


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ЧУТП «ЮЗ»): Имеет ли право организация общественного питания частной формы собственности при формировании цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылке 0,5 л, шоколад, чипсы, орешки, хлеб и т.д.) применять наценку общественного питания и в каком размере?
ОТВЕТ: Наценки применяют только при формировании цен на продукцию собственного производства и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), которым определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.
В перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, входит только продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.
Во исполнение Указа № 72 областными и Минским городским исполнительными комитетами приняты решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.
На основании данных решений осуществляют регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования путем установления предельных максимальных торговых надбавок и наценок.
Таким образом, все объекты общественного питания (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также безкатегорийные объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен.
В настоящее время уровень применяемой наценки или уровень цен определяется руководителем самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Наценки применяются как при формировании цен на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.
Размер наценки на разные блюда зависит от спроса и предложений посетителей, поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, например на холодные закуски, горячие блюда, размер применяемой наценки может быть разный.
Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике и зависит от типа объекта, от организации бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.
Следовательно, розничные цены на покупные товары, если они не реализуются в розлив и порционно (соки, напитки, пиво в бутылке 0,5 л, шоколад, чипсы, орешки и др.), за исключением социально значимых товаров, формируются с применением торговой надбавки с учетом конъюнктуры рынка, при реализации покупных товаров порционно или в розлив можно применить к сформированной розничной цене и наценку общественного питания также с учетом конъюнктуры рынка.
Так как хлеб входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики РБ, при формировании розничных цен на хлеб применяется предельная торговая надбавка в размере:
• 15 % - для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей;
• 19 % - для организаций потребительской кооперации; отделов и управлений рабочего снабжения; организаций Министерства обороны РБ; организаций Управления делами Президента РБ, расположенных в сельской местности (постановление Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь»).
При порционировании хлеба применяется наценка общественного питания с учетом конъюнктуры рынка, за исключением организаций общественного питания учреждений образования.
31.07.2013
Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Калькулирование себестоимости и формирование цен в 2013 году»