


Материал помещен в архив
ГАРАНТИИ В ГРАЖДАНСКОМ И ФИНАНСОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Статья 310 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) перечисляет способы обеспечения исполнения обязательств: неустойку, залог, удержание имущества должника, поручительство, гарантию, банковскую гарантию, задаток и другие способы, предусмотренные законодательством или договором.
Краткая история
Гарантия как самостоятельный способ обеспечения обязательств впервые была урегулирована в ст.186 Гражданского кодекса БССР 1964 г. (далее - Кодекс). С тех пор это была одна из самых туманных и непонимаемых в ходе правоприменительной практики норм. Не давая определения гарантии, статья указывала на статьи Кодекса, относящиеся к поручительству, распространявшиеся также и на гарантию. Сопоставив их, можно прийти к выводу, что гарантия - это то же поручительство, не предусматривающее солидарной ответственности должника и гаранта, а равно права последнего на регресс. Отдельные цивилисты советского периода (например, Полонский Э.Г., Иоффе О.С.) видели различия поручительства и гарантии еще глубже и считали, что последнюю характеризуют:
а) субсидиарная ответственность гаранта;
б) невозможность гаранта занять место кредитора после произведенного платежа и обратиться с требованием о компенсации к должнику;
в) возможность обеспечивать гарантией не только действительное требование, но и то, что возникнет в будущем;
г) возможность возникновения гарантии не только из договора, но и из закона.
Секрет такого неадекватного содержания, которым наделяли эти авторы понятия гарантии в советский период, кроется в конкретных социально-экономических условиях ее существования. Различные модели хозяйственного расчета, применявшиеся в различные периоды недавней истории, по-разному определяли размер оборотных средств, передававшихся на баланс государственных предприятий и учреждений. Исходя из концепции единой государственной (общенародной) собственности в случае их недостаточности обязательство должника перед Госбанком СССР (другими специализированными банками) погашала вышестоящая организация. Предоставление таких гарантий требовалось от сомнительных заемщиков, но изменений в отношениях собственности в таком случае не происходило. Это дало повод Е.С.Компанеец рассматривать подобные гарантии вообще как нечто чуждое гражданскому праву и соответствующим статьям Кодекса, в частности, как меру административного воздействия, применявшуюся Государственным банком как административно-правовым органом. Приняв посылку об административно-финансово-правовом содержании гарантии в то время, становится понятно, откуда появились столь разнящиеся с Кодексом характеристики гарантии.
Гарантия в действующем гражданском законодательстве
В ныне действующем ГК гарантии посвящены ст.348-350.
1. В силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать полностью или частично за исполнение обязательства этого лица. В ГК ничего не сказано о содержании такого обязательства, в частности о том, должно ли оно обязательно быть денежным. По умолчанию следует предположить, что обеспечиваемое обязательство может быть и неденежным.
2. Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. В ГК ничего не сказано о так называемых гарантийных письмах, в форму которых облекались гарантии в советской банковской практике (примечание 1) и которые в настоящее время имеют несколько иную сферу применения (гарантийные письма собственника помещения о том, что он готов предоставить его в аренду). Следует учитывать, что договор может быть заключен как путем составления единого документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами (п.2 ст.404 ГК). Поэтому акцептованное гарантийное письмо вполне может отвечать этому критерию.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. ст.404 ГК изложена в новой редакции Законом РБ от 17.07.2018 № 135-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, гарантия, регламентированная ст.348-349 ГК, имеет 2 формы:
- договора гарантии, т.е. единого документа, подписанного обеими сторонами;
- гарантийного письма, акцептованного кредитором.
Поскольку согласно п.1 ст.403 ГК договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта, гарант должен представить доказательства этого (например, заказное письмо, направленное гаранту с выраженным согласием с текстом гарантии, с отметкой о вручении).
3. Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование. Другими словами, требования по условным сделкам, а также будущие требования не могут обеспечиваться гарантией.
4. На гарантии распространяются (если иное не установлено законодательством) правила ст.342, пп.2, 3 ст.343, ст.344-347 ГК о договоре поручительства, касающиеся письменной формы договора; объема ответственности гаранта(ов); права на возражение гаранта; прекращения гарантии и некоторые другие.
5. В случае неисполнения обязательства гарант отвечает перед кредитором как субсидиарный (дополнительный) должник. Это значит, что согласно ст.370 ГК до предъявления требования к гаранту кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Только если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено гаранту. При этом кредитор не вправе требовать удовлетворения своего требования к основному должнику от гаранта, если это требование может быть удовлетворено путем зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств с основного должника.
Пример
Хозяйственный суд Гродненской обл. рассмотрел 14 февраля 2008 г. дело по иску частного унитарного предприятия (далее - ЧУП) «Х» (истец) к дочернему предприятию (далее - ДП) «Щ» (ответчик) о взыскании 1 231 810 руб., в т.ч.711 090 руб. основного долга, 520 720 руб. пени на основании гарантийного письма от 05.04.2007 № 199. Ответчик в отзыве на иск просил в удовлетворении иска отказать, так как гарантийное письмо ДП «Щ» договором гарантии не является и не обязывает предприятие отвечать за исполнение обязательств гражданином И.
Между ЧУП «Х» и гражданином И. был заключен договор купли-продажи товаров в кредит от 05.04.2007 (обязательство от 05.04.2007 № 400).
При приобретении товара в кредит покупателем было представлено гарантийное письмо ответчика, согласно которому ДП «Щ» гарантировало выплату задолженности в сумме 855 000 руб. торговому предприятию ЧУП «Х» за приобретенный гражданином И. товар и при неуплате им указанной суммы по выданным обязательствам предъявляло право торговому предприятию без предварительного предупреждения списать с расчетного счета ответчика в безакцептном порядке неоплаченную сумму.
В связи с невнесением покупателем очередных платежей в установленные сроки истец просил взыскать с предприятия, выдавшего гарантию, задолженность по кредиту в сумме 711 090 руб., 520 720 руб. пени за просрочку внесения платежей за периоды с 5 июня 2007 г. по 28 декабря 2007 г.
Между тем в соответствии с имеющейся в деле претензией от 22.12.2007 претензия об уплате долга в сумме 711 090 руб. и пени в сумме 500 100 руб. была направлена лишь в адрес ДП «Щ», выдавшего гарантию. В материалах дела не имеется доказательств того, что ЧУП «Х» предъявлялось письменное требование к основному должнику - гражданину И. до предъявления требования к лицу, несущему субсидиарную (дополнительную) ответственность.
Истцом не было представлено доказательств невозможности взыскания суммы долга с основного должника и его неплатежеспособности. При таких обстоятельствах условия, при которых возможна реализация ответственности гаранта, отсутствуют, в связи с чем требования истца о взыскании с ответчика 711 090 руб. основного долга, 520 720 руб. пени, а всего 1 231 810 руб. были признаны необоснованными и в иске отказано.
Приведенный ниже пример из судебной практики иллюстрирует особенности субсидиарной ответственности гаранта в случаях, когда основным должником является физическое лицо.
Пример
Хозяйственный суд Витебской обл. рассмотрел 12 января 2007 г. дело по иску закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) «А» (истец) к обществу с дополнительной ответственностью (далее - ОДО) «Б» (ответчик) о взыскании 971 170 руб. стоимости товара с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика гражданки И.
Гражданка И. и ЗАО «А» фактически заключили 2 договора купли-продажи товара. По первому И., получающая доход от ОДО «Б», приобрела в магазине ЗАО «А» угловой диван стоимостью 1 225 200 руб. с отсрочкой платежа на 9 месяцев. При приобретении товара И. внесено 306 300 руб. Оставшаяся сумма в размере 918 900 руб. подлежит внесению в кассу магазина ежемесячными взносами. По второму договору И. приобрела в магазине ЗАО «А» диван-кровать стоимостью 854 400 руб. с отсрочкой платежа на 9 месяцев. При приобретении товара И. внесено 213 600 руб. Оставшаяся сумма в размере 640 800 руб. подлежат внесению в кассу магазина ежемесячными взносами.
Обществом с дополнительной ответственностью «Б» подписаны 2 гарантийных письма, которыми ОДО «Б» как гарант обязалось исполнить обязательство по оплате приобретенного товара в случае неисполнения обязательства по оплате товара И.
В материалах дела имеется 2 заявления И., в которых она сообщила истцу, что не имеет возможности оплатить приобретенный товар.
При таких обстоятельствах истец имеет право предъявить требование о взыскании стоимости товара к субсидиарному должнику. Исковые требования были удовлетворены полностью.
6. По исполнении обязательства гарант не приобретает права регрессного требования к должнику о возврате уплаченной суммы, хотя ст.348 ГК отсылает к ст.345 о переходе прав кредитора к лицу, исполнившему обязательство.
7. Особенности банковской гарантии и ее отдельных видов определяются законодательством. Несмотря на формулировку ст.350 ГК гарантия и банковская гарантия никак не могут соотноситься по принципу «общее - особенное». Особенности банковской гарантии таковы, что она является единственным неакцессорным (независимым от основного обязательства) способом обеспечения среди всех поименованных в ГК. Подлинная особенность - слово «банковская», добавленное к ее названию.
Таким образом, действующий ГК (ст.348-349) полностью сохранил прежнюю (советскую) модель гарантии. Этот способ обеспечения исполнения обязательств представляет собой очевидный рудимент плановой экономики (достаточно вспомнить ранее существовавшее положение о том, что гарантия выдается вышестоящей организацией за нижестоящую). Дело в том, что действующий ГК, устанавливая особенности гарантии (субсидиарная ответственность гаранта и отсутствие у него права на регресс), вместе с тем распространяет на нее большинство своих статей, относящихся к поручительству. Но при этом диспозитивные нормы ГК, относящиеся к поручительству, позволяют сторонам устанавливать субсидиарную ответственность должника и поручителя, а также лишать последнего права на регресс (п.3 ст.345 ГК). Двумя особенностями гарантии, которые следуют из буквального анализа текста ст.348, являются:
1) гарантийное обязательство может быть составлено в форме гарантийного письма, но в любом случае - это двусторонний договор, т.е. гарантийное обязательство должно быть акцептовано кредитором;
2) гарантия может обеспечивать лишь действительное требование.
Отличия гарантии от других способов обеспечения | |||
| |||
Признак |
Гарантия |
Поручительство |
Банковская гарантия |
Источник |
Статьи 348-349 ГК |
Статьи 341-347 ГК |
Глава 20 Банковского кодекса РБ (далее - БК) |
Субъекты |
Любые (однако чаще всего это публично-правовые образования) |
Любые (в т.ч. физические лица) |
Банки |
Характер обязательства |
Акцессорное |
Акцессорное |
Независимое |
Форма обязательства |
Двухсторонний договор, который, однако, может заключаться путем акцепта гарантийного письма |
Двухсторонний договор |
Одностороннее обязательство |
Форма сделки |
Письменная |
Письменная |
Письменная, в т.ч. электронный документ |
Характер ответственности |
Субсидиарная |
Солидарная, если договором не предусмотрена субсидиарная |
Независимая |
Право на возражения со ссылкой на основное обязательство |
Есть |
Есть |
Есть, но повторное требование подлежит удовлетворению |
Право регресса |
Нет |
Есть (если иное не предусмотрено договором) |
Нет (если иное не предусмотрено договором) |
Субъекты
Гражданский кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, которые могут выступать в качестве гарантов. Однако согласно части второй ст.348 ГК Президентом РБ и (или) законами может быть установлен особый порядок предоставления и исполнения гарантий хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах.
В настоящее время п.2 Указа Президента РБ от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах» императивно установлено, что не вправе выступать гарантами (равно как и поручителями) третьих лиц - юридических лиц негосударственной формы собственности (в т.ч. доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений:
- государственные организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента РБ, Совета Министров РБ, Администрации Президента РБ, Национального банка РБ, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству РБ;
- хозяйственные общества (кроме банков), в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставных фондах, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими обществами.
Иногда на практике возникает вопрос, вправе ли банки обязываться по гарантии, регламентированной ГК, или же они могут выдавать только банковские гарантии? Исходя из формулировки ст.14 БК ближе к истине все же вторая точка зрения: выдача банковских гарантий отнесена указанной статьей к банковской монополии, а к числу операций, которые банки могут осуществлять дополнительно, - выдача поручительств. Исходя из формулировок данных статей, не допускающих расширительного толкования, следует признать, что банки не могут выдавать гарантии, подпадающие под действие ст.348-349 ГК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2018 г. следует руководствоваться ст.14 БК с дополнениями, внесенными Законом РБ от 17.07.2018 № 133-З. |
Однако банки имеют дело с такими гарантиями не в качестве обязанного лица, а в качестве кредитора. Более того, в части таких гарантий установлены особые надзорные требования. В частности, постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.07.2008 № 98 «О классификации кредитной задолженности и условных обязательств, обеспеченных гарантиями Правительства РБ, местных исполнительных и распорядительных органов» банкам предоставлено право при осуществлении классификации активов, подверженных кредитному риску, и условных обязательств в соответствии с требованиями Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 138, самостоятельно в соответствии с порядком, определенным их локальными нормативными правовыми актами, принимать решение об отнесении:
- к первой группе риска срочной и пролонгированной не более одного раза задолженности по кредитам, обеспеченным гарантиями Правительства РБ, местных исполнительных и распорядительных органов, вне зависимости от наличия у должника признаков финансовой неустойчивости и (или) иной негативной информации о его способности исполнить свои договорные обязательства;
- к первой группе риска условных обязательств, обеспеченных гарантиями Правительства РБ, местных исполнительных и распорядительных органов, вне зависимости от наличия у должника признаков финансовой неустойчивости и (или) иной негативной информации о его способности исполнить свои договорные обязательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2020 г. в Инструкцию № 138 внесены изменения постановлением Правления Нацбанка РБ от 03.03.2020 № 64, в частности, изменено название Инструкции: «Инструкция о порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе». |
Еще одна льгота, касающаяся таких гарантий содержится в Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226. Согласно абзацу 3 п.9 данной Инструкции запрет на выдачу новых кредитов лицам, имеющим просроченную задолженность по ранее выданным, не распространяется на кредиты, по которым в качестве обеспечения выступают гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 апреля 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2018 № 149. |
Таможенные гарантии
Таможенные гарантии, используемые таможенными органами РБ (ст.264 Таможенного кодекса РБ), в настоящее время имеют форму банковских гарантий (примечание 2). Однако существует специфическое таможенное обязательство - гарантия, выдаваемая в пользу таможенных органов гарантийным объединением, за автомобильных перевозчиков, допустивших нарушения таможенных правил при использовании упрощенной процедуры таможенного оформления с использованием книжек международных дорожных перевозок. Положения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14.11.1975 (далее - Конвенция МДП) предусматривают следующие особенности таких гарантий (ст.8-11):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
а) солидарная ответственность гаранта и перевозчика;
б) максимальные пределы ответственности гаранта и перевозчика (рекомендуемый предел - 50 000 долл. США);
в) таможенные органы вправе предъявить требование к гаранту не ранее 3 месяцев и не позже 2 лет с момента обнаружения нарушения;
г) не подлежит удовлетворению требование таможенных органов к гаранту, содержащее указания на нарушения таможенных правил перевозчиком и обнаруженное по истечении 1 или 2 лет (в зависимости от характера противоправных действий перевозчика) с момента совершения;
д) гарант имеет 3-месячный срок для рассмотрения требования и осуществления платежа.
Порядок взыскания таможенных платежей по Конвенции МДП следующий. Гарантом (гарантийным объединением) выступают национальные организации перевозчиков. В Беларуси им является Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (далее - БАМАП). При обнаружении нарушений таможенных правил первоначальное требование таможенных органов направляется перевозчику. В случае невозможности осуществить взыскание с него в течение месяца - требование направляется БАМАП. Сомнительно, что такую ответственность гаранта можно назвать солидарной, как того требует Конвенция МДП. Это типичный пример субсидиарной ответственности, о которой идет речь в ст.370 ГК. Принимая во внимание тот факт, что обязательства БАМАП, в свою очередь, обеспечиваются контргарантиями банков, включенных в соответствующий реестр таможенных органов, и с учетом норм ст.349 ГК, устанавливающих субсидиарную ответственность гаранта, выстраивается следующая цепочка последовательных субсидиарных должников: 1) перевозчик; 2) БАМАП; 3) банк-гарант.
Республика Беларусь приняла решение (Указ Президента РБ от 12.01.1998 № 21) о присоединении к еще двум международным конвенциям в области таможенного дела, связанным с использованием таможенных гарантий: Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (подписана в Брюсселе 6 декабря 1961 г.) и Конвенции о временном ввозе (подписана в Стамбуле 26 июня 1990 г.), регулирующим перевозку грузов с использованием карнетов ATA и CPD. В рамках конвенций создано фактически две гарантийных системы.
Во-первых, гарантирующие ассоциации стран-участниц конвенций гарантируют таможенным органам других участников уплату ввозных пошлин и сборов в случае несоблюдения условий режима временного ввоза транспортных средств (документ, используемый для временного ввоза транспортных средств, называется карнет CPD) и всех прочих товаров (карнет АТА). Гарантирующая ассоциация несет солидарную ответственность совместно с должником за уплату таможенных платежей в случае изменения таможенного режима временного ввоза в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию. Пределы ответственности ограничены: по карнету АТА - суммой ввозных пошлин плюс 10 %; по карнету CPD - суммой ввозных пошлин плюс проценты за просрочку платежа. Гарантирующей ассоциацией перед таможенными органами в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 02.03.1998 № 324 «О присоединении Республики Беларусь к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г.» (далее - постановление № 324) выступает Белорусская торгово-промышленная палата.
Во-вторых, гарантирующая ассоциация государства временного ввоза, произведя платеж в пользу таможни, имеет право потребовать возмещения произведенных затрат от гарантирующей ассоциации, выдавшей карнет. Согласно документам Международного бюро торговых палат (далее - МБТП), выступающего координатором гарантийной цепи по карнетам ATA, ответственность гарантирующих ассоциаций перед МБТП также должна обеспечиваться одним из следующих видов обязательств: страховой полис, банковская гарантия, bond или депозит. Гарантом Белорусской торгово-промышленной палаты перед МБТП согласно постановлению № 324 выступает открытое акционерное общество «Белвнешэкономбанк».
Существуют и другие глобальные и региональные таможенные конвенции, предусматривающие гарантирование уплаты таможенных платежей, в которых, однако, Республика Беларусь не участвует. Среди наиболее известных следует назвать Таможенную конвенцию о международной транзитной перевозке грузов от 07.07.1971 (Конвенция ТМГ).
Вместе с тем ввиду собственных источников правового регулирования таможенные гарантии не подпадают под действие норм ст.348-349 ГК. В этом отношении значительно больший интерес представляют гарантии, выдаваемые в соответствии с бюджетным законодательством (финансово-правовые гарантии).
Правительственные гарантии
Согласно части второй ст.348 ГК Президентом РБ и (или) законами может быть установлен особый порядок предоставления и исполнения гарантий Правительства РБ, гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций. К числу таких иных организаций могут быть отнесены, в частности, службы занятости, выдающие гарантии в связи с созданием новых рабочих мест.
У всех этих гарантий есть следующая особенность: отношения по их выдаче регламентируются нормами финансового (бюджетного) законодательства, тогда как само обязательство по форме напоминает гражданско-правовую сделку. В случае правительственных гарантий отношения переходят еще дальше - в сферу международного частного права.
Гарантия Правительства РБ - это обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство РБ, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора) (ст.18 Инвестиционного кодекса РБ (далее - ИК)). Гарантии Правительства РБ предоставляются кредиторам в двух случаях:
1) привлечения иностранных кредитов
или
2) кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов (примечание 3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2014 г. ИК утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций определены в главе 3 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». |
В первом случае гарантии Правительства РБ предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства РБ по согласованию с Президентом РБ.
Условие предоставления гарантии Правительства РБ под иностранный кредит - наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии и инвестиционный проект, получивший заключение государственной комплексной экспертизы, включая заключение Министерства финансов РБ (далее - Минфин РБ), вносятся со всеми материалами Министерством экономики РБ в Правительство РБ в течение 30 дней со дня завершения государственной комплексной экспертизы.
После принятия Правительством РБ решения о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания кредитного соглашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Минфином РБ, банком, уполномоченным решением Правительства РБ обслуживать иностранные кредиты (далее - банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке переуступки, использования и погашения иностранного кредита.
Существенными условиями такого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Минфину РБ в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заемщика).
Согласно п.12 Положения о внешних государственных займах (кредитах), утвержденного Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252, гарантия Правительства РБ оформляется на специальном бланке с определенной степенью защиты, форма которого утверждается Правительством РБ, и подписывается Премьер-министром РБ одновременно с подписанием постановления Совета Министров РБ о выдаче гарантии Правительства РБ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением № 252 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 28.11.2016 № 431. |
Банк-агент и (или) инвестор (заемщик) имеют право осуществлять платежи по иностранному кредиту только после подписания договора о порядке его переуступки, использования и погашения.
В случае неисполнения инвестором (заемщиком) в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невозможности взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке эти обязательства исполняются банком-гарантом.
В случае неисполнения обязательств по платежам за иностранные кредиты инвестором (заемщиком) и банком-гарантом и предъявления иностранным кредитором в соответствии с гарантией Правительства РБ платежных требований к Правительству РБ Минфин РБ по решению Правительства РБ производит платеж из средств, предусматриваемых в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год (ст.26-32 ИК).
Во втором случае гарантии Правительства РБ могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.
Условием предоставления гарантии Правительства РБ под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики РБ и Минфином РБ вносится на рассмотрение Правительства РБ республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству РБ), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом.
Гарантия Правительства РБ по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства РБ (ст.33-36 ИК).
Более подробно правительственные гарантии в пользу банков Республики Беларусь регламентированы Положением о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 30.06.2008 № 359.
Данным Положением (пп.10-12), в частности, предусмотрено, что при неисполнении кредитополучателем обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов за пользование им банк по истечении 10 банковских дней со дня наступления срока платежа по кредиту направляет в Минфин РБ письменное уведомление о необходимости исполнения гарантии Правительства РБ и копии документов, подтверждающих предъявление требования к кредитополучателю.
Министерство финансов РБ в течение 10 рабочих дней со дня получения документов обеспечивает исполнение гарантии Правительства РБ в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на текущий финансовый год на эти цели, а также средств государственных целевых бюджетных фондов.
Платежи, произведенные из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства РБ, взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов кредитополучателей (за исключением корреспондентских счетов, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства) с взиманием процентов с уплаченной Минфином РБ суммы:
- в белорусских рублях - в размере ставки рефинансирования Нацбанка РБ, установленной на день начисления процентов;
- в иностранной валюте - в размере средней сложившейся в банках Республики Беларусь ставки по срочным вкладам в иностранной валюте, но не менее размера, определенного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, предусматривает, что платежи в погашение образовавшейся задолженности совершаются в первую очередь.
Первого рода правительственные гарантии, связанные с привлечением внешних займов, предусматривают отказ Правительства РБ от иммунитета по искам, связанным с возвратом долга по кредитам (займам). Их юридическая природа трактуется рядом зарубежных авторов как договорная (публично-правовой договор). Государство признается равноправным субъектом гражданско-правовых отношений (п.1 ст.124, ст.1114 ГК), в данном случае - отношений с иностранным элементом. Поэтому, хотя отношения по предоставлению правительственных гарантий лежат в публично-правовой сфере, само обязательство - в сфере гражданского и международного частного права.
Что касается правительственных гарантий второго рода (по внутренним банковским кредитам), то это не менее причудливое переплетение норм публичного и частного права, именуемое в некоторых зарубежных странах (в частности, во Франции) «административным договором». Поскольку механизм реализации подобных гарантий в пользу белорусских банков регламентирован нормами бюджетного законодательства, все же публично-правовой аспект данных гарантий является доминирующим.
Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов
Согласно подп.1.22 ст.2 Бюджетного кодекса РБ гарантия местного исполнительного и распорядительного органа - это обязательство областного (Минского городского), районного и городского (города областного подчинения) исполнительного комитета как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, выданного банком Республики Беларусь (примечание 4).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. подп.1.22 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ изложен в новой редакции Законом РБ от 26.10.2012 № 429-З: гарантия местного исполнительного и распорядительного органа - обязательство местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня как гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, выданного банком Республики Беларусь, и (или) уплате процентов за пользование им. |
Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, предоставляются организациям коммунальной формы собственности, а также организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, и негосударственным организациям местными исполнительными и распорядительными органами на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Размер платы за предоставление гарантии местного исполнительного и распорядительного органа устанавливается решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к местным исполнительным и распорядительным органам об исполнении выданных ими гарантий местные финансовые органы в установленном порядке производят платежи по гарантиям.
Платежи, произведенные из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов кредитополучателей (за исключением корреспондентских счетов, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов) со взиманием процентов с уплаченной местным исполнительным и распорядительным органом суммы.
Взыскание указанных платежей производится на основании решения банка с перечислением их в местные бюджеты (ст.65 Бюджетного кодекса РБ).
Особенности выдачи и исполнения подобных гарантий рассматриваются также в постановлении Пленума ВХС РБ от 23.12.2003 № 10 «О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями».
Выводы
Гарантии Правительства РБ и местных исполнительных и распорядительных органов не укладываются в модель гарантии, регламентированной ст.348-349 ГК по причине наличия у гаранта права регресса. Кроме того, у финансово-правовых гарантий имеются собственные источники правового регулирования, гораздо более детальные, нежели нормы ГК. Все это дает основания считать такие гарантии скорее не разновидностью гарантии, регламентированной ГК, с «особым порядком предоставления и исполнения», а специфическим институтом финансового (бюджетного) права.
Что касается собственно гражданско-правовых гарантий, то отсутствие права регресса делает их инструментом более пригодным для алеаторных (рисковых), нежели меновых сделок. Практическое применение таких гарантий возможно, например, в рамках вертикально интегрированных (гарантия материнской компании за дочернюю) либо горизонтальных (гарантия одной дочерней компании за другую) хозяйственных групп. В последнем случае такие гарантии могут использоваться для скрытого перераспределения финансовых ресурсов в рамках группы. В остальных случаях следует признать, что гарантия является значительно менее гибким способом обеспечения, нежели договор поручительства.
Примечание 1. Например, форма гарантийного письма, установленная Правилами кредитования производственных запасов и материальных затрат, утвержденными Госбанком СССР от 30.10.1987; форма, приведенная в Рекомендациях Нацбанка РБ от 09.10.1991 «О порядке выдачи и приема коммерческими банками поручительств (гарантий)».
Примечание 2. Правила использования и формы таких гарантий ранее содержались в различных нормативных правовых актах Государственного таможенного комитета РБ: например, в Инструкции о порядке и условиях заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, утвержденной постановлением ГТК РБ от 05.07.2005 № 46 (утратило силу), Инструкции о мерах по обеспечению уплаты таможенных платежей при перевозке товаров под таможенным контролем, утвержденной постановлением ГТК РБ от 26.10.2000 № 69 (ныне утратили силу), и др.
Примечание 3. С точки зрения международного частного права такого рода правительственные гарантии - разновидность правовых гарантий, предоставляемых государствами в ходе осуществления внешнеторговой и инвестиционной деятельности.
Примечание 4. Особенностью кредитного договора, предусматривающего предоставление кредита по гарантии Правительства РБ, а также гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, является обязательное наличие условия о целевом использовании (ст.144 БК).
15.06.2011 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук