофель свежий, капуста кочанная, щепа или стружка древесная хвойных пород) и низким (например, грибы сушеные, хлопковый линт, табачное сырье) фитосанитарным риском. При отнесении товара к той или иной группе фитосанитарного риска следует руководствоваться как кодом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, так и наименованием товара.
Фитосанитарный сертификат
Каждая партия подкарантинной продукции, отнесенной в соответствии с Перечнем к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождении экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951 (заключена в г.Риме; вступила в силу для Республики Беларусь 21 февраля 2005 г.). Аналогичная партия продукции, перевозимая с территории одного из государств - членов Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом государства-отправителя по форме, установленной вышеуказанной конвенцией (часть третья п.2 и часть первая п.3 ст.4 Соглашения).
Не требуется представление фитосанитарных сертификатов для следующей подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска:
• продукции, перемещаемой через таможенную границу Таможенного союза в почтовых отправлениях, ручной клади пассажиров, судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах при условии, что указанная продукция не является посадочным или семенным материалом или картофелем (подп.1) п.7.1 Положения 1);
• древесных упаковочных и крепежных материалов (подп.2) п.7.1 Положения 1).
![]() |
Справочно При этом данные материалы (поддоны, ящики, коробки, блоки, барабаны, катушки, обрешетки, подпорки, крепеж, опорные стойки), используемые для перемещения грузов при международном товарообмене, должны быть подвергнуты тепловой обработке с достижением температуры по всей толще древесины +56°С с продолжительностью этого теплового режима более 30 минут, или искусственной сушке в специальных камерах («килн драинг») до влажности не выше 20 %, или обеззараживанию методом газации (фумигации) бромистым метилом. Подтверждением такого обеззараживания служат специальные маркировочные знаки, наносимые на древесную упаковку и древесные крепежные материалы. Организации обеззараживают древесную упаковку или крепежные материалы, подтверждают соответствие применяемых ими технологий указанным в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 15, и им присваивается национальной службой по карантину и защите растений соответствующий регистрационный номер. Этот номер включается в маркировочный знак, наносимый на древесную упаковку и крепежные материалы. Кроме указанного номера маркировочный знак должен содержать код страны, а также сокращенное название примененного метода обеззараживания: НТ (термообработка - heat treatment), KD (камерная сушка «килн драинг») или МВ (фумигация бромистым метилом - methyl bromidae); |
• подкарантинной продукции, находящейся в транспортных средствах и предназначенной для продовольственных целей команд и экипажей этих транспортных средств, без права ее выноса за пределы транспортных средств. Однако продовольственные запасы на транспортных средствах, зараженные карантинными объектами (карантинными вредными организмами), по предписанию должностного лица уполномоченного органа должны быть обеззаражены, уничтожены или опломбированы в специальных складских помещениях на период нахождения транспортного средства на таможенной территории Таможенного союза (подп.3) п.7.1 Положения 1).
Уполномоченные органы по проведению карантинного фитосанитарного контроля
В Республике Беларусь проведение мероприятий по карантину растений возложено на государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ (http://www.ggiskzr.by). В Российской Федерации орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (http://www.fsvps.ru/), которая находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Положением о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 № 268, соответствующий контроль осуществляется также Государственной службой по карантину растений Российской Федерации. В Республике Казахстан в государственную систему обеспечения карантина растений входят Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган (таковым является Управление государственной фитосанитарной инспекции Комитета государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан http://www.mgov.kz/ministerstvo/komitety/).
Контрольные мероприятия
При проведении карантинного фитосанитарного контроля уполномоченные органы осуществляют следующие контрольные мероприятия.
При ввозе продукции на таможенную территорию Таможенного союза | При перемещении между государствами - членами Таможенного союза (п.3.3 Положения 2) | |
первичный контроль (п.3.5 Положения 1) | контроль по месту завершения таможенного оформления (п.3.7 Положения 1) | |
1) документарная проверка; 2) осмотр транспортных средств; 3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; 4) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра |
1) документарная проверка; 2) осмотр транспортных средств - если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции; 3) осмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска; 4) осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; 5) досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра |
1) документарная проверка; 2) осмотр подкарантинной продукции; 3) досмотр подкарантинной продукции |
По результатам карантинного фитосанитарного контроля уполномоченный орган выполняет следующее.
При ввозе продукции на таможенную территорию Таможенного союза (п.3.10 Положения 1) | При перемещении между государствами - членами Таможенного союза (пп.3.7, 3.13, 3.15 Положения 2) |
1) проставляет соответствующий штамп на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе согласно приложению 1 к Положению 1; 2) составляет акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) согласно приложению 2 к Положению 1. Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается |
1) выдает предписание о возврате партии подкарантинной продукции; 2) выдает предписание об уничтожении партии подкарантинной продукции; 3) предлагает провести обеззараживание подкарантинной продукции; 4) принимает решение о завершении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) |
Меры ответственности при отсутствии фитосанитарного сертификата
Отдельно следует остановиться на вопросе ответственности участника внешнеэкономической деятельности в случае отсутствия фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию высокого фитосанитарного риска.
Положения Соглашения и решения № 318 при отсутствии фитосанитарного сертификата определяют:
• при ввозе - запрет на ввоз;
• при перемещении по территории Таможенного союза - предписание о возврате подкарантинной продукции за счет ее собственника.
![]() |
Обратите внимание! Фитосанитарный сертификат используется в целях транспортного контроля и рассматривается законодателем в качестве грузосопроводительного документа. |
В этой связи перемещение подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска между государствами - членами Таможенного союза без фитосанитарного сертификата является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (наложение основного административного взыскания в виде штрафа, а также на усмотрение суда возможного наложения дополнительного взыскания в виде конфискации).
Вместе с тем, руководствуясь следующими положениями законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, полагаем применение конфискации в рассматриваемом случае невозможным на основании следующего.
Таможенные союзы строятся на единых принципах, образуют единый правопорядок и единое регулирование правоотношений, соединяя в своем правовом регулировании нормы самих интеграционных объединений и нормы национального законодательства государств-членов. Подобное регулирование возможно в интеграционных объединениях, особенно на начальном этапе их существования, но таит в себе опасность разночтений этих нормоположений в государствах-членах. Вместе с тем Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 предусмотрен защитный механизм создания единообразного коммунитарного толкования правовой нормы, части которой находятся в различных системах права. Такой механизм - единообразное прочтение названного Договора, акта Комиссии Таможенного союза и национального закона исходя из целей, задач и принципов интеграции и с учетом верховенства норм права Таможенного союза и Единого экономического пространства.
От редакции: С 20 октября 2014 г. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. прекращает действие на основании Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества. |
Как следует из норм решения № 318, отсутствие фитосанитарного сертификата на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не предполагает задержание либо изъятие данной партии и соответственно последующую конфискацию, а предусматривает возврат данной продукции путем выдачи уполномоченным должностным лицом предписания о возврате.
Санкция части 4 ст.12.17 КоАП также не исключает возможности передачи изъятой продукции высокого фитосанитарного риска правонарушителю для последующего ее возврата.
29.08.2014
Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»