


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ГОТОВИМ ВОЗРАЖЕНИЕ НА АКТ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА
Оформление результатов проверки определено Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
В случае несогласия проверяемого субъекта с актом проверки, а также в случае сомнений в правовой позиции в отношении акта при подписании акта после подписи уполномоченного должностного лица проверяемого необходимо сделать надпись «С возражениями».
Именно с наличием такой надписи законодательство связывает право на оспаривание результатов проверки (подачи возражений на акт).
Таким образом, при наличии у проверяемого возражений в отношении акта проверки при подписании этого акта необходимо сделать запись в нем о наличии у проверяемого субъекта возражений по результатам проверки.
Письменные возражения на акт проверки нужно направить в контролирующий орган, проводивший проверку, в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта (часть первая п.71 Положения № 510).
![]() |
Справочно Пример оформления возражения на акт проверки инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды см. здесь. |
В Положении № 510 четко не указано, с какого момента должно исчисляться начало течения срока на подачу возражений: с момента подписания акта проверки проверяющим органом или с момента подписания проверяемым субъектом.
По мнению автора, такой срок должен исчисляться с момента подписания (отказа от подписания) акта проверки проверяемым субъектом.
Контролирующий орган обязан в течение 15 рабочих дней направить проверяемому субъекту письменное заключение в отношении поступивших возражений.
При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки (часть вторая п.71 Положения № 510).
Если проверяемый субъект не направлял возражения на акт проверки, контролирующий орган обязан вынести решение по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня составления акта проверки, в случае направления возражений - в течение 30 рабочих дней со дня составления заключения в отношении возражений.
По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах (часть первая п.73 Положения № 510).
Вышеописанный порядок подачи возражений на акт не является обязательным, и проверяемый субъект не лишается права впоследствии обжаловать в установленном порядке решение по акту проверки. Рекомендуется использовать указанный механизм, поскольку нередки случаи внесения изменений в акт проверки по результатам рассмотрения возражений или назначения дополнительной проверки.
Схема действий при подаче возражений по акту проверки
Подписание акта проверки с возражениями |
|||||||
▼ | |||||||
Представление письменных возражений по акту (в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта) |
|
Назначение дополнительной проверки (не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений) | |||||
▼ | ▼ | ||||||
Составление проверяющим письменного заключения по возражениям и направление (вручение) его проверяемому субъекту (в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений или не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки) |
|
Проведение дополнительной проверки (10 рабочих дней) |
Ниже более подробно рассмотрим вопросы обжалования решения по акту проверки.
Обжалование решения по акту проверки
На основании акта проверки, а также с учетом результатов рассмотрения возражений на него, а при проведении дополнительной проверки - также с учетом ее результатов контролирующий (надзорный) орган принимает соответствующий итоговый документ:
• решение по акту проверки;
• требование (предписание) об устранении нарушений.
Возможно вынесение двух указанных документов.
В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится:
• предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
• требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания) (п.74 Положения № 510).
Итоговый документ необходим при наличии для этого оснований, то есть в некоторых случаях по итогам проверки, выявившей нарушения, он не оформляется (например, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения).
![]() |
Справочно Требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на: • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены; • срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений) (часть вторая п.73 Положения № 510). |
В случае неинформирования контролирующего (надзорного) органа в срок об устранении нарушений виновные должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст.23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде предупреждения или штрафа в размере до 20 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ (ст.24.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь. |
Решение по акту проверки может быть обжаловано как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд, а также одновременно в обе инстанции (в том числе по мотивам необоснованности или незаконности выводов, изложенных в акте проверки).
Жалобу можно подать:
• в суд - в течение 1 года со дня вынесения решения;
• в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, - в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (часть первая п.79 Положения № 510).
![]() |
Справочно В случае подачи жалобы одновременно в суд и в вышестоящий орган рассмотрение дела в суде, как правило, приостанавливается до рассмотрения жалобы вышестоящим органом. Вместе с тем результаты рассмотрения жалобы проверяющим органом не имеют для суда заранее установленной силы и по этой причине не снимают с суда обязанности проверки законности решения по основаниям, изложенным в заявлении проверяемого субъекта. Тридцатидневный срок исчисляется не со дня получения документа организацией, а со дня его вынесения. Положением № 510 предусмотрено как досудебное, так и судебное обжалование. Выбор между ними делает сама организация. |
Для обращения в экономический суд не нужно предварительно обжаловать документ в вышестоящий орган, то есть прибегнуть к досудебному порядку обжалования.
Организация вправе одновременно подать жалобу и в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (при его отсутствии - вышестоящему должностному лицу), и в суд, а может делать это последовательно: сначала применить досудебный порядок, а если это не поможет, то обращаться в суд.
Рассмотрим это подробнее.
Вынесение решения по акту проверки и (или) требования об устранении нарушений | ||||
▼ | ▼ | |||
Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему лицу) и если вышестоящий орган отсутствует (30 календарных дней со дня вынесения решения; срок может быть восстановлен, если он пропущен по уважительной причине) |
Подача жалобы в экономический суд (1 год со дня вынесения решения; срок восстановлению не подлежит) | |||
▼ | ||||
Подача жалобы в экономический суд (1 год со дня вынесения решения; срок восстановлению не подлежит) |
Подача в суд заявления о признании незаконным решения по акту проверки позволяет заявителю подать ходатайство о применении мер по обеспечению заявления в виде приостановления исполнения обжалуемого решения. При наличии достаточного обоснования суды часто применяют запрашиваемые меры.
Несмотря на статистику рассмотрения соответствующих заявлений не в пользу субъектов хозяйствования, при обоснованности правовой позиции и наличии документального подтверждения, а также при существенности допущенных проверяющим органом процедурных нарушений суды выносят решения о признании решений по актам проверки недействительными.
Пропуск срока на обращение в суд влечет отказ в удовлетворении заявления, а срок на подачу жалобы в вышестоящий орган может быть восстановлен при наличии оснований.
Что указывать в заявлении о признании решения по акту проверки недействительным?
Требования к содержанию заявления об оспаривании ненормативного правового акта проверяющего органа (решения по акту проверки) установлены ст.228 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК).
При оформлении заявления о признании решения проверяющего органа недействительным в качестве первого аргумента рекомендуется приводить основное материально-правовое возражение, например, указать на отсутствие обязанности уплачивать доначисленный налог и привести нормативное обоснование такого вывода.
Процедурные нарушения, допущенные в ходе проверки, редко признаются достаточными основаниями для признания решения по акту проверки недействительным и по этой причине являются наименее весомым аргументом.
![]() |
Обратите внимание! Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта (часть четвертая п.59 Положения № 510). |
Иными словами, все выводы проверяющего органа, изложенные в акте проверки и, соответственно, в решении по акту проверки, должны быть подтверждены документально. Наличие в акте и (или) решении выводов, не основанных на документах, должно являться основанием для признания соответствующих выводов необоснованными и по этой причине незаконными.
![]() |
Справочно Обязанность доказывания законности решения возлагается на проверяющий орган (часть третья ст.229 ХПК). |
Чего позволит добиться признание проверки незаконной?
Такое Признание проверки незаконной влечет недействительность всех ее результатов, а если проверка не завершена - также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.
Основания для признания проверки незаконной (п.231 Указа № 510):
• невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (в журнал производства работ), если указанные книга или журнал представлены проверяемой организацией;
• нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованное назначение.
Для признания проверки незаконной следует направить соответствующую жалобу (заявление) вышестоящему органу, а если таковой отсутствует (например, проверка назначена министерством), - руководителю органа, назначившего проверку.
![]() |
Справочно Такая жалоба может быть подана проверяемым субъектом в течение 10 календарных дней со дня начала проверки (дата начала проверки обязательно указывается в предписании на проверку). Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. Жалоба подлежит рассмотрению вышестоящим органом не позднее 10 календарных дней со дня ее получения. Подача жалобы о признании проверки незаконной не приостанавливает проведения проверки. |
05.09.2019
Ольга Марочкина, ведущий юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «БЕЛГАЗНАЛАДКА»