


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

Обжалование результатов проверки
Оформление результатов проверки регулирует Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510.
Вопросы материала:
Возражение на акт проверки
В случае несогласия проверяемого субъекта с актом проверки, а также в случае сомнений в правовой позиции в отношении акта при подписании акта после подписи уполномоченного должностного лица проверяемого необходимо сделать надпись «С возражениями».
Именно с наличием такой надписи законодательство связывает право оспорить результаты проверки (подать возражения на акт).
![]() |
Обратите внимание! При наличии у проверяемого возражений в отношении акта проверки при его подписании в акте необходимо сделать запись о наличии у проверяемого субъекта возражений по результатам проверки. |
Письменные возражения по акту проверки нужно направить в контролирующий орган, проводивший проверку, в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта (ч.1 п.71 Положения № 510).
![]() |
Дополнительно по теме Возражение на акт проверки инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. |
В Положении № 510 четко не указано, с какого момента следует исчислять начало течения срока на подачу возражений: с момента подписания акта проверки проверяющим органом или с момента подписания проверяемым субъектом.
По мнению автора, такой срок должен исчисляться с момента подписания (отказа от подписания) акта проверки проверяемым субъектом.
Контролирующий орган обязан в течение 15 рабочих дней направить проверяемому субъекту письменное заключение в отношении поступивших возражений (ч.2 п.71 Положения № 510).
При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем контролирующим (надзорным) органом, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки (ч.2 п.71 Положения № 510).
Если проверяемый субъект не направил возражения на акт проверки, контролирующий орган обязан вынести решение по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня составления акта проверки, в случае направления возражений - в течение 30 рабочих дней со дня составления заключения в отношении возражений.
По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах (ч.1 п.73 Положения № 510).
Описанный порядок подачи возражений на акт не является обязательным, и проверяемый субъект вправе впоследствии обжаловать в установленном порядке решение по акту проверки.
Рекомендуем использовать указанный механизм, поскольку нередки случаи внесения изменений в акт проверки по результатам рассмотрения возражений или назначения дополнительной проверки.
Схема действий при подаче возражений по акту проверки
Подписание акта проверки с возражениями | ||||||||||
|
||||||||||
Представление письменных возражений по акту (в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта) |
|
Назначение дополнительной проверки (не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений) | ||||||||
|
| |||||||||
Составление проверяющим письменного заключения по возражениям и направление (вручение) его проверяемому субъекту (в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений или не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки) |
|
Проведение дополнительной проверки (10 рабочих дней) |
Далее подробнее рассмотрим вопросы обжалования решения по акту проверки.
Что указывать в возражении по акту проверки
![]() |
Пример При проведении проверки и составлении акта в отношении ОАО «Заря», вменении вины за неуплату налога на прибыль по хозяйственной операции, отраженной в первичном учетном документе, этот документ признан не имеющим юридической силы только на основании опросов должностных лиц контрагента. При этом опросы, как проверочные действия, проводились не в рамках проверки организации, а задолго до ее назначения, что нарушает требования пп.4, 6, 60 Положения № 510. Кроме того, проверяющими не исследовались и не учитывались в выводах по акту иные доказательства фактического совершения хозяйственной операции, а именно: действительность бланка первичного учетного документа, данные бухгалтерского учета, фактическое наличие и перемещение товарно-материальных ценностей между контрагентами, дальнейшая их реализация иным субъектам предпринимательской деятельности, что свидетельствует о совершении хозяйственных операций. Данные банковских выписок оборотов по счетам контрагентов также не учтены, что является неотъемлемой составляющей сделки и хозяйственной операции. Таким образом, при проведении проверки ОАО «Заря» за период с ____________ по ____________ по вопросам _________________ и составлении акта проверки проверяющими в результате несоблюдения требований Положения № 510 не доказан вменяемый в вину организации факт недействительности первичного документа, что повлекло доначисление налога на прибыль. В подтверждение доводов ОАО «Заря» о неправомерности действий должностных лиц ____________________ при отражении в акте проверки выводов о недействительности первичного учетного документа проверяющими нарушен один из основных принципов бухгалтерского учета, установленный п.7 ст.3 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», а именно принцип преобладания экономического содержания, означающий, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания. |
Обжалование решения по акту проверки
На основании акта проверки, с учетом результатов рассмотрения возражений на него, а при проведении дополнительной проверки также с учетом ее результатов контролирующий (надзорный) орган принимает соответствующий итоговый документ:
• решение по акту проверки;
• требование (предписание) об устранении нарушений.
Возможно вынесение двух указанных документов.
В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится:
• предложение о приостановлении деятельности до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) предложения;
• требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием вынесения такого требования (предписания) (ч.1 п.74 Положения № 510).
Итоговый документ необходим при наличии для этого оснований, то есть в некоторых случаях по итогам проверки, выявившей нарушения, он не оформляется (например, когда нарушения устранены еще в ходе проверки, в связи с чем нет оснований требовать их устранения).
![]() |
Справочно Требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на: • срок, в течение которого нарушения должны быть устранены; • срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее 2 рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений) (ч.2 п.73 Положения № 510). |
В случае неинформирования контролирующего (надзорного) органа в срок об устранении нарушений виновные должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ст.24.11 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до 20 БВ.
Решение по акту проверки может быть обжаловано как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд, а также одновременно в обе инстанции, в том числе по мотивам необоснованности или незаконности выводов, изложенных в акте проверки.
Жалобу можно подать:
• в суд - в течение 1 года со дня вынесения решения;
• в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, - в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (ч.1 п.79 Положения № 510).
![]() |
Справочно В случае подачи жалобы одновременно в суд и в вышестоящий орган рассмотрение дела в суде, как правило, приостанавливается до рассмотрения жалобы вышестоящим органом. Вместе с тем результаты рассмотрения жалобы проверяющим органом не имеют для суда заранее установленной силы и по этой причине не снимают с суда обязанности проверки законности решения по основаниям, изложенным в заявлении проверяемого субъекта. Тридцатидневный срок исчисляется не со дня получения документа организацией, а со дня его вынесения. Положением № 510 предусмотрено как досудебное, так и судебное обжалование. Выбор между ними делает организация. |
Для обращения в экономический суд не нужно предварительно обжаловать документ в вышестоящий орган, то есть прибегать к досудебному порядку обжалования.
Организация вправе одновременно подать жалобу и в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (при его отсутствии - вышестоящему должностному лицу), и в суд, а может делать это последовательно: сначала применить досудебный порядок, а если это не поможет, то обратиться в суд.
Рассмотрим это подробнее.
Вынесение решения по акту проверки и (или) требования об устранении нарушений | ||||||||||
|
| |||||||||
Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему лицу) и если вышестоящий орган отсутствует (30 календарных дней со дня вынесения решения; срок может быть восстановлен, если он пропущен по уважительной причине) |
Подача жалобы в экономический суд (1 год со дня вынесения решения; срок восстановлению не подлежит) | |||||||||
|
||||||||||
Подача жалобы в экономический суд (1 год со дня вынесения решения; срок восстановлению не подлежит) |
Подача в суд заявления о признании незаконным решения по акту проверки позволяет заявителю подать ходатайство о применении мер по обеспечению заявления в виде приостановления исполнения обжалуемого решения. При наличии достаточного обоснования суды часто применяют запрашиваемые меры.
Несмотря на статистику рассмотрения соответствующих заявлений не в пользу субъектов хозяйствования, при обоснованности правовой позиции и наличии документального подтверждения, а также при существенности допущенных проверяющим органом процедурных нарушений суды выносят решения о признании решений по актам проверки недействительными.
Пропуск срока на обращение в суд влечет отказ в удовлетворении заявления, а срок на подачу жалобы в вышестоящий орган может быть восстановлен при наличии оснований.
Что указывать в заявлении о признании решения по акту проверки недействительным
Требования к содержанию заявления об оспаривании ненормативного правового акта проверяющего органа (решения по акту проверки) установлены ст.228 ХПК.
При оформлении заявления о признании решения проверяющего органа недействительным в качестве первого аргумента рекомендуется приводить основное материально-правовое возражение, например, указать на отсутствие обязанности уплачивать доначисленный налог и привести нормативное обоснование такого вывода.
Процедурные нарушения, допущенные в ходе проверки, редко признаются достаточными основаниями для признания решения по акту проверки недействительным и по этой причине являются наименее весомым аргументом.
Иными словами, все выводы проверяющего органа, изложенные в акте проверки и решении по акту проверки, должны быть подтверждены документально. Наличие в акте и (или) решении выводов, не основанных на документах, должно стать основанием для признания соответствующих выводов необоснованными и по этой причине незаконными.
![]() |
Дополнительно по теме Жалоба в экономический суд о признании недействительным решения ИМНС по акту проверки (пример). Заявление в экономический суд о признании недействительным решения налоговой инспекции по акту выездной внеплановой налоговой проверки. |
Бремя доказывания законности решения возлагается на проверяющий орган (ч.3 ст.229 ХПК).
С учетом судебной практики по рассмотрению этой категории дел занятие заявителем пассивной позиции не приведет к требуемому результату в виде отмены решения. Поэтому рекомендуем субъектам хозяйствования приводить все имеющиеся основания для признания решения по акту проверки незаконным.
Подача в суд заявления о признании незаконным решения по акту проверки позволяет заявителю подать ходатайство о применении мер по обеспечению заявления в виде приостановления исполнения обжалуемого решения (ст.114-116 ХПК). При наличии достаточного обоснования суды часто применяют такую меру.
Несмотря на статистику рассмотрения соответствующих заявлений не в пользу плательщиков, при обоснованности правовой позиции и наличии документального подтверждения, а также при существенности допущенных проверяющим органом процедурных нарушений суды не часто, но выносят решения о признании решений по актам проверки недействительными.
![]() |
Примеры Обществом с ограниченной ответственностью заявлено требование о признании недействительным решения налогового органа по акту внеплановой проверки о доначислении налога на прибыль в связи с занижением налоговой базы. Исковые требования удовлетворены частично (решение экономического суда Могилевской области от 11.06.2020). В заявлении ООО просит признать недействительным решение налогового органа по акту дополнительной проверки о взыскании суммы налогов и пени. Исковые требования удовлетворены (решение экономического суда Гродненской области от 20.03.2020). Подано заявление о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по акту камеральной проверки по вопросу обоснованности применения льготы по земельному налогу. Суд признал заявленное требование подлежащим удовлетворению (решение экономического суда Витебской области от 19.02.2020). |
Последствия признания проверки незаконной
Признание проверки незаконной влечет недействительность всех ее результатов, а если проверка не завершена - также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.
Основания для признания проверки незаконной (п.231 Указа № 510):
• невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (в журнал производства работ), если указанные книга или журнал представлены проверяемой организацией;
• нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки, в том числе ее необоснованное назначение.
Для признания проверки незаконной следует направить соответствующую жалобу (заявление) вышестоящему органу, а если таковой отсутствует (например, проверка назначена министерством), - руководителю органа, назначившего проверку.
Такая жалоба может быть подана проверяемым субъектом в течение 10 календарных дней со дня начала проверки (дата начала проверки обязательно указывается в предписании на проверку). Пропуск срока подачи жалобы - основание для отказа в ее рассмотрении.
Жалоба подлежит рассмотрению вышестоящим органом не позднее 10 календарных дней со дня ее получения.
![]() |
Обратите внимание! Подача жалобы о признании проверки незаконной не приостанавливает проведения проверки. |
![]() |
Дополнительно по теме • Жалоба в МНС о признании проверки незаконной (пример). |