Расчет от 14.10.2014
Автор: Прохожая В.

Формирование тарифов на работы по переработке давальческого сырья для нерезидентов Республики Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА РАБОТЫ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ ДЛЯ НЕРЕЗИДЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ситуация 1

Коммерческая организация с иностранными инвестициями заключает договоры на переработку давальческого сырья с нерезидентами Республики Беларусь, в т.ч. с организациями Российской Федерации. Произведенная продукция вывозится за пределы Республики Беларусь.

Нерезидент-давалец оплачивает выполняемые коммерческой организацией работы из расчета 5 долл. США за 1 ч исходя из трудоемкости изготовления единицы изделия, установленной давальцем.

У организации-переработчика для данного изделия трудоемкость выше на 10 %. Нормы времени утверждены руководителем организации, и на основании этих норм оплачивается труд работников.

Как правильно составить плановую калькуляцию и экономически обосновать цену (тариф) на работы по переработке давальческого сырья на экспорт, если исходя из фактических затрат с учетом планомерного повышения заработной платы выполнение работ не всегда рентабельно?

Переработка давальческого сырья является работой

При заключении договоров на переработку давальческого сырья наряду с термином «работа по переработке» часто встречается термин «услуга по переработке». Однако для правильной постановки учета и налогообложения их следует различать.

Так, согласно ст.30 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. работа - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (подп.2.21 п.2 ст.13 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З).

 

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Результат предпринимательской деятельности переработчика сырья всегда имеет материальное выражение и может быть реализован для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Следовательно, переработчик выполняет работу.

Таким образом, формирование цен (тарифов), а также документальное оформление переработки давальческого сырья необходимо осуществлять с учетом того, что это работа, а не услуга.

Нормы законодательства по формированию цен (тарифов)

Основным документом в настоящее время по вопросам ценообразования является Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

Указом № 72 установлено, что цены (тарифы) регулируются государством только применительно к перечню товаров (работ, услуг), приведенному в приложении 1 к Указу № 72 (далее - Перечень).

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 во исполнение Указа № 72 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов).

Порядок формирования цен (тарифов) зависит от того, какие товары изготавливают из давальческого сырья. Если эти товары входят в Перечень, то при формировании цен (тарифов) на выполненные работы следует соблюдать установленные государством ограничения. Если в результате переработки давальческого сырья изготавливается продукция, не названная в Перечне, формирование цен (тарифов) на выполненные работы на территории Республики Беларусь осуществляется исходя из конъюнктуры рынка.

Указом № 72 установлено, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением случаев, когда требование об обязательном составлении таких экономических расчетов установлено в соответствии с подп.2.11 п.2 Указа № 72 (абзацы 1 и 4 подп.2.3 п.2 Указа № 72).

Подпунктом 2.11 п.2 Указа № 72 установлено, что юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в Перечень, за исключением:

• юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

• юридических лиц, применяющих фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством;

• крестьянских (фермерских) хозяйств;

• юридических лиц при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;

• юридических лиц при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

Нормы Указа № 72 подлежат применению в отношении работ, выполняемых для резидентов Республики Беларусь. В отношении работ, выполняемых для нерезидентов Республики Беларусь, никаких ограничений в формировании цен (тарифов) не установлено.

Экономическое обоснование цен целесообразно делать и в том случае, когда это в соответствии с законодательством не является обязательным

Несмотря на то что отсутствие экономического обоснования цен (тарифов) в ряде случаев не является правонарушением, это не означает, что делать экономический расчет цены (тарифа) нет необходимости. Такой расчет нужен в первую очередь самой организации.

Разумеется, отпускная цена должна покрывать все затраты организации по производству товаров, работ либо услуг. Для определения суммы этих затрат не обойтись без составления плановой калькуляции.

Тарифы на работы по переработке давальческого сырья следует формировать на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества работ и конъюнктуры рынка.

При этом в плановую себестоимость работ все затраты следует включать на основе норм и нормативов, установленных законодательством, а при отсутствии таковых - по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в организации.

Сопоставление плановых и фактических показателей по элементам затрат, включенным в калькуляцию, позволяет организациям выявлять резервы по определенным статьям расходов, а также проблемные участки производства, где затраты слишком высоки и требуется пересмотр и усовершенствование применяемых технологических процессов.

Отпускные цены (тарифы) на работы, выполняемые для нерезидентов Республики Беларусь, также следует определять на основе плановой калькуляции. Эти цены (тарифы) согласовываются сторонами.

При реализации продукции, товаров, работ или услуг за пределы Республики Беларусь установленные на них цены (тарифы) могут отличаться от цен (тарифов), по которым аналогичная продукция, товары, работы или услуги реализуются на территории Республики Беларусь.

Тарифы на работы для нерезидента организации вправе устанавливать в иностранной валюте.

Особенности включения в тарифы трудовых затрат коммерческими организациями

Одной из самых существенных статей затрат при переработке давальческого сырья являются расходы на оплату труда.

В настоящее время в республике применяются гибкие условия оплаты труда, позволяющие материально заинтересовать работников в повышении производительности труда, максимально учитывать сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость и творческий подход.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны также обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством гарантий в области оплаты труда работников.

Тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций наниматели вправе повышать в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» снято ограничение суммы выплат стимулирующего характера для отнесения их на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включения в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании.

Такое ограничение установлено только для субъектов хозяйствования, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, и составляет 80 % от суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное в отчетном периоде время по организации в целом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Следовательно, коммерческие организации могут повышать заработную плату самостоятельно, разработав и утвердив локальные нормативные правовые акты в области оплаты труда. С учетом таких повышений организации вправе учитывать увеличение расходов на оплату труда в составляемых плановых калькуляциях.

 

Справочно

При начислении заработной платы организациям следует учитывать нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников».

Вывод

Несмотря на то что в организации обстоятельства складываются таким образом, что она вынуждена работать по ценам (тарифам), диктуемым давальцем, подделывать плановую калькуляцию под цену, согласованную с таким давальцем-нерезидентом, не следует.

В случаях, когда тариф на выполняемую работу не покрывает фактических расходов организации на ее выполнение, необходимо принимать меры по снижению фактической себестоимости этих работ. Меры могут быть разными, например, установление прогрессивных норм времени, пересмотр приемов и методов оплаты труда при выполнении определенных операций, совершенствование технологии, эффективное использование оборудования, топливно-энергетических ресурсов и т.д.

 

Ситуация 2

Стоимость работ по переработке давальческого сырья с резидентом России предусмотрена в долларах США, оплата осуществляется в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату отгрузки продукции, выработанной из давальческого сырья. В результате стоимость работ по одному и тому же изделию может меняться в зависимости от изменения курса доллара США, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату отгрузки.

Экономическое обоснование цены организация составляет в белорусских рублях.

Достаточно ли одного расчета тарифа на выполняемые работы (на дату первой отгрузки) или на каждую отгрузку продукции надо делать новый расчет?

Валюта расчетов установлена законодательством

Согласно п.24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций - резидентом и между субъектом валютных операций - нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2019 г. глава 4 (пп.23, 24) Правил № 72 изложена в новой редакции на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612.

 

Справочно

Перечень иностранных валют, по отношению к которым устанавливается курс белорусского рубля, установлен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20.08.2001 № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам».

 

Разница в иностранной валюте, возникающая при расчетах по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, размер которых определяется исходя из эквивалента иной иностранной валюты или условной денежной единицы, является так называемой суммовой разницей.

Разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства (за исключением случаев, установленных законодательством), включаются в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (абзацы 1 и 7 п.15 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

О порядке отражения разниц, образующихся при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, с 1 января 2018 г. см. постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2017 № 23.

 

Указанные разницы в налоговом учете включаются во внереализационные доходы или расходы и учитываются при налогообложении прибыли (подп.3.18 п.3 ст.128 и подп.3.25 п.3 ст.129 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.3.21 п.3 ст.174 и подп.3.27 п.3 ст.175 НК в новой редакции.

Вывод

С учетом вышеизложенного изменение курса российского рубля к доллару США не меняет тарифы, предусмотренные в договоре давальческой переработки сырья в долларах США. В связи с этим в данной ситуации изменения тарифа на выполняемые работы не происходит, значит, нет необходимости делать перерасчет плановой калькуляции.

Новое экономическое обоснование цены (тарифа) следует составлять лишь тогда, когда меняется цена (тариф).

 

14.10.2014

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»