Расчет от 16.01.2012
Автор: Анищенко Н.

Формирование цены на продукцию животноводства в фермерском хозяйстве


 

Материал помещен в архив

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1. Право фермерских хозяйств на государственную поддержку

2. Особенности организации учета в животноводстве

3. Основные правила организации поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

4. Порядок определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

5. Случаи применения и порядок формирования свободных цен на продукцию животноводства

6. Составление плановой калькуляции

Право фермерских хозяйств на государственную поддержку

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это коммерческая организация. Цель его создания - извлечение прибыли от осуществления предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 % от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в т.ч. по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции.

Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством (ст.3 Закона РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

С учетом этого рассмотрим порядок формирования фермером цен на продукцию животноводства.

Особенности организации учета в животноводстве

Животноводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. В зависимости от вида выращиваемого скота оно подразделяется на подотрасли, такие как скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство и др., каждая из которых специализируется на производстве конкретных видов продукции.

В бухгалтерском учете затраты на производство продукции животноводства группируются как по отраслям, так и по видам или технологическим группам животных.

Фермеру, занимающемуся производством продукции животноводства, следует учитывать, что затраты на ее производство осуществляются в течение года более равномерно, чем в растениеводстве, поэтому в учете нет необходимости разграничивать такие затраты по смежным годам. Все расходы отчетного года, как правило, включаются в состав себестоимости продукции текущего года. Исключение составляют пчеловодство, рыбоводство и птицеводство, где может возникать незавершенное производство на конец отчетного года.

В животноводстве, как и в других отраслях, производимые затраты неоднородны. Они включают различные виды конкретных материальных, денежных и трудовых затрат. Бухгалтерский учет затрат в животноводстве должен обеспечить получение необходимой информации о размере израсходованных средств на производство продукции по ее видам, так как эта информация используется при формировании цен.

Основные правила организации поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

Рассматривая вопросы ценовой политики, отметим, что в законодательстве Республики Беларусь предусмотрены особые процедура и порядок заключения договоров поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, которые обусловлены наличием специальных правил заключения таких договоров как в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК), так и в иных нормативных правовых актах, непосредственно регулирующих данные отношения.

Так, согласно п.1 ст.495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Формирование поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции и сырья, размещение заказов на их поставку осуществляется с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечения населения республики продовольствием (п.6 Положения о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 13.06.1994 № 437).

В состав государственных нужд включаются номенклатура и объемы поставок сельскохозяйственной продукции и сырья на основании предложений государственных органов (организаций), согласованных с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - Минсельхозпрод РБ), областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Государственными заказчиками для государственных нужд сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть Минсельхозпрод РБ, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром» и иные организации, определяемые при утверждении состава государственных нужд.

Ответственными исполнителями по поставкам сельскохозяйственной продукции и сырья являются областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Ответственные исполнители выбирают поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья в установленном законодательством порядке. Поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции.

Договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья заключаются согласно номенклатуре, утвержденной в составе государственных нужд. Замена (зачет) одних видов сельскохозяйственной продукции и сырья другими не допускается.

Порядок определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

В приложении 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 (далее - Указ № 72) приведен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Согласно названному перечню Минсельхозпроду РБ предоставлено право определения цен на закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Министерством экономики РБ) сельскохозяйственную продукцию. На основании Указа № 72 Минсельхозпродом РБ принято постановление от 06.06.2011 № 36, которым утверждена Инструкция о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (далее - Инструкция № 36).

Таким образом, в настоящее время фермер может продавать продукцию животноводства собственного производства по ценам, определяемым государством, т.е. по предельным минимальным ценам или по свободным ценам, определяемым спросом и предложением.

Предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, устанавливает Минсельхозпрод РБ. Например, предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд, определены постановлением Минсельхозпрода РБ от 30.03.2011 № 23 (далее - постановление № 23).

Предельные минимальные цены дифференцируются:

• на молоко - по сортам;

• на скот - по категориям упитанности в живом и в убойном весе.

В частности, в настоящее время на основании подп.2.1 и 2.2 п.2 постановления № 23 молоко при сдаче-приемке в организациях, осуществляющих производство молочных продуктов, с температурой выше 10°С оплачивается со скидкой в размере 13 200 руб. за 1 т молока базисных жирности и белка. Молоко, закупаемое у населения, оплачивается по договорным ценам, но не ниже предельной минимальной цены на молоко 1-го сорта.

За молодняк крупного рогатого скота высшей и средней упитанности (кроме молодняка живым весом 400 кг и более, весом туши 194 кг и более), выращенный в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, на кормах, произведенных по беспестицидной технологии и с ограниченными дозами внесения минеральных удобрений, соответствующий повышенным зооветеринарным, санитарно-гигиеническим требованиям и поставляемый для производства мясных продуктов детского и диетического питания, выплачивается надбавка к предельным минимальным ценам в размере 910 000 руб. за 1 т живого веса и 2 188 000 руб. за 1 т мяса молодняка высшей упитанности, 2 113 000 руб. - за 1 т мяса молодняка средней упитанности (подп.2.3 п.2 постановления № 23).

Откормленные бычки в возрасте до 2 лет весом туши 145 кг и выше, отнесенные к высшей упитанности независимо от отложений подкожного жира, и при условии соответствия этих бычков по всем остальным показателям установленным требованиям оплачиваются по предельной минимальной цене на мясо молодняка высшей упитанности (подп.2.4 п.2 постановления № 23).

Предельные минимальные цены на продукцию животноводства, закупаемую для государственных нужд, устанавливаются за 1 т такой продукции (молока коровьего базисных жирности и белка, свиней и крупного рогатого скота в живом весе, свинины и мяса крупного рогатого скота в убойном весе, крупного рогатого скота мясных пород и их помесей для убоя в живом или убойном весе) на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, без налога на добавленную стоимость.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ доводит до сведения субъектов предпринимательской деятельности установленные предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставляемые для государственных нужд.

Пример оформления квитанции на закупку скота в сельскохозяйственных организациях

Ситуация

Фермерское хозяйство реализовало крупный рогатый скот. В приемной квитанции на закупку скота, птицы и кроликов в сельскохозяйственных предприятиях формы ПК-1 (скот) (примечание) указана следующая информация.

 

Возрастная группа и упи-танность скота, категория мяса Ко-ли-чес-тво го-лов Убойная масса, кг Живая масса, кг Цена, руб. Сумма, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб. Всего сумма с НДС, руб.
Корова, выс.
1
182
378
18 387
3 346 434
10
334 643
3 681 077
Корова, ср.
1
127
280
15 142
1 923 034
10
192 303
2 115 337
Коровы, н/ср.
3
270
648
9 926
2 680 020
10
268 002
2 948 022
Итого
5
579
1 306
Х
7 949 488
Х
794 948
8 744 436

 

Как видим, при таких исходных данных с учетом установленной закупочной цены за 1 т убойного веса (см. приложение к постановлению № 23) выручка за реализованный крупный рогатый скот (с учетом НДС) составила 8 744 436 руб.

Случаи применения и порядок формирования свободных цен на продукцию животноводства

Фермерские хозяйства могут продавать продукцию животноводства не только государству, но и на рынке, прочим оптовым покупателям, в магазины, физическим лицам. В таких случаях формирование цен на продукцию осуществляется в соответствии с нормами Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», т.е. применяются свободные цены.

Отметим, что порядок формирования предельных минимальных цен на продукцию (в т.ч. животноводства), включенную в республиканские и местные перечни государственных нужд, установлен Инструкцией № 36, действие которой распространяется на все юридические лица (независимо от подчиненности и форм собственности) и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, в т.ч. продукции животноводства (молоко, крупный рогатый скот, свиньи).

Важно то, что сельхозпроизводители формируют цены с учетом конъюнктуры рынка и цен возможной реализации продукции, производимой организациями обрабатывающей промышленности, в размерах не ниже предельных минимальных цен. Сельхозпроизводители подтверждают уровни применяемых цен экономическими расчетами исходя из фактических (ожидаемых) затрат по видам сельскохозяйственной продукции за соответствующий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Сформированные сельхозпроизводителями цены согласовываются ими с организациями обрабатывающей промышленности и оформляются протоколами согласования цен (п.8 Инструкции № 36).

Цены на производимую сельскохозяйственную продукцию формируются производителями сельскохозяйственной продукции исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей (в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством), прибыли.

Плановые затраты рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65. При этом прямые затраты определяются по утвержденным нормам и нормативам расхода определенных ресурсов на производство конкретных видов продукции и ценам на такие ресурсы.

Так, затраты на оплату труда включаются в плановую (нормативно-прогнозную) себестоимость продукции животноводства по нормативам, установленным на все виды начисленной заработной платы, относящейся к работникам, непосредственно занятым в технологическом процессе производства конкретных видов продукции. Начисление заработной платы работникам, занятым в животноводстве, осуществляется по расценкам за центнер (иную единицу измерения) произведенной (реализованной) продукции или за ее стоимость в денежном выражении. Тарифный фонд заработной платы для определения расценок на продукцию определяется в животноводстве исходя из нормативной численности работников, рассчитанной по технически обоснованным нормам обслуживания, профессионального состава животноводов и соответствующих тарифных ставок.

В фермерских хозяйствах в отчисления на социальные нужды включаются:

• обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) (в размере 34 % - согласно ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - Закон № 138-XIII) или 28 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, - с учетом норм подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 34));

• страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по страховому тарифу в размере 0,6 % - согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (далее - Указ № 531) или 0,3 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, - согласно п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530)).

Расчет стоимости сырья и материалов на производство продукции животноводства производится исходя из установленных норм их расхода с учетом планируемой (ожидаемой) продуктивности (привес живой массы скота, удой на корову и др.) и среднесложившихся цен приобретения покупных видов сырья (например, кормов) и материалов (средства защиты животных, топливо и энергия на технологические цели) без НДС на дату формирования отпускных цен, а также плановой себестоимости кормов и материалов собственного производства.

Норматив прибыли и рентабельности, учитываемый при формировании цены на сельскохозяйственную продукцию, законодательно не установлен. Его величина определяется с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, факторов сезонности производства и др.

Налоги и неналоговые платежи включаются в расчет отпускных цен в соответствии с действующим законодательством. В частности, если в 2011 г. фермерское хозяйство уплачивало единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, то его величину следовало включать в формируемую цену по ставке 1 % (на основании подп.1.2 п.1 Указа № 34). В 2012 г.ставка этого налога в размере 1 % предусмотрена п.1 ст.305 Налогового кодекса РБ.

Таким образом, цены на произведенную продукцию животноводства фермерское хозяйство должно обосновать. Именно с этой целью составляются плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов.

Экономическое обоснование отпускных цен составляется по всем видам производимой и реализуемой фермером продукции животноводства.

Плановые калькуляции по обоснованию формируемых цен на продукцию животноводства составляются на основе нормативно-прогнозной себестоимости в расчете на единицу продукции - на тонну или центнер молока, прироста живой массы (или живой массы) крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, коней, на 1 голову приплода крупного рогатого скота, коней, поросят, ягнят, молодняка кроликов, на 1 тысячу штук яиц, на 1 тысячу голов суточных птенцов.

На продукцию животноводства при формировании цен составляется годовая, квартальная и (или) помесячная нормативно-прогнозная себестоимость.

Составление плановой калькуляции

С учетом вышеизложенного рассмотрим на условных данных порядок составления плановой калькуляции по расчету отпускных цен на прирост живой массы животных на выращивании и откорме (крупного рогатого скота):

 

Фермерское хозяйство «Луч» УТВЕРЖДЕНА
  Директор Золотарев А.Л.
 
(руководитель организации-заготовителя, Ф.И.О.)
          01.12.2011       
  (дата утверждения)
    М.П.

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
по расчету отпускных цен на прирост живой массы животных на выращивании и откорме (крупного рогатого скота)
 
№ п/п
Статьи затрат
Затраты в рублях на тонну продукции
Пояснения по расчету затрат
1
Сырье и материалы (корма)
24 007 200
Расшифровка стоимости сырья и материалов
2
Расходы на оплату труда
12 680 000
Расшифровка расходов на оплату труда
3
Отчисления на социальные нужды - всего,
в т.ч.:
3 588 440
Сумма строк 3.1 и 3.2
3.1
страховые взносы в ФСЗН
3 550 400
34 % или 28 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции (ст.3 Закона № 138-XIII с учетом норм подп.1.1 п.1 Указа № 34)
3.2
страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
38 040
0,6 % или 0,3 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции (подп.1.1 п.1 Указа № 531 или п.244 Положения № 530 соответственно)
4
Содержание и эксплуатация основных средств
194 200
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
5
Работы и услуги
1 355 000
Расшифровка расходов по статье «Работы и услуги»
6
Прочие затраты
418 060
Расшифровка расходов по статье «Прочие затраты»
7
Затраты по организации производства и управлению
1 797 100
Расшифровка расходов по данной статье
8
Производственная себестоимость
44 040 000
Сумма строк с 1 по 7
9
Расходы на реализацию
510 000
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
10
Полная себестоимость
44 550 000
Стр.8 + стр.9
11
Рентабельность, %
15
С учетом качества продукции и конъюнктуры рынка
12
Прибыль
6 682 500
Стр.10 х стр.11 / 100
13
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (если фермерское хозяйство - плательщик этого налога)
517 500
(стр.10 + стр.12) х 1 / (100 - 1)
(ставка налога применяется в размере, установленном подп.1.2 п.1 Указа № 34)
14
Отпускная цена
51 750 000
Стр.10 + стр.12 + стр.13
15
Закупочная цена за 1 кг (при реализации организациям розничной торговли)
51 750
Стр.14 / 1 000
     
Бухгалтер
  Луговая  
        В.С.Луговая        
(подпись)
(инициалы, фамилия)

 

Примечание. Несмотря на то что постановление Минсельхозпрода РБ от 01.04.2002 № 8, которым утверждена приемная квитанция формы ПК-1 (скот), с 8 июля 2011 г. утратило силу, применение в работе (в условиях отсутствия иного официально утвержденного документа-аналога) данной учетной формы или иной самостоятельно разработанной на ее основе формы не запрещено.

 

16.01.2012 г.

 

Нина Анищенко, экономист

 

От редакции: С 18 апреля 2012 г. постановление Минсельхозпрода РБ от 30.03.2011 № 23 «Об установлении предельных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд» на основании постановления Минсельхозпрода РБ от 03.04.2012 № 21 утратило силу.

С 24 мая 2012 г. постановление Минсельхозпрода РБ от 06.06.2011 № 36 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд» на основании постановления Минсельхозпрода РБ от 14.05.2012 № 29 утратило силу.

Пункт 1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» на основании Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 изложен в новой редакции.

С 3 ноября 2012 г. в приложение 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 25.04.2012 № 202 внесены изменение и дополнения.

С 1 января 2013 г. в п.6 Положения о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 13.06.1994 № 437, на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 внесено изменение.