Пособие от 15.07.2021
Автор: Амельченя Ю.

Инженерная организация как организатор при проведении процедур государственных закупок


СОДЕРЖАНИЕ

 

Функции организатора при проведении государственных закупок

Функции инженерной организации

Выбор инженерной организации в качестве организатора

 

Материал помещен в архив

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

СтроительствоБюджетные организации

Инженерная организация как организатор при проведении процедур государственных закупок

Юлия Амельченя

Юлия Амельченя
кандидат юридических наук, доцент, медиатор

15.07.2021

пример ситуация

Ситуация

Заказчику необходимо выбрать инженерную организацию для выполнения функций заказчика и проведения процедур государственных закупок.

Что необходимо при этом учитывать?

Функции организатора при проведении государственных закупок

Законодательством о государственных закупках предусмотрена возможность привлечения заказчиком организатора для организации и проведения процедур государственных закупок (ст.13 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Для сферы государственных закупок важно понимать, кто является заказчиком.

Заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица (абз.4 ст.1 Закона № 419-З).

Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (абз.2 ст.1 Закона № 419-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. в абз.2 ст.1 Закона № 419-З внесены изменения Законом от 31.01.2024 № 354-З. На суть материала изменения не повлияли.

 

Исходя из позиции МАРТ, именно получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов является заказчиком в государственных закупках и должен осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств в соответствии с требованиями Закона № 419-З (письмо МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства»).

Для организатора действуют специальные правила:

1) им может быть только юридическое лицо (абз.9 ст.1 Закона № 419-З);

2) он может привлекаться на основании договора с заказчиком или решения государственного органа (организации) при централизации закупок, а также определяется Указами:

от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 494 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь;

 

от 22.12.2014 № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 марта 2024 г. действует Указ от 29.11.2023 № 381 «О цифровом развитии»;

 

3) он выполняет часть функций, которые переданы ему заказчиком для организации и проведения процедур государственных закупок. При этом определение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) предмета государственной закупки, требований к участникам, существенных условий договора и его заключение осуществляется заказчиком (ч.2 п.1 ст.13 Закона № 419-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 мая 2024 г. следует руководствоваться ч.2 п.1 ст.13 Закона № 419-З с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Комментарии см. здесь;

 

4) услуги организатора по организации и проведению процедур государственных закупок оплачиваются заказчиками и (или) участниками таких процедур, за исключением случая, когда организатором выступает государственный орган.

Плата за такие услуги определяется организатором исходя из размера экономически обоснованных затрат (при рентабельности не более 5 %) и подлежит согласованию с Минфином и государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится организатор либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде) (при наличии такого органа (организации)) (подп.1.2 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»).

Таким образом, при соблюдении указанных выше правил организатор вправе организовать и провести процедуру государственной закупки независимо от того, для какой сферы приобретаются товары (работы, услуги).

Функции инженерной организации

В то же время для сферы строительства следует учитывать особенности, связанные со статусом инженерных организаций, привлекаемых для выполнения функций заказчиков, застройщиков в строительной деятельности, руководителя (управляющего) проекта. Если для организатора в сфере государственных закупок его функции ограничены только организацией и проведением процедур государственных закупок, то перечень передаваемых инженерной организации функций значительно шире.

Во-первых, инженер (инженерная организация) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлекаемые заказчиком, застройщиком для оказания инженерных услуг в строительстве в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание инженерных услуг (абз.15 ч.1 ст.1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. действует Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З. Следует руководствоваться подп.1.26 п.1 ст.1 Строительного кодекса.

 

Поскольку в сфере государственных закупок организатором может быть только юридическое лицо, то привлечение индивидуального предпринимателя (инженера) для организации и проведения процедур государственных закупок не допускается.

Во-вторых, порядок оказания инженерных услуг регламентирован Инструкцией о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утв. постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 18, в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках. В частности, действие п.4 Инструкции № 18 будет ограничено требованиями ст.16 Закона № 419-З и критериями оценки и сравнения предложений для конкурса, установленными постановлением Совмина от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов». Наряду с п.6 Инструкции № 18 применяются также правила п.6 ст.24 Закона № 419-З.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. п.6 ст.24 Закона № 419-З изложен в новой редакции Законом № 354-З. Комментарий см. здесь.

С 3 августа 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 18 в ред. постановления Минстройархитектуры от 03.06.2024 № 65.

 

В-третьих, инженерная организация может привлекаться для целей консультирования по вопросам проектирования и строительства, а также выполнения определенных договором функций заказчика, застройщика, за исключением функций, которые не подлежат передаче инженеру (инженерной организации) в соответствии с законодательством (не подлежат передаче функции, предусмотренные абз.21 подп.4.4 п.4 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», ч.2 п.9 Инструкции № 18). Кроме того, инженерная организация по договору с заказчиком, застройщиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью (пп.7, 8 Инструкции № 18).

В-четвертых, перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства утвержден постановлением Минстройархитектуры от 04.02.2014 № 4. К таким функциям относятся в том числе организация процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством (в области обеспечения проектной документацией и организации строительства). Эти функции могут быть переданы инженерной организации.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем функций заказчика, застройщика и организационно-технических мероприятий по организации и обеспечению строительства в ред. постановления Минстройархитектуры от 02.05.2024 № 37.

 

В-пятых, стоимость таких инженерных услуг определяется на основании сметного расчета стоимости строительства в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51 (подп.31.1 п.31 Инструкции № 51). В этой связи при необходимости определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, равно как и для составления годового плана государственных закупок, с учетом подп.1.4 п.1 постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» следует руководствоваться подп.31.1 п.31 Инструкции № 51.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2023 г. следует руководствоваться подп.31.1 п.31 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утв. постановлением Минстройархитектуры от 19.04.2023 № 39.

С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки».

 

В отсутствие сводного сметного расчета (проектной документации) при необходимости выбора инженерной организации для целей разработки такой документации ориентировочная стоимость инженерных услуг (предмета государственной закупки) может определяться с учетом требований законодательства о государственных закупках. В частности, постановлением № 35 закреплены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, используемые при закупках для строительства:

• проектно-сметный (хотя в нем речь о применении проектной документации, но не исключается, полагаем, и определение ориентировочной стоимости на основании предпроектной (предынвестиционной) документации при ее разработке);

• затратный (подп.1.4, 1.5 п.1 постановления № 35).

Полагаем, может быть применен также способ изучения конъюнктуры рынка.

Выбор инженерной организации в качестве организатора

При необходимости привлечения инженерной организации для выполнения функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта, а также проведения процедур государственных закупок, если ее услуги оплачиваются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, выбор такой организации по общему правилу осуществляется по результатам проведения процедуры государственной закупки.

При определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки - услуг инженерной организации - их стоимость будет включать в себя два компонента:

1) стоимость услуг по организации и проведению процедур государственных закупок, определенная с соблюдением подп.1.2 п.1 постановления № 395, в случае если услуги по организации и проведению процедур государственных закупок оплачиваются заказчиком. Если такие услуги оплачиваются участниками, то в стоимость услуг инженерной организации такая стоимость не включается. В любом случае независимо от того, кто именно будет оплачивать услуги инженерной организации как организатора процедур государственных закупок, должен быть соблюден подп.1.2 п.1 постановления № 395 в части размера рентабельности и согласования стоимости услуг.

Учитывая правила Инструкции № 51, полагаем, вариант с оплатой услуг инженерной организации участниками наиболее приемлемый для применения;

2) стоимость услуг инженерной организации, переданных ей заказчиком, застройщиком, в соответствии с законодательством о строительной деятельности (с применением Инструкции № 51, постановления № 35).

Договор государственной закупки для целей выбора инженерной организации по результатам проведения процедуры государственной закупки должен включать условия договора на оказание инженерных услуг и условия о распределении обязанностей по организации и проведению процедур государственных закупок между инженерной организацией и заказчиком, застройщиком, в том числе предусмотренные п.6 ст.24 Закона № 419-З, п.6 Инструкции № 18.

 

список

Дополнительно по теме

Распространяются ли дополнительные требования к участникам процедуры госзакупки на инженерные услуги и деятельность инженерной организации?