


Материал помещен в архив
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН В СТОЛОВОЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ
![]() |
Ситуация На балансе организации (завода) находится столовая. Установлено ли ограничение наценки при формировании цен на продукцию собственного производства? Можно ли при формировании цен на продукцию общественного питания применять разные наценки (например, на холодные закуски один процент, а на горячие блюда - другой)? Какой размер наценки можно применять на полуфабрикаты, кулинарные изделия при реализации их через объекты розничной торговли? |
Формирование цен объектами общественного питания осуществляется в порядке, определенном руководителем
Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).
В данный перечень входят товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами; к таким товарам (работам, услугам) относится продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2018 г. полномочия по регулированию цен (наценок) на реализуемую в учреждениях образования продукцию общественного питания переходят от областных и Минского городского исполкомов к Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (абзац 16 раздела «Министерство антимонопольного регулирования и торговли» перечня № 72 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 199). |
Во исполнение Указа № 72 областными и Минским городским исполнительными комитетами приняты решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, через установление предельных максимальных торговых надбавок и наценок.
Таким образом, объекты общественного питания (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен.
В настоящее время уровень применяемой наценки или уровень цен определяется руководителем самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Наценки с учетом конъюнктуры рынка применяются как при формировании цен на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.
Необходимо отметить, что размер наценки на разные блюда зависит от спроса и предложения посетителей, поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, например на холодные закуски, горячие блюда, размер применяемой наценки может быть разный.
При формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, а именно на полуфабрикаты, кулинарные изделия, с целью реализации их через объекты розничной торговли, размер наценки также не ограничен и зависит от спроса и предложения.
Формирование цен на блюда обеденного меню, а также при организации и проведении торжественных мероприятий (банкетов, фуршетов, свадеб, корпоративных вечеринок) осуществляется указанными объектами с учетом конъюнктуры рынка и зависит от спроса посетителей на конкретный вид продукции или услуги.
Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике организаций и зависит от:
• типа объекта;
• организации на предприятии бухгалтерского учета;
• наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.
Формирование розничных цен исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка
Рассмотрим более распространенный метод - формирование розничных цен исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка.
Суть данного метода в том, что сырье включается в калькуляционную карточку согласно рецептурам по нормам вложения по сформированным розничным ценам с применением наценки к общей стоимости сырья.
![]() |
Обратите внимание! Розничные цены на сырье определяются организациями общественного питания исходя из отпускной цены организации-производителя или импортера, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации-производителя или импортера и налога на добавленную стоимость. |
В настоящее время регулирование цен на социально значимые товары осуществляется в соответствии с предельными максимальными торговыми надбавками (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары, утвержденными в приложении к постановлению Министерства торговли Республики Беларусь от 26.01.2015 № 6, которое вступило в силу с 22 марта 2015 г.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2016 г. постановление № 6 на основании постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 15.01.2016 № 1 утратило силу. |
Решением Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 «О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары» регулируются предельные торговые надбавки на свежие картофель, морковь столовую, свеклу столовую (за исключением указанных картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты), капусту белокочанную, лук репчатый, свежие огурцы, помидоры и яблоки отечественного и иностранного производства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Мингорисполкома от 23.02.2017 № 693 утратило силу. |
Данный метод актуален при формировании цен в объектах общественного питания (кафе, ресторанах, барах, столовых, заготовочных цехах, пиццериях и т.п.), а также при перемещении продовольственного сырья из другого структурного подразделения по розничным ценам (из магазина или склада и т.п.).
![]() |
Пример Столовая формирует розничные цены на продукцию собственного производства исходя из розничных цен на сырье с применением наценки с учетом конъюнктуры рынка (к набору сырья).
|
24.04.2015
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»