Корреспонденция счетов от 18.12.2015
Автор: Козарез О.

Годовая инвентаризация активов и обязательств в бюджетной организации: порядок проведения, отражение данных в учете


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативно-правовое регулирование при инвентаризации

Организационные моменты при назначении инвентаризационной комиссии

Ключевые моменты инвентаризации

Формирование инвентаризационных описей и актов инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ГОДОВАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ, ОТРАЖЕНИЕ ДАННЫХ В УЧЕТЕ

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности бюджетные организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств.

Данное условие закреплено в абзаце 3 п.2 ст.13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З) и пп.4 и 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее - Инструкция № 180).

Нормативно-правовое регулирование при инвентаризации

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок, условия проведения и оформления результатов инвентаризации в бюджетных организациях, являются:

Закон № 57-З;

Инструкция № 180;

Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15;

Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (далее - Инструкция № 34);

Инструкция по учету и сохранности библиотечных фондов в Республике Беларусь, утвержденная приказом Министерства культуры Республики Беларусь от 28.08.1998 № 300 (далее - Инструкция № 300).

 

Справочно

Независимо от стоимости к основным средствам относится библиотечный фонд (п.5 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60; далее - Инструкция № 60). Но для библиотечных фондов главой 10 Инструкция № 300 установлен отличный от основных средств порядок проведения инвентаризации. Перед составлением годовой отчетности проведение инвентаризации не обязательно (п.110 Инструкции № 300).

Организационные моменты при назначении инвентаризационной комиссии

Перед проведением годовой инвентаризации в бюджетной организации должен быть издан приказ руководителя, в котором надлежит утвердить порядок, сроки проведения и состав инвентаризационной комиссии.

В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав постоянной действующей инвентаризационной комиссии рекомендуется включать опытных специалистов в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющих необходимые знания и навыки, бухгалтеров, экономистов, юристов и др. (части первая, третья и шестая п.12 Инструкции № 180).

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств. Однако инвентаризация должна производиться в их присутствии (п.13 и часть первая п.20 Инструкции № 180).

Инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п.15 Инструкции № 180).

Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за (п.16 Инструкции № 180):

1) своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетной организации;

2) правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т. д.), по которым определяются их цены.

До начала инвентаризации инвентаризационная комиссия от каждого материально ответственного лица должна взять расписку в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по учету ценностей сданы в бухгалтерию и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (часть третья п.21 Инструкции № 180).

Ключевые моменты инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации определяет руководитель бюджетной организации.

До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру) (часть первая п.21 Инструкции № 180).

Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера (часть первая п.22 Инструкции № 180).

Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах (часть первая п.23 Инструкции № 180).

Данные об основных средствах вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если назначение объекта изменилось (модернизация, реконструкция, переоборудование), в инвентаризационную опись вносится его новое назначение (часть первая п.38 Инструкции № 180).

При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права бюджетной организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету (часть первая п.37 Инструкции № 180).

При инвентаризации запасов и затрат проводится проверка фактического наличия оборотных активов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные об остатках оборотных активов вносятся после проверки их фактического наличия.

В случаях, когда перевешивание оборотных активов может привести к их порче, перевешивание может не производиться, а остатки берутся по бухгалтерским данным (части вторая и третья п.48 Инструкции № 180).

В кассе проводится подсчет фактического наличия денежных средств в бюджетной организации на момент инвентаризации и сверки с данными книги кассира, кассового суммирующего аппарата (часть первая п.58 Инструкции № 180).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности проводится по видам, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения, за которое отвечает материально ответственное лицо (часть первая п.59 Инструкции № 180).

При инвентаризации расходов будущих периодов документально устанавливается сумма, подлежащая отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах, своевременность и полнота отнесения фактических расходов на издержки производства и обращения в течение документально обоснованного срока, правильность списания затрат за счет созданных резервов (п.61 Инструкции № 180).

При инвентаризации обязательств проверяется правильность расчетов и наличие документов, подтверждающих основание для начисления и списания соответствующих сумм, обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов (дебиторская, кредиторская и депонентская задолженность), по которым истекли сроки исковой давности (часть вторая п.62 Инструкции № 180).

На забалансовых счетах бюджетной организации сверяется фактическое наличие материальных ценностей (основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах: один экземпляр остается в бюджетной организации, второй экземпляр передается организации, чьи материальные ценности находятся в бюджетной организации и учитываются на забалансовом счете (пп.24 и 36 Инструкции № 180).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится перед составлением годовой статистической отчетности во всех местах их хранения и непосредственно в производстве с полной зачисткой помещений и оборудования (часть первая п.90 Инструкции № 34).

Наличие драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в составе оборудования, при невозможности в момент инвентаризации проверки их в натуре устанавливается по паспортам или другим учетным документам, а их отсутствие - по нормативно-справочной документации (перечням, справочникам) или комиссионно.

Сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях и изделиях, их содержащих, а также ломе и отходах, переданных в другие организации на переработку или находящиеся в пути, но числящиеся на учете бюджетной организации, проверяются по учетным документам, и результаты проверки оформляются отдельной описью.

Наличие драгоценных металлов в сплавах, солях, кислотах, растворах, находящихся во время инвентаризации в опломбированной специальной таре, предохраняющей их от порчи, устанавливается и вносится в инвентаризационную опись на основании учетной, технической документации, документов поставщиков или данных входного контроля (пп.101-103 Инструкции № 34).

Формирование инвентаризационных описей и актов инвентаризации

Большинство бюджетных организаций формируют в бухгалтерии следующие инвентаризационные описи и акты:

 

№ п/п Объект инвентаризации № формы по ОКУД Наименование формы Источник
Внеоборотные активы
1
Основные средства
1-инв
Инвентаризационная опись основных средств Инструкция № 180 (приложение 6)
2
Нематериальные активы
2-инв
Инвентаризационная опись нематериальных активов Инструкция № 180 (приложение 7)
3
Незавершенное капитальное строительство
3-инв
Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства Инструкция № 180 (приложение 8)
4
Результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОКР)
4-инв
Акт инвентаризации незавершенных работ НИОКР Инструкция № 180 (приложение 9)
5
Незаконченные ремонты зданий, сооружений, машин, оборудования, установок и других объектов
7-инв
Акт инвентаризации ремонтов Инструкция № 180 (приложение 12)
6
Основные средства, находящиеся на ответственном хранении, аренде
10-инв
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение Инструкция № 180 (приложение 15)
Оборотные активы
7
Оборотные активы:
запасы и затраты
6-инв
Инвентаризационная опись оборотных активов Инструкция № 180 (приложение 11)
8
Материалы и товары, находящиеся в пути
8-инв
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути Инструкция № 180 (приложение 13)
9
Товары, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями
9-инв
Акт инвентаризации товаров отгруженных Инструкция № 180 (приложение 14)
10
Оборотные активы, хранящиеся на складах других организаций, принятые (сданные) на ответственное хранение
10-инв
Инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение Инструкция № 180 (приложение 15)
11
Расходы будущих периодов
11-инв
Акт инвентаризации расходов будущих периодов Инструкция № 180 (приложение 16)
12
Наличные денежные средства в кассе
12-инв
Акт инвентаризации наличных денежных средств Инструкция № 180 (приложение 17)
13
Наличие бланков ценных бумаг, бланков строгой отчетности
13-инв
Инвентаризационная опись ценных бумаг, бланков строгой отчетности Инструкция № 180 (приложение 18)
Обязательства
14
Расчеты с подотчетными лицами и работниками, депонентами, расчеты с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами
14-инв
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами Инструкция № 180 (приложение 19)
Изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы и камни
15
В составе оборудования, материальных ценностей, приборах и иных изделиях, содержащих драгоценные металлы
инв-8а
Инвентаризационная опись драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях, а также находящихся в составе любых материальных ценностей, в ломе и отходах Инструкция № 34 (приложение 1)
16
Извлеченные из списанной техники, узлов, приборов и изделий из них и хранящиеся отдельно от действующей техники и оборудования, содержащих драгметаллы
инв-8
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них Инструкция № 34 (приложение 2)
17
Драгоценные камни, природные алмазы и изделия из них
инв-9
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них Инструкция № 34 (приложение 3)

 

В случае выявления отклонений по результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по активам:

• инвентаризационная опись (сличительная ведомость) (форма 401) - Инструкция № 180, приложение 5;

• сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма 15-инв) - Инструкция № 180, приложение 20;

• сличительная ведомость результатов инвентаризации оборотных активов (форма 16-инв) - Инструкция № 180, приложение 21.

В сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.

Стоимость недостающих и излишне выявленных активов и обязательств в сличительной ведомости указывается в соответствии с законодательством.

Для оформления результатов инвентаризации применяются единые регистры, в которых объединены показатели (результаты) инвентаризационных описей и сличительных ведомостей (п.70 Инструкции № 180).

На активы, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные сличительные ведомости (часть первая п.71 Инструкции № 180).

Напомним, что бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) финансирования из республиканского и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации (п.75 Инструкции № 180).

При недостатке содержащейся в утвержденных формах информации бюджетная организация может принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы (часть третья п.23 Инструкции № 180).

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств бюджетной организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете на основании нормативных документов:

Инструкции № 180;

Инструкции № 60;

Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25;

Инструкции по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 01.04.2004 № 63;

Инструкции № 34;

Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196;

Инструкции о порядке использования бланков строгой отчетности, выпускаемых Министерством юстиции Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.12.2010 № 110.

Приведем некоторые примеры корреспонденций счетов бухгалтерских операций по результатам проведенной инвентаризации:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Основные средства
Списание недостачи оборудования:    
на сумму остаточной стоимости
250
«Фонд в основных средствах»
013
«Машины и оборудование»
на сумму амортизации за весь период эксплуатации
020
«Амортизация основных средств»
013
Отнесение на виновное лицо суммы, подлежащей взысканию, в случае, если оборудование было приобретено за счет:
бюджетных средств
170
«Расчеты по недостачам»
173
«Расчеты с бюджетом»
внебюджетных средств
170
237
«Прочие источники»,
410
«Прибыли и убытки»
Оприходование выявленных излишков, выявленных при инвентаризации оборудования по рыночной стоимости
013
250
Материальные запасы
Оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости (или стоимости аналогичных товаров) приобретенных за счет:
бюджетных средств
063
«Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»
140, 230
внебюджетных средств
063
237
Списание недостачи материалов в пределах установленных норм естественной убыли; недостач и потерь от порчи, принятых за счет бюджетной организации:
приобретенных за счет бюджетных средств
140, 230
063
приобретенных за счет внебюджетных средств
237
063
Списание недостач и потерь материалов (по учетным ценам), отнесенных за счет виновных лиц
170
063
Одновременно производятся вторые записи:
на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих материалов, приобретенных за счет бюджетных средств
170
173
на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств
170
237, 410
Отдельные предметы в составе оборотных средств
Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации
07
«Отдельные предметы в составе оборотных средств»
260
«Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»
Списание недостачи отдельных предметов за счет бюджетной организации
260
07
Списание недостачи отдельных предметов на виновное лицо
170
07
Одновременно производятся вторые записи:
на сумму недостачи предметов, приобретенных за счет бюджетных средств
260
173
на сумму недостачи предметов, приобретенных за счет внебюджетных средств
260
237, 410
Денежные средства
Оприходование излишков денежных средств в кассе, выявленных при инвентаризации
120
«Касса»
140, 230, 237
Списание недостачи денежных средств за счет бюджетной организации
140, 230, 237
120
Списание недостачи денежных средств на виновное лицо
170
120
Погашение суммы причиненного вреда виновным лицом
На сумму, внесенную в кассу организации
120
170
На сумму, внесенную на счет в банке
100
«Текущий счет по бюджету»,
111
«Текущий счет по внебюджетным средствам»
170
На сумму, удержанную из заработной платы
180
«Расчеты с персоналом»
170

 

18.12.2015

 

Ольга Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации