Вопрос-ответ от 24.07.2014
Автор: Зубко Л.

Имеет ли право организация общественного питания частной формы собственности при формировании цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылках емкостью 0,5 литра, шоколад, чипсы, фисташки, хлеб) применять наценку общественного питания? Если имеет право, то в каком размере?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Имеет ли право организация общественного питания частной формы собственности при формировании цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылках емкостью 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки, хлеб и т.д.) применять наценку общественного питания?

Если имеет право, то в каком размере?

 

ОТВЕТ: С 1 марта 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), определивший перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются в т.ч. областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом.

В данный перечень входит продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.

Во исполнение Указа № 72 областными и Минским городским исполнительными комитетами приняты решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.

На основании принятых решений осуществляется регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую только в учреждениях образования путем установления предельных максимальных торговых надбавок и наценок.

Таким образом, объекты общественного питания всех категорий (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также безкатегорийные объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., имеют право свободного формирования цен.

В настоящее время уровень применяемой наценки или уровень цен определяется руководителем организации общественного питания самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Наценки с учетом конъюнктуры рынка применяются при формировании цен как на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.

Необходимо отметить, что размер наценки на разные блюда зависит от спроса и предложения посетителей. Поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства (к примеру, на холодные закуски, горячие блюда) размер применяемой наценки может быть разный.

При формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства (а именно на полуфабрикаты, кулинарные изделия) с целью реализации их через объекты розничной торговли размер наценки также не ограничен и зависит от спроса и предложения.

Формирование цен на блюда обеденного меню, а также на блюда, готовящиеся при организации и проведении торжественных мероприятий (банкетов, фуршетов, свадеб, корпоративных вечеринок), осуществляется объектами общественного питания с учетом конъюнктуры рынка и зависит от спроса посетителей на данный вид продукции или услуги.

Определенный руководителем организации порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике и зависит от типа объекта общественного питания, от способа организации на предприятии бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.

Следовательно, розничные цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылках емкостью 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки и т.д.), за исключением социально значимых товаров, формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. с учетом спроса и предложения.

Так как хлеб входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики РБ (постановление Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь»), то при формировании розничных цен на него применяется предельная торговая надбавка в размере:

• 19 % - для организаций потребительской кооперации; отделов и управлений рабочего снабжения; организаций Министерства обороны РБ; организаций Управления делами Президента РБ, расположенных в сельской местности;

• 15 % - для остальных организаций торговли и индивидуальных предпринимателей.

При порционировании хлеба может применяться наценка общественного питания с учетом конъюнктуры рынка, за исключением организаций общественного питания учреждений образования.

 

24.07.2014

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»