Пособие от 27.09.2016
Автор: Амельченя Ю.

Формирование цены договора строительного подряда при бюджетном финансировании и при финансировании за счет собственных средств


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА ПРИ БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ И ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Процедуры приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве

Приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве объектов до 1 января 2016 г., в том числе за счет бюджетных средств, осуществлялось на основании:

Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (Указ - № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;

 

Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

С 1 января 2016 г. при бюджетном финансировании закупок при строительстве объектов применяется законодательство о государственных закупках (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве»).

Законодательство о государственных закупках регулирует процедурные вопросы организации и проведения процедур государственных закупок, устанавливая лишь общие правила, в частности, для формирования цены.

Так, при проведении процедур государственных закупок заказчик (организатор) устанавливает формулу расчета цены предложения (формулу расчета ставки), которая включает все необходимые расходы и обязательные платежи заказчика в связи с осуществлением такой государственной закупки. Данный вывод обусловлен определением ориентировочной стоимости государственной закупки в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон).

 

Справочно

Ориентировочная стоимость государственной закупки - это стоимость предмета предстоящей государственной закупки с учетом конъюнктуры рынка по предмету государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, установленные законодательством и уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением такой государственной закупки (абзац 11 ст.1 Закона).

 

Законодательство об архитектурной, градостроительной, строительной деятельности закупки товаров (работ, услуг) при строительстве (ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь») рассматривает в контексте тех процедур, которые предусмотрены Указом № 591.

Так, закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа № 591), закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров (подп.1.2 п.1 Указа № 591).

Регламентирует указанные виды закупок при строительстве Положение № 88.

Все указанные виды процедур закупок конкурентные.

Неизменная договорная (контрактная) цена на строительство формируется и при бюджетном финансировании

Договорная (контрактная) цена договора строительного подряда - это цена, определяемая по результатам проведения подрядных торгов или переговоров на основании цены предложения подрядчика - победителя торгов или претендента, участвующего в переговорах, а если подрядные торги и переговоры не проводились - по соглашению сторон. Условия договора также формируются:

• при проведении подрядных торгов - в соответствии с условиями и результатами подрядных торгов;

• при отсутствии оснований для проведения подрядных торгов - по соглашению сторон (п.6 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).

Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).

Цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) определяется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство и является неизменной до завершения строительства, за исключением случаев, установленных в п.10 Положения № 1553 (п.8 Положения № 1553).

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п.5 Положения № 1553).

Методы определения цены предложения подрядчика установлены в п.7 Положения № 1553:

1) ресурсным методом;

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;

3) путем сочетания указанных методов;

4) путем применения к стоимости подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ)), определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) и в пределах нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь.

 

Справочно

Пособие «С 12 сентября 2016 года неизменную договорную (контрактную) цену на строительство формируем по-новому» см. здесь.

 

Таким образом, в случае проведения процедур государственных закупок приведенные нормы Правил № 1450 и Положения № 1553, по мнению автора, должны применяться в части формирования цены предложения подрядчика и определения цены (неизменной договорной (контрактной) цены договора строительного подряда), поскольку они не противоречат нормам Закона и урегулированы на уровне постановлений Совета Министров Республики Беларусь (далее - Совет Министров).

Конкурентный характер процедур государственных закупок, за исключением закупки из одного источника, дает основания полагать, что, как и для подрядных торгов и переговоров, для государственных закупок по аналогии может применяться механизм формирования цены.

Более того, Положение № 1553 принято во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361), которым регламентированы вопросы ценообразования в строительстве, внедрено в практику строительства применение неизменной договорной (контрактной) цены.

В этой связи нормы Положения № 1553, принятого для целей реализации норм Указа № 361, обязательны при подготовке предложений участниками процедур государственных закупок, в том числе конкурентных, несмотря на то что в Правилах № 1450 и Положении № 1553 речь идет о закупках в строительстве (подрядных торгах, переговорах).

Нормы Указа № 361 также применимы, полагаем, и при изменении неизменной договорной (контрактной) цены договора строительного подряда.

Так, в соответствии с частью третьей подп.1.1 п.1 Указа № 361 на основании сметной документации заказчиком, застройщиком в порядке, установленном законодательством, определяется подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на строительство объекта (выполнение строительных, специальных, монтажных работ). Случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются Советом Министров.

Тем самым Совету Министров делегировано право устанавливать случаи изменения неизменной договорной (контрактной) цены, тогда как сама возможность ее изменения предусмотрена Указом № 361.

В этой связи, по мнению автора, положения Указа № 361 как акта, имеющего большую юридическую силу, чем Закон (часть третья ст.10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь), должны применяться при изменении цены договора строительного подряда, в том числе заключенного по результатам проведения процедур государственных закупок.

Следовательно, поскольку случаи изменения неизменной договорной (контрактной) цены определены в п.10 Положения № 1553, данным пунктом Положения № 1553 следует руководствоваться при изменении цены договора строительного подряда, заключенного в том числе по результатам проведения процедур государственных закупок.

Таким образом, установленные в Положении № 1553 правила формирования цены применяются при проведении процедур государственных закупок при строительстве объектов, в том числе конкурентных, равно как и случаи изменения неизменной договорной (контрактной) цены, установленные также Положением № 1553, применяются при заключении договора строительного подряда по результатам проведения процедур государственных закупок.

 

27.09.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»