Пособие от 26.11.2014
Автор: Дайняк А.

Инвентаризация и учет отходов, образующихся в автотранспортных организациях


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязанности организаций по обращению с отходами

Административная ответственность

Инвентаризация отходов

Этапы проведения инвентаризации

Учет отходов производства

Организации необходимо разработать инструкцию по обращению с отходами производства

Порядок разработки инструкции по обращению с отходами

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Обязанности организаций по обращению с отходами

Обязанности организаций по обращению с отходами определены ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. подп.1.7 п.1 ст.17 Закона № 271-З исключен Законом Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З.

С 9 декабря 2019 г. ст.17 Закона № 271-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). Комментарий см. здесь.

 

Организации, в т.ч. автотранспортные, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.

Для исполнения установленных Законом № 271-З обязанностей автотранспортной организации необходимо разработать или получить специальные документы, регламентирующие обращение с отходами.

Административная ответственность

Статьей 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, что:

• невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;

• нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1 000 базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять уполномоченные на то должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов. Должностные лица этих же органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Инвентаризация отходов

Инвентаризация отходов - это деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п.5 ст.1 Закона № 271-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. согласно п.5 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона № 186-З) инвентаризация отходов производства - деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

 

Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (далее - Инструкция № 17).

Инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года (п.6 Инструкции № 17).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 ноября 2015 г. согласно п.6 Инструкции № 17 инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет в сроки, определяемые организацией (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.09.2015 № 36, далее - постановление № 36).

 

Вместе с тем в организации возможна досрочная инвентаризация, которая проводится в случаях:

• выявления новых видов отходов производства;

• изменения технологических процессов получения продукции;

• изменения перечня выпускаемой продукции;

• изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;

• реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;

• предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. абзац 7 п.7 Инструкции № 17 изложен в новой редакции постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39 (далее - постановление № 39): «вынесения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и (или) его территориальными органами требований (предписаний), направления рекомендаций при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности»;

 

• иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п.7 Инструкции № 17).

Этапы проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации согласно п.9 Инструкции № 17 руководителем организации издается приказ, в котором должны быть:

• установлены сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;

• назначена комиссия по проведению инвентаризации;

• определен перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и назначены ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;

• определен перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.

Подготовительный этап инвентаризации

Сведения, которые используются при проведении инвентаризации, перечислены в п.10 Инструкции № 17.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 ноября 2015 г. следует руководствоваться п.10 Инструкции № 17 с изменениями, внесенными постановлением № 36.

 

На подготовительном этапе инвентаризации изучаются сведения, которые включают в себя:

• информацию о видах деятельности организации;

• учетные данные по отходам, форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», данные бухгалтерского учета о поступлении отходов от сторонних организаций, договоры на передачу отходов производства сторонним организациям, акты выполненных работ, сопроводительные паспорта перевозки отходов производства и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов производства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год;

 

• план-схему расположения зданий и сооружений организации;

• технологические карты производственных процессов;

• сведения о потреблении и свойствах всех видов сырья, вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в технологических процессах;

• сведения о химических реакциях, происходящих в производственном процессе (при необходимости);

• порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;

• иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых для получения продукции, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;

• материалы последней инвентаризации.

Для инвентаризации отходов в автотранспортных организациях целесообразно получить данные о приобретении запасных частей для транспорта, моторного масла, автомобильных шин и других материалов, поскольку эти сведения позволят рассчитать количество отходов, образующихся за год.

Инвентаризационное обследование

Самый важный и объемный по сроку выполнения - этап инвентаризационного обследования.

На этапе инвентаризационного обследования производятся работы, поименованные в п.13 Инструкции № 17, а именно:

• обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;

• обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;

• определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;

• проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;

• расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;

• определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами.

В автотранспортных организациях подлежат обследованию все структурные подразделения: места хранения, обслуживания и ремонта автотранспорта, складские помещения, административные помещения и пр.

Источник образования отходов производства - технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.

Установление источника образования отходов производства определяет процесс нормирования образования отходов. Поэтому в качестве источника образования отходов, образующихся при эксплуатации, обслуживании и ремонте автотранспорта, можно принять транспорт.

Результатом этапа инвентаризационного обследования станет оформление полученных сведений:

• об источниках образования отходов производства по форме приложения 1 к Инструкции № 17;

• о количестве образующихся отходов производства за период проведения инвентаризации по форме приложения 2 к Инструкции № 17.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться приложениями 1 и 2, ниженазванным приложением 3 к Инструкции № 17 и п.13 данной Инструкции с изменениями, внесенными постановлением № 39.

 

При подготовке сведений об инвентаризации должны соблюдаться следующие условия:

• наименование и коды отходов, степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее - Классификатор отходов № 85).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

 

При этом в случае отсутствия в графе 3 Классификатора отходов № 85 какой-либо записи собственник отходов устанавливает степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства в соответствии с Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 (далее - Инструкция № 3/13/2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65.

 

• агрегатное состояние отходов производства указывается согласно Указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 № 208;

• опасные свойства отходов производства указываются в соответствии с перечнем опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства (приложение 1 к Инструкции № 3/13/2).

Наиболее часто в автотранспортных организациях образуются следующие виды отходов.

 

№ п/п Код отходов Наименование отходов Наименование источника образования отходов производства (технологический процесс, оборудование, структурное подразделение) Степень опасности и класс опасности опасных отходов в соответствии с Классификатором отходов № 85 Дальнейшее движение
1
1721101
Опилки древесные промасленные (содержание масел - менее 15 %) Удаление проливов масел
3-й класс
На захоронение
2
1870601
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства Административное здание (делопроизводство)
4-й класс
На использование
3
1870605
Отходы упаковочного картона незагрязненные Складское помещение
4-й класс
На использование
4
1870900
Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами Автотранспорт (техническое обслуживание)
3-й класс
На захоронение
5
3142405
Песок, загрязненный маслами (содержание масла - менее 15 %) Удаление проливов масел
4-й класс
На захоронение
6
3510810
Металлоотходы прочие Автотранспорт (ремонт)
Не указана
На использование
7
3532201
Свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом Автотранспорт (техническое обслуживание)
1-й класс
На использование
8
3532603
Ртутные лампы отработанные Освещение помещений
1-й класс
На обезвреживание
9
3532604
Люминесцентные лампы (трубки) отработанные Освещение помещений
1-й класс
На обезвреживание
10
3534900
Прочие лом и отходы цветных металлов, не вошедшие в группу II Б Автотранспорт (ремонт)
Не указана
На использование
11
5410201
Синтетические и минеральные масла отработанные Автотранспорт (техническое обслуживание)
3-й класс
На использование
12
5410202
Масла отработанные моторные Автотранспорт (техническое обслуживание)
3-й класс
На использование
13
5492800
Отработанные масляные фильтры Автотранспорт (техническое обслуживание)
3-й класс
На захоронение
14
5492900
Использованная тара от нефтепродуктов Складское помещение
3-й класс
На использование
15
5750201
Изношенные шины с металлокордом Автотранспорт
3-й класс
На использование
16
5711800
Пластмассовая упаковка Складское помещение
3-й класс
На использование
17
5716900
Прочие отходы пластмасс затвердевшие, не вошедшие в группу VI А Автотранспорт (ремонт)
Не указана
На захоронение
18
5820601
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %) Автотранспорт (ремонт, техническое обслуживание)
3-й класс
На захоронение
19
9120400
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения Административное здание
Неопасные
На захоронение

Обобщение сведений об инвентаризации

На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования, оформление акта инвентаризации отходов производства (п.14 Инструкции № 17).

Акт инвентаризации отходов производства включает (п.15 Инструкции № 17):

• титульный лист, оформленный по форме согласно приложению 3;

• сведения по результатам инвентаризации, оформленные по форме согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства;

• перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.

Использование результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации отходов используются в первую очередь при разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов (п.18 Инструкции № 17).

Они необходимы также при:

• подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;

• расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;

• согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;

• ведении государственной статистической отчетности об отходах.

Учет отходов производства

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее - Инструкция № 45), содержит требования о наличии в инструкции организации раздела «Учет отходов производства» (п.12 Инструкции № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 45 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42.

 

Раздел «Учет отходов производства» инструкции по обращению с отходами в организации должен содержать (п.12 Инструкции № 45):

• порядок ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства, в т.ч. количество, места ведения книг учета отходов, срок внесения записей в книги учета отходов, способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ);

• порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства у юридического лица и индивидуального предпринимателя и поступления отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. дата внесения сведений в книгу общего учета;

• порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;

• порядок проведения инвентаризации отходов производства.

Ранее Правила ведения учета отходов были утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.11.2001 № 27. Однако они утратили силу постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.07.2014 № 32.

Формы учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкция по их заполнению были утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 № 33, которое утратило силу постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2014 г. введен в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т.

 

В настоящее время новых документов, регламентирующих эти вопросы, не утверждено. Поэтому организации самостоятельно разрабатывают порядок и формы учета отходов производства. За основу при разработке могут быть взяты нормы названных утративших силу постановлений.

Для учета отходов автотранспортной организации можно рекомендовать:

1) опилки древесные промасленные (содержание масла - менее 15 %), песок, загрязненный маслами (содержание масла - менее 15 %), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %), отработанные масляные фильтры и другие материалы замерять по факту заполнения тары при сборе отходов с последующим взвешиванием перед их вывозом;

2) аккумуляторы свинцовые неразобранные с неслитым электролитом, изношенные автомобильные шины с металлокордом отражать поштучно по факту образования отходов и поступления на временное хранение с последующим взвешиванием перед вывозом.

 

Справочно

При учете отходов «изношенные шины с металлокордом» сведения в книгах учета отходов должны корреспондироваться с данными учета автомобильных шин, который осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (утвержден и введен в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц).

Для отходов «свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом» нормы согласно книгам учета отходов должны соответствовать данным учета аккумуляторных батарей, который ведется в порядке, установленном техническим кодексом установившейся практики «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания» (утвержден и введен в действие приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц).

Организации необходимо разработать инструкцию по обращению с отходами производства

Основной документ, который должен быть разработан в автотранспортной организации, - инструкция по обращению с отходами производства, поскольку в ней:

1) устанавливаются требования к сбору, временному хранению отходов и другим операциям с отходами (ст.18 Закона № 271-З);

2) санкционируются места временного хранения отходов (п.2 ст.25 Закона № 271-З);

3) определяется порядок учета отходов в организации.

 

Обратите внимание!

Хранение отходов производства признается объектом обложения экологическим налогом (подп.1.3 п.1 ст.205 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Вместе с тем объектом обложения экологическим налогом не признается хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (п.2 ст.205 вышеназванного кодекса).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Налоговый кодекс Республики Беларусь изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Объекты налогообложения экологическим налогом указаны в ст.247 новой редакции данного Кодекса.

 

Данная льгота применяется только при условии наличия у организации инструкции по обращению с отходами производства, в которой определен объем отходов, необходимый для перевозки одной транспортной единицей.

В приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства, разработанной в организации, указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), а также обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности (часть первая п.20 Инструкции № 45).

При превышении установленного инструкцией по обращению с отходами объема отходов производства, предназначенного для вывоза на захоронение, организация обязана исчислять и уплачивать экологический налог за хранение отходов производства в части его превышения.

Если в организации не разработана инструкция по обращению с отходами, то все накопленные отходы производства будут облагаться налогом за хранение отходов производства.

Порядок разработки инструкции по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства (п.3 Инструкции № 45).

Она разрабатывается и утверждается для юридического лица в целом и (или) для каждого обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства (далее - юридическое лицо) (п.4 Инструкции № 45).

 

Обратите внимание!

При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора (п.5 Инструкции № 45).

 

Разработанная инструкция по обращению с отходами утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

Инструкция по обращению с отходами должна быть пронумерована (часть вторая п.6 Инструкции № 45).

Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами согласовывается соответствующим территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами» (п.7 Инструкции № 45).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами».

 

Инструкция по обращению с отходами, если иное не установлено Инструкцией № 45, включает в себя:

• титульный лист;

• обязательные разделы:

- «Общие сведения»;

- «Ответственные за организацию обращения с отходами производства»;

- «Образование отходов производства»;

- «Учет отходов производства»;

- «Сбор и хранение отходов производства»;

- «Использование и обезвреживание отходов производства»;

- «Захоронение отходов производства»;

- «Перевозка отходов производства»;

• приложения:

- «Образующиеся отходы производства»;

- «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения»;

- «Карта-схема источников образования отходов производства»;

- «Карта-схема хранения отходов производства».

Содержание каждого раздела инструкции организации определено Инструкцией № 45.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели согласно п.21 Инструкции № 45 в 60-дневный срок разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для ее согласования в случаях:

• изменения наименования юридического лица, его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его места жительства, реорганизации юридического лица, изменения места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;

• изменения требований законодательства Республики Беларусь, регулирующих порядок обращения с отходами;

• изменения допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;

• изменения условий и мест хранения отходов производства;

• строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица и индивидуального предпринимателя, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;

• изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

Разработка новой инструкции по обращению с отходами не требуется при изменении степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в инструкции по обращению с отходами. Новые сведения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства учитываются при разработке новой инструкции в связи с наступлением случаев, указанных в п.21 Инструкции № 45, а также в случае истечения срока действия инструкции по обращению с отходами (п.22 Инструкции № 45).

Срок действия согласования инструкции согласно п.7 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104, составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования.

Для согласования инструкции в случае истечения срока действия ее согласования заявитель в установленном названным Положением порядке обращается в орган согласования не позднее чем за 1 месяц до истечения этого срока.

 

26.11.2014

 

Алексей Дайняк, экономист