Пособие от 01.03.2016
Автор: Прохожая В.

Формирование цен (тарифов) на ритуальные услуги и предметы


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ПРЕДМЕТЫ

Нормативные правовые акты, регулирующие цены (тарифы) на ритуальные услуги

Основными документами, регулирующими вопросы ценообразования, являются:

Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З);

Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З, применяются свободные цены (тарифы) (ст.6 Закона № 255-З).

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются лишь в отношении отдельных товаров (работ, услуг), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь (ст.7 Закона № 255-З).

Так, Указом № 72 установлено, что цены (тарифы) регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) только применительно к перечню товаров (работ, услуг), приведенному в приложении 1 к Указу № 72.

Порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в утвержденный Указом № 72 перечень, регулируется Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.

Перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, определяется Советом Министров Республики Беларусь (раздел «Облисполкомы и Минский горисполком» приложения 1 к Указу № 72).

В рамках данных полномочий Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 17.01.2014 № 35 утвердил перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (далее - Перечень № 35). В Перечень № 35, в частности, включены оказываемые населению ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) (подп.3.1 п.3).

Формирование тарифов на ритуальные услуги

К гарантированным услугам по погребению относятся:

• предоставление и доставка гроба и тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), даты рождения и смерти умершего (если они известны);

• перевозка тела (останков) умершего к месту погребения либо в крематорий (в пределах соответствующей административно-территориальной единицы или с территории административно-территориальной единицы за ее пределы к месту погребения, предназначенному для захоронения умерших, проживавших на территории этой административно-территориальной единицы);

• захоронение тела (останков) умершего или урны с прахом (пеплом) (часть первая ст.30 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле», далее - Закон № 55-З).

Ассортимент товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гарантированных услуг по погребению, а также цены (тарифы) на них устанавливаются в пределах размера пособия на погребение и регулируются местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня (часть четвертая ст.30 Закона № 55-З).

Решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов тарифы на ритуальные услуги регулируются путем установления предельных максимальных тарифов либо предельного размера рентабельности (см. приведенные ниже таблицы 1 и 2 соответственно).

Таблица 1

Предельные максимальные тарифы на ритуальные услуги, установленные решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов

Реквизиты решения Наименование услуги Единица измерения Предельный максимальный тариф, руб.
Решение Брестского областного исполнительного комитета от 25.01.2016 № 48 (приложение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 ноября 2016 г. вышеназванное приложение изложено в новой редакции решением Брестского областного исполнительного комитета от 25.10.2016 № 796

Перевозка тела (останков) умершего к месту погребения (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 км
1 ч.
3 900
100 000
Захоронение тела (останков) умершего в зимнее время:
ручная
1 услуга
413 300
механическая
1 услуга
198 600
Захоронение тела (останков) умершего в летнее время:
ручная
1 услуга
315 300
механическая
1 услуга
178 200
Предоставление гроба деревянного (без стоимости материалов):
без обивки
1 шт.
111 000
с обивкой хлопчатобумажными тканями
1 шт.
178 200
Предоставление деревянной надмогильной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), даты рождения и смерти умершего (если они известны) (без стоимости материалов)
1 шт.
82 000
Решение Витебского областного исполнительного комитета от 27.11.2015 № 743 (п.3 приложения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. взамен решения № 743 принято решение Витебского областного исполнительного комитета от 15.06.2016 № 348 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов)»

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч.
290 000
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) в зимнее время (примечание 1):
при ручном опускании гроба
1 услуга
750 000
при механическом опускании гроба
1 услуга
800 000
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) в летнее время (примечание 1):
при ручном опускании гроба
1 услуга
450 000
при механическом опускании гроба
1 услуга
500 000
Изготовление гроба деревянного:
без обивки
1 шт.
250 000
с обивкой
1 шт.
350 000
Изготовление надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, инициалы, даты рождения и смерти умершего (если они известны)
1 шт.
150 000
Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 22.07.2014 № 672 (приложение 1).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 апреля 2016 г. следует руководствоваться решением Гомельского областного исполнительного комитета от 15.03.2016 № 196

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч.
227 150
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп):
в зимнее время
1 услуга
454 000
в летнее время
1 услуга
333 000
Предоставление гроба деревянного без обивки
1 шт.
256 000
Предоставление надмогильной деревянной тумбы (креста)
1 шт.
147 000
Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 17.02.2014 № 71 (п.1 приложения 2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. приложение 2 к решению № 71 изложено в новой редакции решением Гродненского областного исполнительного комитета от 09.06.2016 № 313

Доставка гроба и тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), даты рождения и смерти умершего (если они известны)
1 ч.
273 800
Перевозка тела (останков) умершего к месту погребения (в пределах соответствующей административно-территориальной единицы или с территории административно-территориальной единицы за ее пределы к месту погребения, предназначенному для захоронения умерших) (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч.
273 800
Захоронение тела (останков) умершего в зимнее время:
при ручном опускании
1 услуга
722 300
при механическом опускании
1 услуга
782 000
Захоронение тела (останков) умершего в летнее время:
при ручном опускании
1 услуга
484 000
при механическом опускании
1 услуга
524 000
Предоставление гроба (с учетом стоимости материалов)
1 шт.
450 000
Предоставление тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), даты рождения и смерти умершего (если они известны) (с учетом стоимости материалов)
1 шт.
175 300
Решение Минского областного исполнительного комитета от 21.07.2011 № 958 (приложение 1) Перевозка тела (останков) умершего к месту погребения, доставка гроба и тумбы (креста) с табличкой (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч.
120 000
Захоронение тела (останков) умершего:
в зимнее время
1 услуга
400 000
в летнее время
1 услуга
290 000
Изготовление гроба деревянного (примечание 2):
без обивки
1 шт.
180 000
с обивкой
1 шт.
240 000
Изготовление надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой (примечание 2)
1 шт.
100 000
Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 20.02.2014 № 6-7 (приложение 3).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. следует руководствоваться вышеназванным приложением 3 в редакции решения Могилевского областного исполнительного комитета от 03.05.2016 № 20-11

Автотранспортные услуги (доставка гроба, надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой, перевозка тела (останков) умершего к месту погребения (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч.
108 000
1 км
6 000


  
Захоронение тела (останков) умершего:
в зимнее время
1 услуга
603 000
в летнее время
1 услуга
426 000
Предоставление гроба деревянного (примечание 3):
без обивки
1 шт.
280 000
с обивкой
1 шт.
380 000
Предоставление надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой (примечание 3)
1 шт.
180 000
Решение Минского городского исполнительного комитета от 30.01.2014 № 203 (п.1 приложения 2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июля 2016 г. вышеназванное приложение 2 изложено в новой редакции решением Минского городского исполнительного комитета от 24.06.2016 № 1807

Предоставление автомобильного транспорта в пределах:
городской черты г. Минска
услуга
393 500
Республики Беларусь
1 км
1 ч.
4 700
133 800
Копка могилы вручную (рытье, засыпка, опускание гроба в могилу):
в зимнее время
1 могила
747 600
в летнее время
1 могила
354 100
Копка могилы экскаватором (подготовка места, рытье, засыпка, подчистка, опускание гроба в могилу):
в зимнее время
1 могила
303 000
в летнее время
1 могила
236 100
Изготовление гроба деревянного:
без обивки
1 гроб
127 900
с обивкой
1 гроб
236 100
Изготовление деревянного надмогильного:
столбика
1 столбик
43 300
креста
1 крест
49 200

 

Примечание 1. Включая копание могилы, опускание гроба, засыпку могилы, оформление могильного холма, установку надмогильной деревянной тумбы (креста).

Примечание 2. Без учета стоимости основных материалов.

Примечание 3. Без учета стоимости основных материалов.

Таблица 2

Предельные нормативы рентабельности, установленные решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов

Реквизиты решения Наименование услуги Предельный максимальный норматив рентабельности
Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 17.02.2014 № 71 (п.7 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 %
Решение Минского областного исполнительного комитета от 06.05.2011 № 582 (п.1 приложения 1).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 марта 2016 г. взамен решения № 582 принято решение Минского областного исполнительного комитета от 01.03.2016 № 184, которым установлен предельный максимальный норматив рентабельности на ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению) (п.1 приложения 1 к решению № 184)

Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 % к себестоимости (без учета стоимости материалов)
Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 20.02.2014 № 6-7 (п.1 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 % к себестоимости (без учета стоимости материалов)
Решение Минского городского исполнительного комитета от 30.01.2014 № 203 (подп.6.1 и 6.2 п.6 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению), за исключением услуги по предоставлению автомобильного транспорта
25 % к себестоимости обработки (без учета стоимости сырья и материалов)
Ритуальные услуги (предоставление автомобильного транспорта)
25 % к полной себестоимости

 

Реализация всех других ритуальных услуг осуществляется по свободным ценам.

Налог на добавленную стоимость по ритуальным услугам

От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг, связанных с организацией похорон, по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

Перечень ритуальных услуг, работ по уходу за могилами, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 14.02.2006 № 97.

Все гарантированные услуги по погребению включены в названный перечень и, соответственно, от налога на добавленную стоимость освобождаются.

Цены на ритуальные предметы государством не регулируются

В Перечне № 35 ритуальные предметы не названы. Поэтому организации при их производстве и реализации применяют свободные цены.

Уровень торговой надбавки на ритуальные предметы также применяется с учетом конъюнктуры рынка.

Реализация ритуальных предметов освобождается от налога на добавленную стоимость

От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению (подп.1.8 п.1 ст.94 НК).

Следовательно, цены на ритуальные предметы формируются без НДС. При формировании продавцом розничных цен на ритуальные предметы к цене производителя должна быть применена только торговая надбавка.

Если ритуальные предметы реализует организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, то и она должна формировать цены на ритуальные предметы в изложенном выше порядке, так как никаких особенностей в порядке ценообразования для таких организаций законодательством не предусмотрено.

 

Обратите внимание!

Перечень, определяющий, что именно относится к другим ритуальным предметам, связанным с погребением, в законодательстве отсутствует. Поэтому при отнесении предметов к ритуальным следует учитывать разъяснения, приведенные в письмах Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.09.2008 № 2-1-9/740 и от 30.09.2009 № 2-1-9/846.

В названных письмах (см. ответы на вопросы 19 и 9 соответственно) сказано, что для применения льготы необходимо учитывать сущность назначения товаров, исходя из которой они могут быть отнесены к ритуальным предметам, в частности, из их наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается для размещения в местах погребения, предназначается и связан с осуществлением похоронного ритуала. Указанная информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах (ярлыках, этикетках).

Освобождение от НДС не применяется при реализации изготовленных организацией товаров, не являющихся самостоятельными ритуальными предметами, связанными с погребением.

 

Для того чтобы продавец ритуальных предметов имел право применить освобождение от НДС, он в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке (в товарно-транспортной или товарной накладной), должен сделать запись: «Освобождение согласно подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь».

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, при отгрузке товаров указывают в накладной цены без НДС. Тем не менее в случае реализации ритуальных предметов таким организациям в накладной рекомендуется также указать основание для освобождения от НДС: «Освобождение согласно подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь». Это необходимо для того, чтобы последующие продавцы имели основания для применения данной льготы. Приведенная запись может быть сделана в гр.11 или 9 товарно-транспортной накладной ТТН-1 или товарной накладной ТН-2 соответственно.

Аналогичное основание для освобождения от НДС при реализации ритуальных предметов целесообразно указывать в накладных и индивидуальным предпринимателям, не являющимся плательщиками НДС.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2).

При ввозе ритуальных предметов в Республику Беларусь налог на добавленную стоимость исчисляется

Освобождение от НДС, предусмотренное подп.1.8 п.1 ст.94 НК, применяется только в отношении оборотов по реализации ритуальных предметов на территории Республики Беларусь.

Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым из стран, входящих в Евразийский экономический союз, производится в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол).

Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п.27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных подп.13.1-13.5 п.13 Протокола. При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п.13 Протокола).

В отношении ритуальных предметов, ввозимых на территорию Республики Беларусь из иностранных государств, в том числе из государств, входящих в Евразийский экономический союз, НК не предусматривает освобождение от НДС.

Таким образом, по ввозимым ритуальным предметам необходимо исчислить и уплатить НДС по нормам таможенного законодательства или Протокола.

Поскольку на основании подп.1.8 п.1 ст.94 НК реализация на территории Республики Беларусь импортированных ритуальных предметов не облагается налогом на добавленную стоимость, то уплаченные при ввозе суммы НДС должны относиться на увеличение стоимости этих предметов на дату принятия их к учету (на основании части первой п.5 ст.106 НК).

 

01.03.2016

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»