


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Состав ритуальных услуг
Ритуальные услуги относятся к бытовым услугам.
В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденном постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, услуги, относящиеся к бытовым, сгруппированы в соответствующих подразделах без выделения в отдельную группу.
Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению», утвержденному постановлением Госстандарта РБ от 09.12.2003 № 49, к ритуальным услугам, в частности, относятся:
- услуги по установке, снятию окраски надмогильных сооружений;
- изготовление надгробных сооружений из цемента, с мраморной крошкой, из природного камня и искусственных материалов и их реставрация;
- изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов;
- надписи на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках;
- высечка барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п.;
- изготовление оград, памятников, венков из металла.
Нормативное регулирование формирования цен на бытовые услуги
Порядок формирования цен на бытовые услуги установлен Инструкцией о порядке формирования и применения тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 12.07.2007 № 132 (далее - Инструкция № 132). Инструкция № 132 устанавливает единый порядок формирования и применения тарифов на бытовые услуги и подлежит применению юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере бытового обслуживания населения на территории республики.
Тарифы на бытовые услуги должны формироваться субъектами хозяйствования на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом особенностей, предусмотренных Инструкцией № 132.
Затраты включаются в плановую себестоимость услуг, определяемую субъектом предпринимательской деятельности, если иное не установлено законодательством. На сегодняшний день иного законодательством не установлено. Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно определяют состав себестоимости бытовых, в т.ч. и ритуальных, услуг.
При формировании цен на бытовые услуги могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики (п.4 Инструкции № 132).
Тарифы на бытовые услуги могут формироваться (устанавливаться) с учетом либо без учета стоимости материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры.
Обращаем внимание, что стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг населению, определяется субъектом предпринимательской деятельности исходя из конъюнктуры рынка и включается в тариф на бытовые услуги или оплачивается заказчиком отдельно (п.7 Инструкции № 132).
Рентабельность при формировании тарифов на бытовые услуги следует исчислять как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры).
Субъекты предпринимательской деятельности вправе устанавливать скидки к тарифам на бытовые услуги.
Порядок применения скидок, их размеры и условия, в зависимости от которых они будут предоставляться, субъекты предпринимательской деятельности должны разработать и утвердить самостоятельно.
Тарифы на бытовые услуги должны быть обоснованы соответствующими экономическими расчетами (плановыми калькуляциями с расшифровкой статей затрат).
Государственное регулирование цен на ритуальные услуги
При формировании цен на бытовые услуги необходимо учитывать, что на ряд услуг цены регулируются государством. Такое регулирование осуществляется путем установления предельных уровней рентабельности или предельных цен, надбавок.
Так, Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 285) утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом.
Согласно Указу № 285 цены на социально значимые товары (работы, услуги) по перечням, определяемым Советом Министров РБ (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики РБ), регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами путем установления предельных цен на ритуальные услуги, а также путем установления предельных уровней рентабельности.
Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943. В этот перечень включены оказываемые населению ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала).
В приведенной ниже таблице перечислены решения областных и Минского городского исполнительных комитетов, которыми утверждены предельные цены на ритуальные услуги и предельные нормативы рентабельности.
Нормативный документ |
Установленный порядок регулирования цен |
Решение Гродненского облисполкома от 20.07.2009 № 507 «О государственном регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» | Утвержден перечень товаров (работ, услуг), по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) путем установления предельных цен (тарифов) (приложение 1 к решению) и предельных нормативов рентабельности (приложение 2 к решению). В состав таких услуг включены и ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала). Предельный норматив рентабельности по ритуальным услугам установлен равным 15 % |
Решение Гродненского облисполкома от 14.10.2008 № 766 «Об утверждении цен и тарифов на гарантированные услуги по погребению» | Утверждены предельные цены и тарифы на гарантированные услуги по погребению |
Решение Брестского облисполкома от 30.04.2008 № 327 «Об утверждении прейскурантов на социально значимые бытовые услуги для населения» | Утвержден прейскурант максимальных предельных тарифов для населения на ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала) (приложение 3 к решению) |
Решение Витебского облисполкома от 17.05.2008 № 387 «Об утверждении прейскурантов тарифов на бытовые услуги» | Утвержден прейскурант «Тарифы на ритуальные услуги» (в пределах похоронного минимума) (приложение 6 к решению) |
Решение Мингорисполкома от 17.06.2008 № 1370 «Об утверждении предельных тарифов на социально значимые услуги» | Утверждены предельные тарифы на ритуальные услуги (в пределах похоронного минимума) (приложение 1 к решению) |
Решение Мингорисполкома от 06.07.2009 № 1505 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» | На оказываемые населению ритуальные услуги (в пределах минимума похоронного ритуала) утвержден предельный норматив рентабельности в размере 25 % (п.7 приложения 1 к решению) |
Примечание. Предельные нормативы рентабельности распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории г.Минска, за исключением: юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц или применяющих упрощенную систему налогообложения | |
Решение Миноблисполкома от 27.01.2003 № 45 «О порядке регулирования цен (тарифов), надбавок на товары (работы, услуги) для местного потребления» | На оказываемые населению ритуальные услуги в пределах минимума похоронного ритуала утвержден предельный норматив рентабельности в размере 15 % (без учета стоимости материалов) (приложение 2 к решению) |
Примечание. Предельный норматив рентабельности не применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с Указом № 285 не обязаны обосновывать уровень отпускных цен экономическими обоснованиями | |
Решение Миноблисполкома от 18.07.2008 № 786 «Об утверждении тарифов на социально значимые бытовые услуги для населения» | Утверждены предельные тарифы на ритуальные услуги (в пределах похоронного минимума) (приложение 6 к решению) |
Примечание. Тарифы распространяются на юридические лица всех форм собственности, включая юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания на территории Минской обл. | |
Решение Гомельского облисполкома от 22.07.2009 № 681 «Об утверждении максимальных предельных тарифов на социально значимые бытовые услуги» | Утверждены максимальные предельные тарифы на ритуальные услуги (в пределах похоронного минимума) (приложение 2 к решению) |
Примечание. Утвержденные тарифы распространяются на юридические лица всех форм собственности, включая применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания на территории Гомельской обл. | |
Решение Могилевского облисполкома от 31.08.2003 № 19-12 «Об упорядочении регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» | На ритуальные услуги согласно гарантированному перечню в пределах размера пособия на погребение установлен предельный уровень рентабельности в размере 15 % к себестоимости обработки |
Примечание. Предельный норматив рентабельности обязателен для применения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, производящими эти работы, услуги на территории Могилевской обл. |
Установка памятников, благоустройство и озеленение территории места погребения не относятся к минимуму похоронного ритуала, поэтому на них предельные цены не установлены и уровень рентабельности не ограничен.
Ритуальные услуги освобождены от налога на добавленную стоимость
От обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь:
ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом РБ;
надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению.
Данная норма закреплена в подп.1.8 п.1 ст.94 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК).
Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется также на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы. Для покупателя основанием для применения освобождения от уплаты НДС служит указанная продавцом в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке ритуальных предметов, запись: «Освобождение согласно подпункту 1.8 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь».
Перечень ритуальных услуг, работ по уходу за могилами, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 14.02.2006 № 97 (далее - Перечень № 97).
В названный Перечень № 97, в частности, включены:
благоустройство предоставленного для погребения земельного участка, включая художественное оформление могилы, стены скорби (колумбария), склепа;
нанесение (высечка, гравировка) надписей, эмблем, рисунков, барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, установка медальонов, табличек, крепление литых элементов к памятникам;
озеленение территории места погребения;
содержание и ремонт надмогильных холмиков и сооружений, склепов, стен скорби (колумбариев);
установка, демонтаж надмогильных сооружений и малых архитектурных форм на местах погребения.
Таким образом, работы, связанные с установкой памятников, обустройством и озеленением места погребения, освобождаются от НДС.
Освобождению от НДС подлежат также работы по изготовлению:
- надгробных памятников;
- оград;
- других ритуальных предметов, связанных с погребением.
Не все работы, выполняемые в местах захоронения, освобождаются от налога на добавленную стоимость
При включении в цену налога на добавленную стоимость обратите внимание, что не все работы, которые выполняются на кладбищах, подлежат освобождению от НДС.
Так, на основании пп.1, 7, 20 Перечня № 97 освобождается от НДС благоустройство предоставленного для погребения земельного участка, включая художественное оформление могилы, стены скорби (колумбария), склепа; озеленение территории места погребения; уборка территории места погребения, закрепленной прилегающей территории и вывоз с этих территорий мусора.
Однако, например, ремонт объектов инфраструктуры кладбища (тротуаров, дорожек, ограждения кладбища, находящихся на территории кладбища зданий, инженерных сетей) в Перечень № 97 не включен, а значит, указанные работы от налога на добавленную стоимость не освобождаются. Налог на добавленную стоимость по этим работам исчисляется по ставке 20 %.
Освобождается от НДС предоставление места для организации семейного склепа, места для захоронения урны с прахом (пеплом) в стене скорби (колумбарии), в земле, в склепе (п.13 Перечня № 97). Но услуги по резервированию места для организации семейного склепа, места для захоронения урны с прахом (пеплом) в стене скорби (колумбарии), в земле, в склепе подлежат обложению НДС по ставке 20 %.
Также освобождается от НДС восстановление надмогильных сооружений, стен скорби (колумбариев), склепов, разрушенных (поврежденных) в результате чрезвычайных ситуаций, актов вандализма (п.2 Перечня № 97). Вместе с тем работы по восстановлению разрушенных мемориальных комплексов, если таковые не являются надмогильными сооружениями, подлежат обложению НДС по ставке 20 %.
При организации поминальных обедов организациям следует учитывать, что предоставление помещения и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания освобождаются от НДС на основании п.17 Перечня № 97. То есть, если, например, организация предоставит в аренду помещение столовой для проведения поминального обеда, то эта услуга освобождается от НДС.
Однако стоимость поминального обеда от НДС не освобождается. Соответственно, эта стоимость должна облагаться НДС (по расчетной ставке либо по ставке 20 %).
При формировании цен на ритуальные услуги, освобождаемые от НДС, «входной» НДС организации должны:
- либо отнести на стоимость материалов (работ, услуг), используемых при оказании ритуальных услуг, если обеспечен раздельный учет материалов (работ, услуг), используемых для оказания услуг, освобождаемых от НДС;
- либо включить в себестоимость и в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, если упомянутый выше раздельный учет не обеспечен. В этом случае сумма «входного» НДС, включаемого в затраты, должна распределяться на облагаемые НДС и освобождаемые от НДС обороты в порядке, установленном п.3 ст.106 НК.
15.02.2011 г.
Анна Николаева, экономист
От редакции: С 1 марта 2011 г. Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 утратил силу.
С 21 апреля 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943 «Об утверждении перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 утратило силу.
С 17 мая 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 12.07.2007 № 132 «О формировании и применении тарифов на бытовые услуги» на основании постановления Минэкономики РБ от 25.04.2011 № 63 утратило силу.
С 24 мая 2011 г. решение Миноблисполкома от 27.01.2003 № 45 «О порядке регулирования цен (тарифов), надбавок на товары (работы, услуги) для местного потребления» на основании решения Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 утратило силу.
С 3 июня 2011 г. решение Витебского облисполкома от 17.05.2008 № 387 «Об утверждении прейскурантов тарифов на бытовые услуги» на основании решения Витебского облисполкома от 06.05.2011 № 284 утратило силу.
С 3 июня 2011 г. решение Гомельского облисполкома от 22.07.2009 № 681 «Об утверждении максимальных предельных тарифов на социально значимые бытовые услуги» на основании решения Гомельского облисполкома от 14.05.2011 № 550 утратило силу.
С 7 июля 2011 г. решение Могилевского облисполкома от 31.08.2003 № 19-12 «Об упорядочении регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» на основании решения Могилевского облисполкома от 14.06.2011 № 9-39 утратило силу.
С 8 июня 2011 г. решение Брестского облисполкома от 30.04.2008 № 327 «Об утверждении прейскурантов на социально значимые бытовые услуги для населения» на основании решения Брестского облисполкома от 12.05.2011 № 462 утратило силу.
C 13 июля 2011 г. решения Мингорисполкома от 06.07.2009 № 1505 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» и от 17.06.2008 № 1370 «Об утверждении предельных тарифов на социально значимые услуги» на основании решения Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 утратили силу.
С 9 августа 2011 г. решение Миноблисполкома от 18.07.2008 № 786 «Об утверждении тарифов на социально значимые бытовые услуги для населения» на основании решения Миноблисполкома от 21.07.2011 № 958 утратило силу.
С 30 августа 2011 г. решение Гродненского облисполкома от 14.10.2008 № 766 «Об утверждении цен и тарифов на гарантированные услуги по погребению» на основании решения Гродненского облисполкома от 19.08.2011 № 581 утратило силу.
С 1 сентября 2011 г. в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, на основании постановления Госстандарта РБ от 22.06.2011 № 35 внесены изменения.
С 1 января 2012 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.
С 1 сентября 2012 г. в общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОКРБ 015-2003) «Услуги населению», утвержденный постановлением Белстандарта от 09.12.2003 № 49, на основании постановления Госстандарта РБ от 28.05.2012 № 26 внесены изменения и дополнения.