


Материал помещен в архив
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Нормативное регулирование
В целях совершенствования управления процессами информатизации в Республике Беларусь и реализации государственной политики в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий издан Указ Президента Республики Беларусь от 02.12.2013 № 531 «О некоторых вопросах информатизации» (далее - Указ № 531).
Во исполнение подп.8.3 п.8 Указа № 531 был принят Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций» (далее - Указ № 612), который направлен на совершенствование процедур государственных закупок в сфере информатизации.
![]() |
Справочно Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. Информационные технологии - совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации (абзацы 11, 15 ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»). |
Особенности государственных закупок в сфере информатизации
Государственные закупки в сфере информатизации основываются на принципах:
• единства и комплексности реализации мероприятий, включенных в программы информатизации;
• многократности применения информационных систем и информационно-коммуникационных технологий;
• совместимости информационных систем, используемых в различных государственных органах и организациях (подп.1.3 п.1 Указа № 612).
Государственные закупки в сфере информатизации проводятся в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок. Вместе с тем Указом № 612 установлены и существенные особенности их проведения.
Такими особенностями, в частности, являются следующие.
1. Государственные закупки по мероприятиям, включенным в программы информатизации, осуществляются через Департамент информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (далее - Департамент информатизации), который выступает единым организатором процедур государственных закупок в этой сфере. Понятие «единый организатор» появляется в законодательстве Республики Беларусь впервые.
Единый организатор:
• осуществляет общую координацию проведения государственных закупок;
• обеспечивает выработку единой политики и определение единообразного подхода к проведению государственных закупок;
• непосредственно проводит процедуры государственных закупок в рамках мероприятий программ информатизации, ведет реестр процедур государственных закупок и заключенных по их результатам договоров (подп.1.3 п.1 Указа № 612).
Порядок проведения таких закупок единым организатором определяется Положением, которое утверждается Министерством связи и информатизации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 марта 2015 г. действует Положение о едином организаторе процедур государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций, утвержденное постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 16.01.2015 № 3. |
На Департамент информатизации также возложена функция осуществления мониторинга итогов проведения государственных закупок в сфере информатизации.
По результатам мониторинга Департамент информатизации направляет в Министерство торговли Республики Беларусь, которое является уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, предложения по включению юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. согласно подп.1.1 п.1 Указа № 590 уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188). |
2. Закупки проводятся только на основании утвержденных государственных, отраслевых и региональных программ информатизации и для реализации мероприятий, включенных в эти программы.
Программы информатизации разрабатываются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановления Совета Министров Республики Беларусь», определяющим общие принципы разработки программ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 июля 2016 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ». |
Специфика формирования, финансирования, согласования, утверждения программ информатизации (государственных, отраслевых и региональных) определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2014 № 835.
![]() |
Обратите внимание! Финансирование государственными органами и организациями мероприятий в сфере информатизации, не включенных в соответствующую программу информатизации, либо программ информатизации, не согласованных с помощником Президента Республики Беларусь - начальником главного идеологического управления, не допускается (абзац 5 п.7 Указа № 531). При этом Указом № 531 предусматривается финансирование мероприятий в сфере информатизации как за счет бюджетных, так и за счет собственных средств.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. п.7 Указа № 531 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2016 № 493. |
Перечень мероприятий в сфере информатизации утвержден постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10.04.2014 № 4 на основании абзаца 2 п.7 Указа № 531 (далее - Перечень).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2016 г. следует руководствоваться перечнем мероприятий в сфере информатизации, утвержденным постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.05.2016 № 5. |
Для того чтобы «не перегружать» программы информатизации текущими закупками, связанными с повседневной производственной деятельностью, Перечнем предусмотрен ряд мероприятий, которые не включаются в такие программы.
В частности, это мероприятия по:
• приобретению программного обеспечения, комплексов программно-технических средств, прав на объекты интеллектуальной собственности, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин за счет бюджетных средств и не более 1 000 базовых величин за счет собственных средств;
• техническому обслуживанию, ремонту, замене вышедшего из строя в процессе эксплуатации телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей;
• технической поддержке и сопровождению информационных ресурсов, информационных систем, программного обеспечения, комплексов программно-технических средств;
• аттестации систем защиты информации информационных систем, связанной с истечением срока действия ранее выданного аттестата соответствия;
• использованию вычислительных ресурсов и программного обеспечения по технологии облачных вычислений;
• аренде телекоммуникационного и компьютерного оборудования, информационных сетей.
При закупке товаров (работ, услуг) в рамках вышеуказанных мероприятий, не включенных в Перечень, закупка производится в общем порядке (на основании Закона № 419-З с использованием бюджетных средств, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» с использованием собственных средств).
3. При проведении закупок не предусмотрен такой вид процедуры государственной закупки, как электронный аукцион. Срок действия данной нормы носит временный характер и установлен до 1 января 2016 г.
Это обусловлено тем, что 9 октября 2014 г. Республикой Беларусь был ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), который начал действовать с 1 января 2015 г. Государства берут на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики.
Порядок регулирования закупок определяется в соответствии с Протоколом, являющимся приложением 25 к Договору. В указанном Протоколе определены способы проведения закупок, условия и требования к организации и проведению конкретных способов (видов) закупок. Предусматривается право государств-членов в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима на срок не более 2 лет.
Министерством торговли Республики Беларусь о подписании Указа № 612 уведомлена Евразийская экономическая комиссия, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации (во исполнение п.3 Указа № 612).
Закупки, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения и (или) технических средств (далее - НИОКР) для реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, будут проводиться в виде открытого, закрытого конкурса или процедуры закупки из одного источника.
Процедура запроса ценовых предложений не применяется в случае создания результатов творческой деятельности (часть вторая ст.49 Закона № 419-З). В связи с изложенным данная процедура при закупке НИОКР не применяется.
4. Новацией законодательства является введение в сферу государственных закупок нового этапа - подготовки и утверждения заказчиком программы информатизации технического задания по мероприятиям программы информатизации.
Техническое задание разрабатывается до начала проведения государственной закупки и решает вопрос «быть или не быть» государственной закупке в сфере информатизации.
Только при наличии технического задания, получившего положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, можно приступать к проведению соответствующей процедуры закупки в сфере информатизации.
![]() |
Справочно Экспертизу проводит Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, который совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь утверждает типовую форму технического задания.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 марта 2015 г. типовая форма технического задания по мероприятию государственной, отраслевой, региональной программы информатизации установлена постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 16.01.2015 № 2/4. С 21 сентября 2016 г. приложение к постановлению № 2/4 на основании постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 19.08.2016 № 2/12 изложено в новой редакции. |
Техническое задание должно, в частности, содержать:
• цели, ожидаемые результаты и показатели эффективности их реализации, экономический и (или) социальный эффект от реализации мероприятий программ информатизации;
• основные этапы реализации с указанием перечня товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках мероприятий программ информатизации, в т.ч. связанных с проведением исследований и разработок, а также с указанием объема финансирования их закупок.
Для качественной подготовки технических заданий по мероприятиям программ информатизации необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области информатизации, которыми заказчики мероприятий могут не располагать, в связи с чем Указом № 612 предусмотрена возможность привлечения для этой цели на договорной основе научных, проектных и конструкторских организаций вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в т.ч. зарубежных.
Необходимо разграничивать понятие «техническое задание» в контексте Указа № 612, которое фактически означает задание на закупку, и понятие «техническое задание», которое означает документ, примерная форма которого утверждена постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 26.07.2013 № 12.
В последнем случае техническое задание разрабатывается заказчиком и исполнителем для выполнения научно-исследовательских работ после выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам проведения государственной закупки на стадии заключения договора.
5. При проведении конкурса конкурсные документы подлежат согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь в части соблюдения принципов осуществления государственных закупок, а также соответствия предмета закупок требованиям технических заданий.
![]() |
Обратите внимание! Согласовываются только конкурсные документы (открытый, закрытый конкурс), которые должны соответствовать примерным формам, утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 14 (далее - постановление № 14) (приложения 28, 29 к постановлению № 14). |
На практике возникают проблемы, связанные с тем, что заказчики мероприятий направляют «на всякий случай» в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь для согласования иные документы, необходимые для проведения процедур государственных закупок (запрос ценовых предложений (по форме согласно приложению 24 к постановлению № 14), закупка из одного источника). В таком случае документы возвращаются обратно заказчику. Это приводит к неоправданному увеличению сроков проведения государственной закупки.
Кроме того, конкурсные документы согласовываются исключительно при проведении государственных закупок по мероприятиям, включенным в программы информатизации, т.е. при проведении закупок с учетом требований Закона № 419-З, Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
![]() |
Обратите внимание! При проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. (подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»). Таким образом, несмотря на то что подрядные торги проводятся в виде конкурса, указанные выше документы согласованию с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь не подлежат.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Также не согласовываются и конкурсные документы при закупках за счет собственных средств, так как согласно ст.1 Закона № 419-З государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
6. Учитывая отечественный и зарубежный опыт государственных закупок в сфере информатизации, установлены критерии оценки предложения участников по процедурам государственных закупок. В качестве одного из критериев определена возможность выполнения не менее 85 % предусмотренного техническим заданием объема работ или услуг собственными силами участника. Введение данного критерия направлено на снижение необоснованного посредничества при выполнении мероприятий программ информатизации.
7. Законом № 419-З предусмотрено значение удельного веса критерия «цена предложения» не менее 40 %.
Для государственных закупок в сфере информатизации установлено значение удельного веса данного критерия не ниже 30 %.
Цель - повышение значимости удельного веса критериев, связанных с наличием опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей и квалификацией участников конкурсов. При этом учитывается, что значительный объем работ по мероприятиям программ информатизации будет проводиться в виде разработок программного обеспечения и технических средств.
В связи с этим значение удельного веса критерия «наличие опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей» установлено не ниже 30 %.
Также в связи с тем, что в мероприятиях программ информатизации значительный удельный вес составляют разработки программного обеспечения и технических средств, Указом № 612 предусмотрено установление в качестве существенного условия выполнения договора, заключаемого для реализации этих мероприятий, определение обладателей имущественных прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
Заключение
Субъектами деятельности в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникаций и высоких технологий являются республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.
Действие Указа № 612 не распространяется на отношения, связанные с государственными закупками, если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления его в силу. Процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении.
Проведение процедур закупок, начатых до вступления в силу Указа № 612, т.е. до 26 декабря 2014 г., осуществляется в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Также действие Указа № 612 не распространяется на закупку работ (услуг) в рамках государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, государственных программ научных исследований, так как для таких программ законодательством определен особый порядок формирования и реализации, проведения государственной научной и научно-технической экспертизы их заданий.
Принимая во внимание важность и необходимость обеспечения стабильного, надежного и непрерывного функционирования, защищенности, надежности и управляемости Автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов, из сферы действия Указа № 612 исключены государственные закупки по приобретению услуг, связанных с развитием и обеспечением эксплуатации данного ресурса.
Это обусловлено также тем, что в соответствии с п.27 перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, утвержденного Указом № 590, услуги, связанные с развитием и обеспечением эксплуатации Автоматизированной системы финансовых расчетов Министерства финансов, могут приобретаться с применением процедуры закупки из одного источника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2016 г. перечень № 590 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 77 утратил силу. |
13.02.2015
Аркадий Гончаров, начальник отдела правового обеспечения и кадров Департамента информатизации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь