Комментарий от 05.12.2018
Автор: Дубовик Э., Кожин А.

Новации в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Письменная форма сделки в электронном виде

Исключение нормы об обязательном проставлении печати на доверенности

Установление порядка расчета размера долга, увеличенного с учетом инфляции

Отказ от получения письменного извещения будет признаваться надлежащим извещением

Возможность определения формы вознаграждения фактору

Ограничение выдачи двойного и простого складских свидетельств

Ограничение прав держателей складских свидетельств

Ограничения при передаче складского и залогового свидетельств

Изменения в сфере страхования

Заключение договора доверительного управления без выплаты вознаграждения управляющему

Расширение понятия заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья

Назначение опекуном или попечителем руководителя органа опеки и попечительства

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии НОВАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З

В материале рассмотрены дополнения и изменения, внесенные в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) комментируемым Законом, которые вступят в силу 1 февраля 2019 г.

Изменения коснулись порядка назначения опекуна и попечителя, соблюдения требований простой письменной формы сделки, условий расчета размера долга с учетом инфляции. Дополнены нормы ГК о страховании. Внесены некоторые ограничения прав держателей складских свидетельств, а также ограничения, связанные с выдачей двойного и простого складских свидетельств, и другие изменения и дополнения.

Многие из нововведений внесены в ГК в связи с корректировкой соответствующих положений в специальных нормативных правовых актах, регулирующих указанные сферы гражданского законодательства.

Письменная форма сделки в электронном виде

В новой редакции части первой п.1 ст.161 ГК определено, что сделка в простой письменной форме должна быть совершена путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ).

 

справочно

Справочно

Допустимыми форматами документов в электронном виде являются: Portable Document Format / A (PDF/A); Office Open XML (DOCX); OpenDocument Format (ODT) (часть четвертая п.218 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

Документ подписывает лицо или лица, совершающие сделку, либо уполномоченные ими лица собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей.

При этом способ подписания должен позволить достоверно установить, что договор подписан указанными лицами (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующих лица или лиц), не противоречить законодательству и соглашению сторон.

Полагаем, что после вступления данных положений в силу электронная цифровая подпись будет более активно использоваться для подписания договоров в виде электронного документа.

Электронная цифровая подпись обеспечивает целостность и подлинность электронного документа, а также позволяет идентифицировать физическое лицо, индивидуального предпринимателя или организацию, подписавшую документ (абзац 3 части первой ст.23, часть первая ст.25, абзац 3 части пятой ст.26 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться абз.3 ч.1 ст.23 Закона № 113-З с учетом изменений, внесенных Законом от 14.10.2022 № 213-З.

 

Аналогичные условия заключения договора в письменной форме внесены законодателем в часть первую п.2 ст.404 ГК.

Также новая редакция п.3 ст.404 ГК устанавливает, что письменная форма договора считается соблюденной, если предложение заключить договор путем направления документа в электронном виде (в том числе электронного документа) было принято в соответствии с п.3 ст.408 ГК.

Устанавливаемое законодательное регулирование имеет перед собой следующие цели: внедрение в государстве электронного документооборота для определения дополнительных легальных механизмов удаленного взаимодействия участников бизнес-процессов, повышения эффективности и оперативности принятия решений, устранения излишних барьеров при налаживании деловых связей и создания тем самым благоприятных условий для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Напомним также, что Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на положениях части первой ст.8 Конституции Республики Беларусь, обращает внимание на следующее: «принимая во внимание транснациональный и международный характер глобальной компьютерной сети Интернет при заключении договора в письменной форме путем обмена электронными сообщениями посредством использования в том числе информационных ресурсов, информационных систем, для определения применимого к такому договору права следует руководствоваться также положениями международно-правовых стандартов, учитывающих накопленный правовой опыт в использовании информационных технологий в торговых отношениях в части определения местонахождения стороны в электронной среде, времени и места отправки и получения электронных сообщений, использования автоматизированных систем сообщений для заключения договора; использования критериев установления функциональной эквивалентности между электронными сообщениями и бумажными документами, а также между электронными методами удостоверения подлинности и собственноручными подписями; учета ошибок при вводе информации, допущенных физическими лицами в электронных сообщениях, и др.» (часть четвертая подп.1.2 п.1 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 10.07.2018 № Р-1140/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь"»).

Исключение нормы об обязательном проставлении печати на доверенности

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной печатью этой организации (п.5 ст.186 ГК).

С учетом изменений в п.5 ст.186 ГК, которые вступят в силу с 1 февраля 2019 г., доверенность от имени юридического лица достаточно будет подписать руководителю или другому уполномоченному учредительным документом лицу. Необходимость скрепления доверенности печатью организации исключена.

Данное изменение корреспондирует с положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», который направлен на развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности. Подпунктом 3.11 п.3 этого Декрета установлено, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Установление порядка расчета размера долга, увеличенного с учетом инфляции

В настоящее время согласно п.2 ст.366 ГК если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, или сумма долга, увеличенная с учетом инфляции, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании п.1 ст.366 ГК, он вправе требовать от должника возмещения убытков или долга, увеличенного с учетом инфляции, в части, превышающей эту сумму.

Исходя из вышеуказанной статьи кредитор имеет право требовать от должника возмещения убытков или суммы долга, увеличенного с учетом инфляции.

Новая редакция части первой п.2 ст.366 ГК указывает, что если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающихся ему на основании п.1 ст.366 ГК, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

Таким образом, белорусский законодатель изначально устанавливает право кредитора требовать возмещения убытков при их превышении суммы процентов, причитающихся на основании п.1 ст.366 ГК.

Вместе с тем часть вторая п.2 ст.366 ГК определяет, что в случаях, предусмотренных законодательством или договором, кредитор вправе требовать от должника возмещения суммы долга, увеличенной с учетом инфляции, в части, превышающей сумму процентов, причитающихся ему на основании п.1 ст.366 ГК.

Важным изменением вышеуказанного пункта является то, что с 1 февраля 2019 г. стороны смогут определить порядок расчета размера долга, увеличенного с учетом инфляции, если иное не установлено законодательством.

Необходимо указать, что в ГК порядок определения суммы долга с учетом инфляции урегулирован при установлении гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства.

Изменение п.2 ст.366 ГК в первую очередь направлено на устранение правовой неопределенности в части регулирования порядка определения суммы долга с учетом инфляции при установлении гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства, на защиту отношений собственности, имущественных прав кредиторов, стимулирование законной предпринимательской деятельности на таких принципах гражданского законодательства, как равенство и добросовестность участников гражданских правоотношений, свобода договора, и реализацию тем самым решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 31.10.2012 № Р-777/2012 «О правовом регулировании ответственности за неисполнение денежного обязательства».

 

внимание

Обратите внимание!

Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не может быть удовлетворено, если основной долг не погашен и требование о взыскании суммы основного долга не заявлено (п.3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1).

 

Если сумма платежа не достаточна для полного исполнения денежного обязательства, проценты, предусмотренные ст.366 ГК за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, будут погашены в третью очередь (после погашения издержек кредитора по получению исполнения; основной суммы долга и процентов за пользование денежными средствами, подлежащих уплате по денежному обязательству) (п.20 вышеназванного постановления Пленума, ст.300 ГК).

Отказ от получения письменного извещения будет признаваться надлежащим извещением

Новая редакция п.2 ст.253 ГК указывает, что отказ участников долевой собственности от получения письменного извещения продавца о намерении продать свою долю, зафиксированный в установленном законодательстве порядке, считается надлежащим извещением этих участников долевой собственности.

Полагаем, что целью внесения данной формулировки является исключение возможности злоупотребления участниками долевой собственности своими правами.

Как известно, при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

При этом продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее.

Однако у продавца не всегда получается их известить в письменной форме, поскольку те могут попросту отказываться от получения извещения. Как указывает В.В.Подгруша: «очевидно, что в случаях уклонения другого сособственника от получения извещения о продаже доли, если со стороны продавца были предприняты все требуемые меры о надлежащем извещении, можно говорить о злоупотреблении этим сособственником своим правом». Вместе с тем для доказывания факта злоупотребления правом необходимо обращаться в суд, что повлечет за собой дополнительные затраты.

Практика в настоящее время идет по пути направления участником уведомления о своем намерении произвести возмездное отчуждение доли в праве общей собственности с указанием цены и других условий отчуждения долевой собственности другим ее участникам через нотариуса.

Если в течение месяца после полученного уведомления собственник не изъявит желания купить комнату, участник имеет право продать ее другому лицу за эту же цену.

Если же и в такой ситуации у продавца не получилось известить участников долевой собственности по причине их отказа от получения извещения - следует обращаться в суд, поскольку нотариальная практика не расценивает отказ от получения извещения как отказ от преимущественного права покупки. Обоснование тому следующее: результатом извещения должно стать доведение до сведения участника долевой собственности намерения продавца продать долю в праве собственности, цены и других условий продажи. Отказ совладельца от получения почтового извещения не может свидетельствовать о том, что ему стали известны изложенные выше сведения. Такой отказ лишь подтверждает нежелание лица по неизвестной (или известной) причине получать поступившую на его имя корреспонденцию.

Суд рассматривает обращение в течение месяца, назначает судебное заседание с вызовом всех лиц и выносит решение. В некоторых случаях необходимо провести два-три заседания, что, соответственно, увеличивает временные рамки решения этого вопроса. Продать долю в общей собственности продавец сможет только после истечения срока на подачу кассационной жалобы.

В нотариальной практике бесспорным и надлежащим считается извещение, зафиксированное в процессуальных документах суда. При этом не имеет значения, какой иск или какое заявление в суд были поданы продавцом, удовлетворены ли его требования, какой документ представлен нотариусу (судебное постановление или копия протокола судебного заседания).

Таким образом, внесение вышеуказанной нормы уменьшит злоупотребление правом участниками долевой собственности, облегчит процедуру продажи данной доли, а продавцам позволит сократить материальные и временные затраты.

Возможность определения формы вознаграждения фактору

В новой редакции части второй п.1 ст.772 ГК указано, что вознаграждение фактору выплачивается кредитором (должником) в форме дисконта (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) и (или) в иных формах, определенных договором факторинга.

Исходя из условий п.1 ст.772 ГК в действующей редакции вознаграждение фактора может иметь только форму дисконта. Это значит, что фактор может получать вознаграждение только путем выплаты кредитору финансирования в сумме меньшей, чем сумма уступаемого ему денежного требования. Такой подход часто создавал массу неудобств, а также иногда не позволял приобретать у иностранного кредитора денежные требования к белорусским импортерам.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 23.11.2015 № 471 «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)» (далее - Указ № 471) данная проблема была решена. Так, согласно части второй подп.1.2 п.1 Указа № 471 вознаграждение фактору выплачивается кредитором (должником) в форме дисконта (разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) и (или) в иных формах, определенных договором факторинга.

Таким образом, согласно этой норме Указа № 471 в договоре факторинга может быть определена иная форма вознаграждения фактора, нежели дисконт (фиксированное комиссионное вознаграждение, начисление процентов на сумму финансирования и т. д.). Вместе с тем данное положение идет вразрез с п.1 ст.772 ГК, в связи с чем законодатель вносит в норму корректировки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 февраля 2019 г. п.1 Указа № 471 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 42. Вопросы финансирования под уступку денежного требования (факторинга) рассмотрены в главе 19 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Ограничение выдачи двойного и простого складских свидетельств

Пункт 1 ст.802 ГК дополнен частью второй, которая устанавливает запрет на выдачу двойного складского свидетельства или простого складского свидетельства при принятии на хранение:

• имущества, которое не принадлежит поклажедателю на праве собственности или ином вещном праве;

• ценных бумаг;

• имущества, обремененного залогом;

• имущества, которое не может быть сохранено без потери качественных или количественных характеристик в течение всего срока действия договора хранения;

• имущества, в отношении которого не прекращено производство по искам об истребовании из чужого незаконного владения;

• имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством.

При этом согласно п.3 ст.802 ГК двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство являются ценными бумагами.

Полагаем, что причиной внесения данных ограничений является то, что выдача ценных бумаг при принятии на хранение вышеперечисленного имущества повлечет за собой повышение рисков на рынке ценных бумаг и негативно скажется на экономическом положении государства.

Ограничение прав держателей складских свидетельств

Статья 804 ГК дополнена пп.4 и 5.

Пункт 4 ст.804 ГК указывает, что товарный склад не вправе выступать держателем выданного им двойного складского свидетельства (его части).

Внесение данной нормы, на наш взгляд, является логичным на основании следующего.

По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности (п.1 ст.797 ГК).

В силу п.1 ст.802 ГК товарный склад выдает в подтверждение принятия товаров на хранение двойное складское свидетельство. Наличие у товарного склада двойного складского свидетельства или его части повлечет за собой определенные права на товар, которые будут идти вразрез с обязанностями товарного склада по договору хранения.

Таким образом, белорусский законодатель в целях недопущения подобных ситуаций вносит в ст.804 ГК п.4.

Пунктом 5 ст.804 ГК теперь установлено, что держатель складского свидетельства, отделивший залоговое свидетельство, не вправе отчуждать складское свидетельство до уплаты им всей суммы долга по залоговому свидетельству.

Внесение данного пункта является логичным на основании следующего.

В новой редакции п.2 ст.804 ГК держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада до уплаты им всей суммы долга по залоговому свидетельству.

В случае неуплаты суммы долга держателю залогового свидетельства залогодержатель может удовлетворить свои требования из заложенного имущества, поскольку залогодателем может быть собственник либо лицо, которое имеет право отчуждать имущество без согласия собственника.

При отчуждении складского свидетельства держателем права залогодателя переходят иному лицу, что может порождать проблемы в удовлетворении требований залогодержателя при неуплате залогодателем суммы долга. Полагаем, что во избежание данных проблем белорусский законодатель вводит данное ограничение.

Ограничения при передаче складского и залогового свидетельств

Новая редакции ст.805 ГК будет более детально регулировать передачу складского и залогового свидетельств.

Данные положения корреспондируют с главой 2 Закона Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей» (далее - Закон № 341-З).

Так, всякое ограничивающее условие индоссамента, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, считается ничтожным, то есть недействительным по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами независимо от признания его таковым судом.

Новая редакция ст.805 ГК указывает, что не допускаются включение в текст индоссамента оговорок, при совершении очередного индоссамента внесение изменений и дополнений в текст предыдущих индоссаментов, складского свидетельства или залогового свидетельства, а также совершение бланкового индоссамента.

Данные ограничения были внесены в силу особенностей складского и залогового свидетельств.

Так, например, согласно ст.13 Закона № 341-З бланковый индоссамент - индоссамент, который не содержит указания лица, в пользу которого он сделан, или состоит из одной подписи индоссанта.

Вместе с тем согласно подп.3 п.1 ст.803 ГК в каждой части двойного складского свидетельства должны быть одинаково указаны наименование юридического лица либо имя гражданина, от которого принят товар на хранение, а также место нахождения (место жительства) товаровладельца.

При этом следует иметь в виду, что индоссаменты, совершенные с нарушением требований, установленных ст.805 ГК, считаются недействительными (п.4 ст.805 ГК).

Изменения в сфере страхования

Выбор способа (формы) заключения договора страхования: путем составления одного документа, или путем обмена документами, или вручения страховщиком страхователю страхового полиса (свидетельства, сертификата), подписанного ими, - доступен только для договоров добровольного страхования. При их заключении страховщик сможет применять разработанные им формы страховых полисов (свидетельств, сертификатов), если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. Обязательные реквизиты таких документов и порядок их использования определяет Министерство финансов Республики Беларусь.

Сейчас разработанные страховщиком страховые полисы (свидетельства, сертификаты) нужно согласовывать с Министерством финансов Республики Беларусь.

Изменен порядок заключения договора страхования в форме электронного документа. Так, согласно новой редакции п.3 ст.830 ГК заключение договора страхования в форме электронного документа осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных органом, осуществляющим надзор и контроль за страховой деятельностью. Надзор и контроль за страховой деятельностью осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь и территориальными органами Министерства финансов Республики Беларусь (п.67 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

Страховой тариф по видам добровольного страхования должен включать: базовый страховой тариф, состав которого определяет Министерство финансов Республики Беларусь, и применяемые к нему корректировочные коэффициенты. При определении размера страхового взноса (премии) по договору добровольного страхования применяются страховые тарифы, установленные страховщиком. Базовый страховой тариф устанавливается страховщиком по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Заключение договора доверительного управления без выплаты вознаграждения управляющему

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п.1 ст.895 ГК).

Исходя из вышеуказанной нормы, одним из условий, признаваемых как существенное, является размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором.

Пункт 1 ст.895 ГК дополнен положением о том, что в случае заключения договора доверительного управления имуществом в интересах гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, такой договор может быть заключен без выплаты вознаграждения доверительному управляющему.

Полагаем, что закрепление в ст.895 ГК возможности заключить договор доверительного управления на безвозмездной основе связано с внесением изменений в законодательство, регулирующее институты опеки и попечительства, а также вопросы дееспособности граждан.

Расширение понятия заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья

В новой редакции ст.955 ГК при повреждении лицом здоровья утраченным заработком (доходом) теперь признаются доходы от следующей деятельности:

• ремесленная деятельность;

• деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

• реализация иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более 5 дней в календарном месяце произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, продукции растениеводства и пчеловодства;

• реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в абзаце 12 части четвертой п.1 ст.1 ГК, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, а также созданных ими произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел; продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков); лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции; продукции, указанной в части первой п.11 ст.294 Налогового кодекса Республики Беларусь, при наличии документов, предусмотренных частями второй и третьей п.11 ст.294 названного Кодекса.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Нормы п.11 ст.294 старой редакции соответствуют нормам подп.6.2 п.6 ст.337 новой редакции Налогового кодекса.

С 1 октября 2024 г. следует руководствоваться ч.3 п.1 ст.1 ГК в ред. Закона от 22.04.2024 № 365-З. Комментарии см. здесь.

 

• оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

• предоставление услуг по дроблению зерна;

• выпас скота;

• репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

• чистка и уборка жилых помещений;

• уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение травы на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора;

• майнинг, приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов);

• музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;

• деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;

• предоставление услуг тамадой;

• фотосъемка, изготовление фотографий; видеосъемка событий;

• деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;

• реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

• услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

• деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;

• деятельность по письменному и устному переводу;

• предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

• ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;

• предоставление физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания;

• осуществляемые физическими лицами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности:

• выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

• ремонт часов, обуви;

• ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

• сборка мебели;

• настройка музыкальных инструментов;

• распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

• производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

• штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

• оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

• парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Среднемесячный доход потерпевшего, осуществляющего вышеуказанную деятельность, будет определяться путем деления общей суммы его дохода за календарный год либо 4 квартала деятельности, предшествующие году (кварталу) причинения увечья, утраты либо снижения трудоспособности в связи с увечьем (по выбору потерпевшего), на двенадцать.

В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда осуществлял вышеперечисленную деятельность менее 12 месяцев, среднемесячный заработок (доход) определяется путем деления общей суммы его заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

Данное изменение, полагаем, было внесено в связи с расширением перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, которое призвано способствовать активизации деятельности физических лиц в соответствующих сферах в интересах человека и общества, а также свидетельствует о направленности законодательного регулирования на обеспечение государством больших возможностей для осуществления гражданами своих прав, включая конституционное право на свободное использование способностей и имущества для любой не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая ст.13 Конституции Республики Беларусь).

Назначение опекуном или попечителем руководителя органа опеки и попечительства

Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства (часть третья ст.151 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, далее - КоБС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. следует руководствоваться ч.3 ст.151 КоБС с учетом изменений, внесенных Законом от 17.07.2018 № 135-З. Комментарии см. здесь.

 

Вместе с тем на практике имеют место случаи, когда органами опеки и попечительства в месячный срок лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, не был назначен опекун или попечитель.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь от 02.03.2005 «О судебной практике по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (по материалам обзора)» указывается, что суды не всегда контролировали исполнение решений и по прошествии некоторого времени не направляли напоминания в органы опеки и попечительства о необходимости соблюдения части третьей ст.151 КоБС.

Отсутствие налаженного механизма контроля за соблюдением месячного срока порождало ситуации, когда права и законные интересны лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, были нарушены, а опекун или попечитель, который обязан выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, не был назначен.

В новой редакции ст.34 ГК добавлен п.2, согласно которому если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель, выполнение обязанностей опекуна или попечителя временно (до назначения опекуна или попечителя) возлагается на руководителя органа опеки и попечительства.

Возможно, указанные изменения порядка назначения органа опеки и попечительства в некоторой степени снимут описанную выше проблему.

 

05.12.2018

 

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Александр Кожин, юрист, юрисконсульт частного предприятия «Ветлюкс»