Вопрос-ответ от 14.06.2016
Автор: Новикова И.

Имеет ли право руководитель государственного предприятия коммунальной формы собственности с помощью повышений по контракту (от 1 до 50 %) уравнивать тарифные ставки работников с различными квалификационными разрядами и стажем?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Имеет ли право руководитель государственного предприятия коммунальной формы собственности с помощью повышений по контракту (от 1 до 50 %) уравнивать тарифные ставки работников с различными квалификационными разрядами и стажем?

 

ОТВЕТ: Имеет право, если это предусмотрено ЛНПА.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (часть первая ст.63 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласно части первой ст.63 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З) формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со ст.62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.

 

С учетом этого наниматель самостоятельно устанавливает все виды выплат работникам, а также условия их начисления и определяет это в ЛНПА (например, в коллективном договоре).

Исходя из части первой ст.61 ТК во всех случаях в условиях трудового договора (контракта) наниматель обязан установить работникам тарифные ставки (оклады), размер которых является базовой составляющей заработной платы. Базовая составляющая заработной платы образует первичную дифференциацию размеров заработной платы и служит гарантией при оплате труда. Базовая составляющая, как правило, определяет размер тарифной ставки (оклада) работника в зависимости от его квалификации.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.61 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. Оплата труда работников бюджетных организаций будет производиться на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и тарифную сетку. Определены правила присвоения квалификаций рабочим.

 

Другие же выплаты, в том числе дополнительная мера стимулирования труда в виде повышения тарифных ставок в соответствии с нормами абзаца 3 подп.2.5 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», образуют дополнительную дифференциацию заработной платы работников организации. Размер дополнительных выплат наниматель устанавливает самостоятельно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента Республики Беларусь от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 части первой ст.2612 ТК.

 

Применением дополнительных выплат наниматель может регулировать как тарифную часть заработной платы работников, так и стимулирующие выплаты. Все условия выплат составляющих заработной платы необходимо предусмотреть в ЛНПА (например, в положении об оплате труда).

 

Обратите внимание!

Повышение тарифных ставок (окладов) указывается в условиях контракта и их размеры подлежат изменению только с учетом норм ст.32 ТК (изменение существенных условий труда).

 

Таким образом, в результате дифференциации размеры тарифных ставок (должностных окладов) работников различных квалификационных разрядов могут быть уравнены.

 

14.06.2016

 

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Министерства энергетики Республики Беларусь