Расчет от 08.01.2013
Автор: Анищенко Н.

Формирование цены на продукцию животноводства в фермерском хозяйстве


СОДЕРЖАНИЕ

 

Право фермерских хозяйств на государственную поддержку

Особенности организации учета в животноводстве

Основные правила организации поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

Порядок определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

Случаи применения и порядок формирования свободных цен на продукцию животноводства

Составление плановой калькуляции

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ЖИВОТНОВОДСТВА В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Право фермерских хозяйств на государственную поддержку

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это коммерческая организация. Цель его создания - извлечение прибыли от осуществления предпринимательской деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 % от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в т.ч. по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции (п.1 ст.3 Закона РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 611-XII)).

Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством (п.2 ст.3 Закона № 611-XII).

С учетом этого рассмотрим порядок формирования фермером цен на продукцию животноводства.

Особенности организации учета в животноводстве

Животноводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. В зависимости от вида выращиваемого скота оно подразделяется на подотрасли, такие как скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство и др., каждая из которых специализируется на производстве конкретных видов продукции.

В бухгалтерском учете затраты на производство продукции животноводства группируются как по отраслям, так и по видам или технологическим группам животных.

Фермеру, занимающемуся производством продукции животноводства, следует учитывать, что затраты на ее производство осуществляются в течение года более равномерно, чем в растениеводстве, поэтому в учете нет необходимости разграничивать такие затраты по смежным годам. Все расходы отчетного года, как правило, включаются в состав себестоимости продукции текущего года. Исключение составляют пчеловодство, рыбоводство и птицеводство, где может возникать незавершенное производство на конец отчетного года.

В животноводстве, как и в других отраслях, производимые затраты неоднородны. Они включают различные виды конкретных материальных, денежных и трудовых затрат. Бухгалтерский учет затрат в животноводстве должен обеспечить получение необходимой информации о размере израсходованных средств на производство продукции по ее видам, так как эта информация используется при формировании цен.

Основные правила организации поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд

Рассматривая вопросы ценовой политики, отметим, что в законодательстве Республики Беларусь предусмотрены особые процедура и порядок заключения договоров поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, которые обусловлены наличием специальных правил заключения таких договоров как в Гражданском кодексе РБ (далее - ГК), так и в иных нормативных правовых актах, непосредственно регулирующих данные отношения. Следует также учитывать, что с 1 января 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним договора на государственную закупку.

Так, согласно п.1 ст.495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются потребности Республики Беларусь, определяемые Правительством РБ, потребности административно-территориальных единиц, определяемые областными и Минским городским Советами депутатов, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Формирование поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции и сырья, размещение заказов на их поставку осуществляется с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечения населения республики продовольствием (п.6 Положения о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 13.06.1994 № 437 (далее - Положение № 437)).

Государственными заказчиками для государственных нужд сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - Минсельхозпрод РБ), Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром» и иные организации, определяемые при утверждении состава государственных нужд.

Ответственные исполнители по поставкам сельскохозяйственной продукции и сырья - областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Ответственные исполнители выбирают поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья в установленном законодательством порядке. Поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырья могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, которые производят сельскохозяйственную продукцию.

Договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья заключаются согласно номенклатуре, утвержденной в составе государственных нужд. Замена (зачет) одних видов сельскохозяйственной продукции и сырья другими не допускается. Лишь в исключительных случаях (неурожай у производителей, вызванный стихийными бедствиями, природно-климатическими условиями) допускается внесение в установленном порядке изменений и (или) дополнений в состав государственных нужд и соответственно в договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья (п.6 Положения № 437).

Порядок определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд

В приложении 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 (далее - Указ № 72) приведен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Согласно названному перечню Минсельхозпроду РБ предоставлено право определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Министерством экономики РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. раздел «Министерство сельского хозяйства и продовольствия» перечня № 72 на основании Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188 изложен в новой редакции. Теперь Минсельхозпроду РБ предоставлено право определения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли).

 

Таким образом, в настоящее время фермер может продавать продукцию животноводства собственного производства по ценам, определяемым государством (т.е. по фиксированным ценам), или по свободным ценам, определяемым спросом и предложением.

Фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, устанавливает Минсельхозпрод РБ. Например, фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию (животноводства), закупаемую для государственных нужд, определены в приложении к постановлению Минсельхозпрода РБ от 03.04.2012 № 21 (далее - постановление № 21).

Фиксированные цены дифференцируются:

• на молоко - по сортам;

• на скот - по категориям упитанности в живом и (или) убойном весе.

В частности, в настоящее время на основании подп.2.1 и 2.2 п.2 постановления № 21 молоко при сдаче-приемке в организациях, осуществляющих производство молочных продуктов, с температурой выше 10°С оплачивается со скидкой в размере 22 600 руб. за 1 т молока базисных жирности и белка. Молоко, закупаемое у населения, оплачивается по договорным ценам, но не ниже предельной минимальной цены на молоко 1-го сорта.

За молодняк крупного рогатого скота высшей и средней упитанности (кроме молодняка живым весом 400 кг и более, весом туши 194 кг и более), выращенный в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, на кормах, произведенных по беспестицидной технологии и с ограниченными дозами внесения минеральных удобрений, соответствующий повышенным зооветеринарным, санитарно-гигиеническим требованиям и поставляемый для производства мясных продуктов детского и диетического питания, выплачивается надбавка к фиксированным ценам в размере 1 789 000 руб. за 1 т живого веса и 4 302 000 руб. за 1 т мяса молодняка высшей упитанности, 4 154 000 руб. - за 1 т мяса молодняка средней упитанности (подп.2.3 п.2 постановления № 21).

Откормленные бычки в возрасте до 2 лет весом туши 145 кг и выше, отнесенные к высшей упитанности независимо от отложений подкожного жира, и при условии соответствия этих бычков по всем остальным показателям установленным требованиям оплачиваются по фиксированной цене на мясо молодняка высшей упитанности (подп.2.4 п.2 постановления № 21).

Фиксированные цены на продукцию животноводства, закупаемую для государственных нужд, устанавливаются за 1 т такой продукции (молока коровьего базисных жирности и белка, свиней и крупного рогатого скота - в живом весе, свинины и мяса крупного рогатого скота - в убойном весе, крупного рогатого скота мясных пород и их помесей для убоя - в живом или убойном весе) на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, без налога на добавленную стоимость.

Установленные фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставляемые для государственных нужд, доводятся до сведения субъектов предпринимательской деятельности Минсельхозпродом РБ.

 

Ситуация

Фермерское хозяйство реализовало крупный рогатый скот. В приемной квитанции на закупку скота, птицы и кроликов в сельскохозяйственных предприятиях формы ПК-1 (скот) (примечание) указана следующая информация.

 

ПРИЕМНАЯ КВИТАНЦИЯ № _____
на закупку скота, птицы и кроликов в сельскохозяйственных предприятиях
 

<…>

 
Возрастная группа и упитанность скота, категория мяса Коли-чество голов Убой-ная масса, кг Живая масса, кг Цена, руб. Сумма, руб. (гр.3 х
х гр.5)
Став-ка НДС, % Сумма НДС, руб. (гр.6 х
х гр.7 /
/ 100)
Всего сумма с НДС, руб. (гр.6 +
+ гр.8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Корова, выс.
1
182
378
36 149
6 579 118
10
657 912
7 237 030
Корова, ср.
1
127
280
29 769
3 780 663
10
378 066
4 158 729
Коровы, н/ср.
3
270
648
19 515
5 269 050
10
526 905
5 795 955
Итого
5
579
1 306
Х
15 628 831
Х
1 562 883
17 191 714
                 

<…>

 

Как видим, при таких исходных данных с учетом установленной фиксированной цены за 1 т убойного веса (см. приложение к постановлению № 21) выручка за реализованный крупный рогатый скот (с учетом НДС) составит 17 191 714 руб.

Случаи применения и порядок формирования свободных цен на продукцию животноводства

Фермерские хозяйства могут продавать продукцию животноводства не только государству, но и на рынке, прочим оптовым покупателям, в магазины, физическим лицам. В таких случаях формирование цен на продукцию осуществляется в соответствии с нормами Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», т.е. применяются свободные цены.

Отметим, что порядок установления и применения цен, регулируемых Указом № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111, действие которой распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь.

При формировании свободной отпускной цены производитель также может воспользоваться нормами названной Инструкции. Важно то, что в этом случае сельхозпроизводители устанавливают цены с учетом конъюнктуры рынка. Цены на производимую сельскохозяйственную продукцию формируются производителями сельскохозяйственной продукции исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли (с учетом конъюнктуры рынка).

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики. При этом прямые затраты определяются по утвержденным нормам и нормативам расхода определенных ресурсов на производство конкретных видов продукции, которые утверждаются производителем самостоятельно, и ценам на такие ресурсы.

Так, затраты на оплату труда включаются в плановую (нормативно-прогнозную) себестоимость продукции животноводства по нормативам, установленным на все виды начисленной заработной платы, относящейся к работникам, непосредственно занятым в технологическом процессе производства конкретных видов продукции. Начисление заработной платы работникам, занятым в животноводстве, осуществляется по расценкам за центнер (иную единицу измерения) произведенной (реализованной) продукции или за ее стоимость в денежном выражении. Тарифный фонд заработной платы для определения расценок на продукцию определяется в животноводстве исходя из нормативной численности работников, рассчитанной по технически обоснованным нормам обслуживания, профессионального состава животноводов и соответствующих тарифных ставок.

В фермерских хозяйствах в отчисления на социальные нужды включаются:

• обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) (в размере 34 % (28 % + 6 %) согласно ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее - Закон № 138-XIII) или 28 % (22 % + 6 %), если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, с учетом норм п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 34));

• страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы в «Белгосстрах») (по страховому тарифу в размере 0,6 % согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (далее - Указ № 531) или 0,3 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, согласно п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее - Положение № 530)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо п.244 Положения № 530 действует п.273 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165.

 

Расчет стоимости сырья и материалов на производство продукции животноводства производится исходя из установленных норм их расхода с учетом планируемой (ожидаемой) продуктивности (привес живой массы скота, удой на корову и др.) и среднесложившихся цен приобретения покупных видов сырья (например, кормов) и материалов (средства защиты животных, топливо и энергия на технологические цели) без НДС на дату формирования отпускных цен, а также плановой себестоимости кормов и материалов собственного производства.

Норматив прибыли и рентабельности, учитываемый при формировании цены на сельскохозяйственную продукцию, законодательно не установлен. Его величина определяется с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, факторов сезонности производства и др.

Налоги и неналоговые платежи включаются в расчет отпускных цен в соответствии с действующим законодательством. Если фермерское хозяйство уплачивает единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, то его величину следует включать в формируемую цену по ставке 1 % (основание - п.1 ст.305 Налогового кодекса РБ).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. п.1 ст.305 НК на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З изложен в новой редакции.

 

Для обоснования отпускных цен на произведенную продукцию животноводства фермерское хозяйство составляет плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье, материалы, заработная плата), накладных и других расходов. Экономическое обоснование отпускных цен составляется по всем видам производимой и реализуемой фермером продукции животноводства.

Плановые калькуляции по обоснованию цен на продукцию животноводства составляются на основе нормативно-прогнозной себестоимости в расчете на единицу продукции (на 1 тонну или центнер молока, на прирост живой массы (или живой массы) крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, коней; на 1 голову приплода крупного рогатого скота, коней, поросят, ягнят, молодняка кроликов; на 1 тысячу штук яиц; на 1 тысячу голов суточных птенцов).

При формировании цен на продукцию животноводства рассчитывается годовая, квартальная и (или) помесячная нормативно-прогнозная себестоимость.

Составление плановой калькуляции

С учетом вышеизложенного рассмотрим на условных данных порядок составления плановой калькуляции по расчету отпускных цен на прирост живой массы животных (крупного рогатого скота) на выращивании и откорме:

 

Фермерское хозяйство «Луч» УТВЕРЖДЕНА
      Директор     Золотарев А.Л.   
 
(руководитель организации-заготовителя, Ф.И.О.)
           01.12.2012      
  (дата утверждения)
    М.П.

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
по расчету отпускных цен
на прирост живой массы животных на выращивании и откорме (крупного рогатого скота)
 
№ п/п Статьи затрат Затраты в рублях на 1 тонну продукции Пояснения по расчету затрат
1
Сырье и материалы (корма)
24 007 200
Расшифровка стоимости сырья и материалов
2
Расходы на оплату труда
12 680 000
Расшифровка расходов на оплату труда
3
Отчисления на социальные нужды - всего, в т.ч.:
3 588 440
Сумма строк 3.1 и 3.2
3.1
страховые взносы в ФСЗН
3 550 400
34 % (или 28 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции) (ст.3 Закона № 138-XIII с учетом норм п.1 Указа № 34)
3.2
страховые взносы в «Белгосстрах»
38 040
0,6 % (или 0,3 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции) (подп.1.1 п.1 Указа № 531 с учетом норм п.244 Положения № 530)
4
Содержание и эксплуатация основных средств
194 200
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
5
Работы и услуги сторонних организаций
1 355 000
Расшифровка расходов по статье «Работы и услуги сторонних организаций»
6
Прочие затраты
418 060
Расшифровка расходов по статье «Прочие затраты»
7
Затраты по организации производства и управлению
1 797 100
Расшифровка расходов по данной статье
8
Производственная себестоимость
44 040 000
Сумма строк с 1 по 7
9
Расходы на реализацию
510 000
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
10
Полная себестоимость
44 550 000
Стр.8 + стр.9
11
Рентабельность, %
15
С учетом качества продукции и конъюнктуры рынка
12
Прибыль
6 682 500
Стр.10 х стр.11 / 100
13
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (если фермерское хозяйство является плательщиком этого налога)
517 500
(стр.10 + стр.12) х 1 % / (100 % - 1 %)
14
Отпускная цена
51 750 000
Стр.10 + стр.12 + стр.13
15
Закупочная цена за 1 кг (при реализации организациям розничной торговли)
51 750
Стр.14 / 1 000

 

Бухгалтер
Подпись
В.С.Луговая

 

Примечание. Примерные бланки специализированных форм товарно-транспортных накладных и приемных квитанций для сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций утверждены приказом Минсельхозпрода РБ от 01.07.2011 № 267.

 

08.01.2013

 

Нина Анищенко, экономист