Вопрос-ответ от 16.01.2015
Автор: Зубко Л.

Имеет ли право предприятие общественного питания частной формы собственности при формировании цены на покупные товары применять наценку общественного питания? Если да, то в каком размере?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Имеет ли право предприятие общественного питания частной формы собственности при формировании цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылке 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки, хлеб и т.д.) применять наценку общественного питания? Если да, то в каком размере?

 

ОТВЕТ: С 1 марта 2011 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), где определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

К товарам (работам, услугам), цены (тарифы) на которые регулируются областными и Минским городским исполнительными комитетами, относится продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.

Во исполнение Указа № 72 областными и Минским городским исполнительными комитетами приняты решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования.

Принятыми решениями осуществляется регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, через установление предельных максимальных торговых надбавок и наценок.

Таким образом, все объекты общественного питания независимо от классов и типов (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен.

В настоящее время уровень применяемой наценки или уровень цен определяется руководителем самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Наценки с учетом конъюнктуры рынка применяются как при формировании цен на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.

Необходимо отметить, что размер наценки на разные блюда зависит от спроса и предложения посетителей, поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, к примеру, на холодные закуски, горячие блюда, размер применяемой наценки может быть разный.

При формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, а именно, на полуфабрикаты, кулинарные изделия, с целью реализации их через объекты розничной торговли, размер наценки также не ограничен и зависит от спроса и предложения.

Формирование цен на блюда обеденного меню, а также при организации и проведении торжественных мероприятий (банкетов, фуршетов, свадеб, корпоративных вечеринок) осуществляется указанными объектами с учетом конъюнктуры рынка и зависит от спроса посетителей на данный вид продукции или услуги.

Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике организаций и зависит от типа объекта общественного питания, от организации на предприятии бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.

Следовательно, розничные цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылке расфасовкой 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки и т.п.), за исключением социально значимых товаров, формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. с учетом спроса и предложения. Это значит, что на покупные товары, реализуемые в розлив, на развес и т.д., применяется наценка общественного питания, на покупные товары, не прошедшие кулинарную обработку, реализуемые в промышленной упаковке и т.д., применяется торговая надбавка.

Так как хлеб входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Министерство экономики Республики Беларусь, при формировании розничных цен на хлеб применяется предельная торговая надбавка в размере:

• 15 % - для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей;

• 19 % - для организаций потребительской кооперации; отделов и управлений рабочего снабжения; организаций Министерства обороны Республики Беларусь; организаций Управления делами Президента Республики Беларусь, расположенных в сельской местности (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь»).

При порционировании хлеба применяется наценка общественного питания с учетом конъюнктуры рынка. Исключение составляют организации общественного питания учреждений образования.

 

16.01.2015

 

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома»