Пособие от 14.10.2014
Автор: Прохожая В.

Формирование цен (тарифов) на ритуальные услуги, предметы и принадлежности


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДМЕТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

В настоящее время основным документом, регулирующим вопросы ценообразования, является Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

Указом № 72 установлено, что цены (тарифы) регулируются государством только применительно к перечню товаров (работ, услуг), приведенному в приложении 1 к Указу № 72.

Важнейшим документом, определяющим порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в утвержденный Указом № 72 перечень, является Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111.

Формирование тарифов на ритуальные услуги

Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами, определяется Советом Министров Республики Беларусь (приложение 1 к Указу № 72).

В рамках данных полномочий Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 17.01.2014 № 35 утвердил перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (далее - Перечень № 35). В Перечень № 35, в частности, включены оказываемые населению ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению).

Гарантированный перечень услуг по погребению приведен в ст.7 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2015 г. Закон № 55-З на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 № 237-З изложен в новой редакции. Гарантированные услуги по погребению определены в ст.30 нового Закона.

 

Решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов тарифы на ритуальные услуги регулируются путем установления предельного размера рентабельности либо предельных максимальных тарифов (см. таблицы 1 и 2 соответственно).

Таблица 1

 
Реквизиты решения Наименование услуги Единица измерения Предельный максимальный тариф, руб.
Решение Брестского облисполкома от 14.11.2013 № 789 (приложение 3).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 декабря 2015 г. следует руководствоваться приложением 3 к решению № 789 в редакции решения Брестского облисполкома от 16.11.2015 № 841

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 км
1 ч
3 400
88 700
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) в зимнее время:
 
 
ручная
1 услуга
359 400
механическая
1 услуга
172 700
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) в летнее время:
 
 
ручная
1 услуга
274 200
механическая
1 услуга
155 000
Изготовление гроба деревянного без обивки (без стоимости материалов)
1 шт.
96 600
Изготовление гроба деревянного с обивкой хлопчатобумажными тканями (без стоимости материалов)
1 шт.
155 000
Изготовление деревянной надмогильной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, инициалы, даты рождения и смерти умершего (если они известны) (без стоимости материалов)
1 шт.
71 000
Решение Витебского облисполкома от 27.06.2014 № 403 (п.3 приложения).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 декабря 2015 г. следует руководствоваться п.3 приложения к решению Витебского облисполкома от 27.11.2015 № 743

Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов
1 ч
190 000
Погребение путем придания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп):
 
 
в зимнее время (примечание)
1 услуга
520 000
в летнее время (примечание)
1 услуга
370 000
Изготовление гроба деревянного:
 
 
без обивки
1 шт.
150 000
с обивкой
1 шт.
200 000
Изготовление надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, инициалы, даты рождения и смерти умершего (если они известны)
1 шт.
75 000
Примечание. Включая копание могилы, опускание гроба, засыпку могилы, оформление могильного холма, установку надмогильной деревянной тумбы (креста)
Решение Гомельского облисполкома от 22.07.2014 № 672 (приложение 1) Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч
227 150
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп):
 
 
в зимнее время
1 услуга
454 000
в летнее время
1 услуга
333 000
Предоставление гроба деревянного без обивки
1 шт.
256 000
Предоставление надмогильной деревянной тумбы (креста)
1 шт.
147 000
Решение Гродненского облисполкома от 17.02.2014 № 71 (п.1 приложения 2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2015 г. приложение 2 к решению № 71 на основании решения Гродненского облисполкома от 10.12.2015 № 698 изложено в новой редакции

Доставка гроба, надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, инициалы, дата рождения и смерти умершего (если они известны) (с учетом стоимости материалов)
1 ч
135 650
Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (с учетом стоимости горюче-смазочных материалов)
1 ч
135 650
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп):
 
 
в зимнее время
1 услуга
315 000
в летнее время
1 услуга
220 000
Предоставление гроба (с учетом стоимости материалов)
1 шт.
330 000
Предоставление деревянной надмогильной тумбы (креста) с табличкой, на которой указаны фамилия, инициалы, дата рождения и смерти умершего (если они известны) (с учетом стоимости материалов)
1 шт.
120 000
Решение Могилевского облисполкома от 20.02.2014 № 6-7 (п.3 приложения 3).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2016 г. следует руководствоваться приложением 3 к решению № 6-7 в редакции решения Могилевского облисполкома от 28.12.2015 № 62-17

Автотранспортные услуги (доставка гроба, надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой, перевозка тела (останков) умершего на кладбище)
1 км
1 ч
5 400
93 450
Погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп):
 
 
в зимнее время
1 услуга
523 500
в летнее время
1 услуга
370 500
Предоставление гроба деревянного без обивки
1 шт.
345 000
Предоставление надмогильной деревянной тумбы (креста) с табличкой
1 шт.
300 000
Решение Минского горисполкома от 30.01.2014 № 203 (п.1 приложения 2) Предоставление автомобильного транспорта в пределах:
 
 
городской черты г.Минска  
услуга
393 500
Республики Беларусь
1 км
1 ч
4 700
133 800
Копка могилы вручную (рытье, засыпка, опускание гроба в могилу):
 
 
в зимнее время
1 могила
747 600
в летнее время
1 могила
354 100
Копка могилы экскаватором (подготовка места, рытье, засыпка, подчистка, опускание гроба в могилу):
 
 
в зимнее время
1 могила
303 000
в летнее время
1 могила
236 100
Изготовление гроба деревянного:
 
 
без обивки
1 гроб
127 900
с обивкой
1 гроб
236 100
Изготовление деревянного надмогильного:
 
 
столбика
1 столбик
43 300
креста
1 крест
49 200

Таблица 2

 
Реквизиты решения Наименование услуги Предельный норматив рентабельности
Решение Гродненского облисполкома от 17.02.2014 № 71 (п.8 приложения 1).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 декабря 2015 г. приложение 1 к решению № 71 на основании решения Гродненского облисполкома от 10.12.2015 № 698 изложено в новой редакции

Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 %
Решение Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 (п.1 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 % к себестоимости (без учета стоимости материалов)
Решение Могилевского облисполкома от 20.02.2014 № 6-7 (п.1 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению)
15 % к себестоимости (без учета стоимости материалов)
Решение Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 (подп.6.1 и 6.2 п.6 приложения 1) Ритуальные услуги (гарантированные услуги по погребению), за исключением услуги по предоставлению автомобильного транспорта
25 % к себестоимости обработки (без учета стоимости сырья и материалов)
Ритуальные услуги (предоставление автомобильного транспорта)
25 % к полной себестоимости

 

Реализация всех других ритуальных услуг осуществляется по свободным ценам.

Налог на добавленную стоимость по ритуальным услугам

Обороты по реализации на территории Республики Беларусь ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, от налога на добавленную стоимость освобождаются (часть первая подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Перечень ритуальных услуг, работ по уходу за могилами, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 14.02.2006 № 97 (далее - Указ № 97).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 ноября 2015 г. следует руководствоваться перечнем № 97 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.10.2015 № 446.

 

В частности, весь гарантированный перечень услуг по погребению от налога на добавленную стоимость освобожден.

Цены на ритуальные предметы государством не регулируются

В Перечне № 35 ритуальные предметы не названы. Поэтому организации при их производстве и реализации применяют свободные цены.

Уровень торговой надбавки на ритуальные предметы также применяется с учетом конъюнктуры рынка.

Реализация ритуальных предметов освобождается от налога на добавленную стоимость

От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению. При этом освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется также на всех плательщиков, реализующих приобретенные ритуальные предметы (часть вторая подп.1.8 п.1 ст.94 НК).

Для того чтобы продавец ритуальных предметов имел право применить освобождение от НДС, он в первичных учетных документах, применяемых при отгрузке (в товарно-транспортной или товарной накладной), должен сделать запись: «Освобождение согласно подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь».

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, при отгрузке товаров указывают в накладной цены без НДС. Тем не менее в случае реализации ритуальных предметов такие организации в накладной также должны указать основание для освобождения от НДС: «Освобождение согласно подп.1.8 п.1 ст.94 Налогового кодекса Республики Беларусь». Это необходимо для того, чтобы последующие продавцы имели основания для применения данной льготы.

Аналогично и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, при реализации ритуальных предметов должны указывать в накладных основание для освобождения от НДС.

Таким образом, цены на ритуальные предметы формируются без НДС. При формировании продавцом розничных цен на ритуальные принадлежности к цене производителя должна быть применена только торговая надбавка.

Если ритуальные предметы реализует организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, то и она должна формировать цены на ритуальные предметы в изложенном выше порядке, так как никаких особенностей в порядке ценообразования для таких организаций законодательством не предусмотрено.

 

Обратите внимание!

Перечень, определяющий, что именно относится к другим ритуальным предметам, связанным с погребением, в законодательстве отсутствует. Поэтому при отнесении предметов к ритуальным следует учитывать разъяснения, приведенные в письмах Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.09.2008 № 2-1-9/740 и от 30.09.2009 № 2-1-9/846.

В названных письмах (см. ответы на вопросы 19 и 9 соответственно) сказано, что для применения льготы необходимо учитывать сущность назначения товаров, исходя из которой они могут быть отнесены к ритуальным предметам, в частности, из их наименования либо из сведений, указанных в договоре, что такой товар приобретается для размещения в местах погребения, либо товар предназначается и связан с осуществлением похоронного ритуала. Указанная информация также может содержаться в товаросопроводительных документах, сертификатах, в справке производителя и иных документах (ярлыках, этикетках).

Освобождение от НДС не применяется при реализации изготовленных организацией товаров, не являющихся самостоятельными ритуальными предметами, связанными с погребением, и предназначенных для использования в изготовлении ритуальных предметов.

При ввозе ритуальных предметов и принадлежностей в Республику Беларусь налог на добавленную стоимость исчисляется

Льгота по НДС, установленная подп.1.8 п.1 ст.94 НК, применяется только по оборотам по реализации ритуальных предметов на территории Республики Беларусь.

В отношении ритуальных предметов и принадлежностей, ввозимых на территорию Республики Беларусь из иностранных государств, в т.ч. из государств, входящих в Таможенный союз, НК не предусматривает освобождение от НДС.

Таким образом, по ввозимым ритуальным предметам необходимо исчислить и уплатить НДС по нормам таможенного законодательства или Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (в случае импорта ритуальных предметов и принадлежностей из Российской Федерации либо Республики Казахстан).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванный Протокол утратил силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Поскольку на основании подп.1.8 п.1 ст.94 НК реализация на территории Республики Беларусь импортированных ритуальных предметов не облагается налогом на добавленную стоимость, то уплаченные при ввозе суммы НДС должны относиться на увеличение стоимости этих предметов на дату принятия их к учету (п.5 ст.106 НК).

В бухгалтерском учете при этом должны быть сделаны следующие записи.

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена цена приобретения ритуальных товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь
Отражен НДС, исчисленный при ввозе указанных товаров
41
51, 68, 76

Реализация предметов религиозного назначения

От обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных), за исключением оборотов по реализации, указанных в подп.2.23 п.2 ст.93 НК (подп.1.9 п.1 ст.94 НК).

Данное освобождение может быть применено любой организацией, реализующей религиозную литературу и (или) предметы религиозного назначения (кроме подакцизных).

У религиозных организаций реализация в рамках религиозной деятельности религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных) не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп.2.23.2 п.2 ст.93 НК).

Также объектами налогообложения не признаются обороты по реализации религиозными организациями в рамках религиозной деятельности услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий (подп.2.23.1 п.2 ст.93 НК).

 

Обратите внимание!

В налоговой декларации по НДС обороты, не признаваемые объектом налогообложения, не отражаются. Таким образом, обороты по реализации, указанные в подп.2.23 п.2 ст.93 НК, в налоговой декларации по НДС не подлежат отражению религиозными организациями.

Обороты по реализации религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения (кроме подакцизных), освобождаемые от НДС в соответствии с подп.1.9 п.1 ст.94 НК, подлежат отражению в налоговой декларации по НДС (в стр.8 раздела I части I).

 

Справочно

Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новая форма декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость. Порядок применения новых налоговых деклараций (расчетов) определен в п.4 постановления № 42.

 

14.10.2014

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»