Пособие от 06.07.2012
Автор: Шкирман С.

Формирование цен (тарифов) при упрощенной системе налогообложения


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Несмотря на то что субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, в большинстве случаев не обязаны утверждать экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых цен (тарифов), составление таких расчетов позволяет избежать убытков.

Как известно, для успешного ведения бизнеса при формировании отпускной цены необходимо учитывать не только затраты и прибыль, но и взимаемые в соответствии с законодательством налоги (в т.ч. уплачиваемые из выручки). От выбранной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем системы налогообложения зависит порядок ценообразования, поскольку состав уплачиваемых налогов и применение соответствующих ставок влияют на размер отпускной цены.

Предлагаемое пособие поможет субъектам хозяйствования, применяющим упрощенную систему, сориентироваться в законодательстве по ценообразованию и найти ответы на вопросы, возникающие при практическом формировании цен (тарифов).

Вопросы, находящиеся в компетенции республиканских органов государственного управления

Нормативные правовые акты

* Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

Определяет перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Устанавливает, что не являются правонарушением (подп.2.3 п.2):

- превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;

- реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу № 72);

- реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72.

 

 

От редакции: С 6 мая 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в Указ № 72 Указом Президента РБ от 31.01.2013 № 48, которые, в частности, уточнили случаи обязательного составления экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов): в абзаце 4 подп.2.3 п.2 Указа № 72 слова «за исключением регулируемых в соответствии с настоящим Указом» заменены словами «за исключением случаев, когда требование об обязательном составлении таких экономических расчетов установлено в соответствии с подпунктом 2.11 настоящего пункта».

 

* Постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.

Утверждены:

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом;

перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики);

перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики.

 

 

От редакции: С 24 января 2014 г. вместо постановления № 495 действует постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

* Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111.

Утверждение экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых цен (тарифов), индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, не является обязательным (часть вторая п.8).

Аналитические материалы

С.Шкирман, экономист

Основные правила применения упрощенной системы налогообложения.

Состав налогов, сборов (пошлин) и отчислений, уплачиваемых и не уплачиваемых организациями, перешедшими с общего порядка налогообложения на упрощенную систему налогообложения.

Калькулятор

Калькулятор отпускной цены.

Вопросы, находящиеся в компетенции местных органов государственного управления

Решения областных и Минского городского исполнительных комитетов

Ниже перечислены решения местных органов государственного управления, которыми следует руководствоваться субъектам хозяйствования, в т.ч. применяющим УСН, в случае реализации товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются согласно Указу № 72.

* Решение Минского горисполкома от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».

 

 

От редакции: С 20 февраля 2014 г. решение № 1745 в связи с принятием решения Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу.

 

* Решение Брестского облисполкома от 12.05.2011 № 450 «О регулировании цен на социально значимые товары».

 

 

От редакции: С 29 ноября 2013 г. взамен решения № 450 принято решение Брестского облисполкома от 14.11.2013 № 789 «О регулировании цен на социально значимые товары (услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Брестского областного исполнительного комитета».

 

* Решение Витебского облисполкома от 26.12.2011 № 858 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».

 

 

От редакции: С 22 февраля 2014 г. решение № 858 на основании решения Витебского облисполкома от 29.01.2014 № 43 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» утратило силу.

 

* Решение Гомельского облисполкома от 30.05.2011 № 627 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гомельского областного исполнительного комитета».

 

 

От редакции: С 1 января 2014 г. взамен решения № 627 принято решение Гомельского облисполкома от 06.12.2013 № 1180 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».

 

* Решение Гродненского облисполкома от 30.01.2012 № 56 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».

 

 

От редакции: С 15 марта 2014 г. решение № 56 в связи с принятием решения Гродненского облисполкома от 17.02.2014 № 71 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гродненского областного исполнительного комитета» утратило силу.

 

* Решение Минского облисполкома от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок».

* Решение Могилевского облисполкома от 14.06.2011 № 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области».

 

 

От редакции: С 29 марта 2014 г. решение № 9-39 на основании решения Могилевского облисполкома от 20.02.2014  № 6-7 «О регулировании цен (тарифов) на территории Могилевской области» утратило силу.

Отраслевые особенности формирования цен (тарифов)

Строительство

* Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденные постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 59.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, к укрупненным нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов Министерство архитектуры и строительства РБ может устанавливать поправочные коэффициенты (п.3.3 раздела 3).

Транспорт

С.Шкирман, экономист

При выполнении каких условий такая организация вправе применять пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения?

Как правильно в такой ситуации исчислить налог при упрощенной системе налогообложения при его включении в цену или тариф и при исчислении этого налога от полученной валовой выручки (валового дохода)?

Медицинские услуги

* Инструкция о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 20.05.2011 № 42.

Тарифы на платные медицинские услуги, установленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат) (п.12).

* Предельные максимальные тарифы на услуги по профилактическим и обязательным медицинским осмотрам граждан и медицинским освидетельствованиям состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей отсутствие противопоказаний к владению оружием, годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами, а также другим видам медицинских освидетельствований и экспертиз, проводимых по желанию граждан, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 98.

 

 

От редакции: С 15 марта 2014 г. постановление № 98 на основании постановления Минздрава РБ от 27.02.2014 № 8 утратило силу. Следует применять предельные максимальные тарифы на услуги по профилактическим и обязательным медицинским осмотрам граждан и медицинским освидетельствованиям состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением, утвержденные постановлением № 8.

 

* Предельные максимальные тарифы на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 99.

 

 

От редакции: С 23 января 2014 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами в редакции постановления Минздрава РБ от 13.12.2013 № 24.

 

* Предельные максимальные тарифы на услуги по лучевой, ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностике, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 100.

 

 

От редакции: С 31 декабря 2012 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами, утвержденными постановлением Минздрава РБ от 05.12.2012 № 187.

 

* Предельные максимальные тарифы на консультации врачей-специалистов (за исключением консультаций зарубежных врачей-специалистов), утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 101.

 

 

От редакции: С 25 декабря 2013 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами в редакции постановления Минздрава РБ от 25.11.2013 № 111.

 

* Предельные максимальные тарифы на услуги по лабораторной диагностике, утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.09.2011 № 102.

 

 

От редакции: С 31 декабря 2012 г. следует руководствоваться предельными максимальными тарифами, утвержденными постановлением Минздрава РБ от 05.12.2012 № 188.

 

Примечание. В расчетах, приведенных в данном материале, используется ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 6 %. С 1 января 2012 г. вместо этой ставки следует применять ставку в размере 5 %.

 

06.07.2012 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»