


Материал помещен в архив
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Возможность использования помещений, в т.ч. жилых, в предпринимательской деятельности: для размещения юридического адреса, осуществления производственной деятельности, является одним из наиболее актуальных вопросов, волнующих учредителей создаваемых фирм, действующих организаций, а в некоторой степени и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.
В настоящем материале рассмотрим вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели, желающие использовать помещения в своей деятельности.
1. Понятие места нахождения (юридического адреса) юридического лица
1.1. Основные нормативные правовые акты, касающиеся регулирования вопросов размещения юридических лиц и осуществления производственной деятельности (оказания услуг, выполнения работ):
Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования) (далее - Положение о государственной регистрации);
Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);
Жилищный кодекс РБ (далее - ЖК);
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
Налоговый кодекс РБ (далее - НК);
Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон № 133-З);
Закон РБ от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении»;
Закон РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
Положение о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.03.2013 № 221 (далее - Положение № 221).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391 внесены изменения в Положение № 221, в частности, название изложено в новой редакции «Положение о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, общежитий в целях определения их несоответствия установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов, общежитий»; |
постановление Совета Министров РБ от 25.08.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее - постановление № 1332).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июня 2014 г. постановление № 1332 на основании постановления Совета Министров РБ от 12.06.2014 № 571 утратило силу; |
письмо Минжилкомхоза РБ, Минфина РБ, Минэкономики РБ, МНС РБ от 20.03.2009 № 06-20/47/03-2-9/173/24-03/692/2-2-13/1328 «О возмещении частными унитарными предприятиями затрат».
1.2. Понятие места нахождения (юридического адреса).
Для подтверждения актуальности вопроса о значении юридического адреса приведем пример из зарубежной практики. В США множество компаний образуются и имеют юридический адрес в штате Делавэр. Корпоративное право этого штата отличается наибольшей либеральностью, например учреждение компании возможно даже по факсу или телефону. На протяжении всего времени существования фирмы она может не иметь никакого фактического отношения к самому этому штату, за исключением лиц, уполномоченных в установленном порядке принимать документы, адресуемые фирме. В Делавэре сейчас зарегистрировано более половины крупнейших промышленных компаний США.
В описанной ситуации понятие «юридический адрес» привязано к понятию «место регистрации»: где предприятие было зарегистрировано (создано), там и находится его юридический адрес.
Белорусским законодательством понятие «юридический адрес» фиксируется в нескольких взаимосвязанных категориях: юридический адрес, место нахождения юридического лица, место размещения юридического лица, место государственной регистрации юридического лица. По сути, все эти понятия обозначают тот адрес, который отражен в учредительных документах юридического лица и по которому находятся его органы управления.
Гражданский кодекс использует понятие «место нахождения» юридического лица. Согласно ст.50 ГК место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В Положении о государственной регистрации для определения юридического адреса используются такие понятия, как «место нахождения», «местонахождение» и «место размещения». Также закреплено правило, согласно которому государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п.4 Положения о государственной регистрации).
Таким образом, белорусское законодательство исходит из того, что юридический адрес организации зависит от ее действительного места нахождения, т.е. места нахождения ее руководящих органов.
В НК используется также понятие «место нахождения организации». При этом внесены некоторые разъяснения. Так, согласно ст.15 НК местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено НК. При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами). При отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией). При отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Нормы ст.15 старой редакции соответствуют нормам ст.16 новой редакции НК. |
Таким образом, налоговое законодательство в вопросе конкретизации реального места нахождения юридического лица не ограничивается презумпцией нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Для целей налогового законодательства местом нахождения юридического лица (вне зависимости от его организационно-правовой формы) может признаваться место жительства руководителя, учредителя или участника, т.е. жилое помещение.
Понятие «юридический адрес» содержится в белорусском законодательстве, в частности в ст.23.19 «Непредставление информации об изменении юридического адреса» КоАП (действовала до 23 февраля 2010 г.), в Хозяйственном процессуальном кодексе РБ (ст.354), Законе РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», Законе РБ от 05.10.1994 № 3266-XII «О политических партиях», Законе РБ от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях» и иных нормативных правовых актах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. вместо Закона № 1512-XII следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг». С 16 мая 2017 г. нормы ст.354 Хозяйственного процессуального кодекса РБ перенесены в ст.56 Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
Чем отличается адрес юридический от адреса почтового? С юридическим адресом связано множество правовых последствий, как то: определение органов, на учете в которых должен состоять субъект хозяйствования; правовой режим, в случае, если для организаций, зарегистрированных на какой-либо территории, предоставлены определенные преференции или, наоборот, ограничения. Таким образом, юридический адрес служит не только для определения «места связи» с юридическим лицом, но и для определения органов государства, с которыми это юридическое лицо обязано контактировать в процессе своей деятельности, особенностей его правового положения, если такие предусмотрены для данной территории, определение места заключения договора, места исполнения обязательств (в случаях, предусмотренных ГК).
Закрепленная законодательством привязка юридического адреса к месту нахождения органов управления организации делает возможной «миграцию» юридического лица. Так, например, в случае, когда юридическое лицо сталкивается с некомпетентностью либо предвзятым отношением к нему со стороны тех или иных территориальных государственных структур, есть вариант найти себе юридический адрес в другой административно-территориальной единице (далее - административно-территориальная единица).
При этом, однако, организация подпадает под более пристальный взгляд контролирующих органов. Неоднократные ( два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение 3 лет являются одним из критериев повышения категории риска согласно новой системе осуществления контрольной деятельности в Республике Беларусь.
1.3. Обязанность иметь юридический адрес.
Любое юридическое лицо Республики Беларусь вне зависимости от его организационно-правовой формы обязано иметь юридический адрес. Данное заключение основывается на следующих принципиальных моментах.
Согласно п.2 ст.48 ГК в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения. При регистрации юридического лица учредители представляют его устав, который должен соответствовать требованиям законодательства, т.е. содержать и указание на юридический адрес организации.
При государственной регистрации юридического лица требуется указание юридического адреса непосредственно в заявлении о государственной регистрации.
В заявлении учредитель подтверждает, что порядок создания юридического лица (в т.ч. требование абзаца 3 п.12 Положения о государственной регистрации об определении предполагаемого места нахождения) соблюден.
При этом исходя из положения ст.50 ГК юридическим адресом может быть лишь указание на административно-территориальную единицу и населенный пункт, в котором размещается юридическое лицо. На практике же в регистрирующий орган необходимо представить сведения о юридическом адресе, позволяющие установить конкретное изолированное помещение. Исходя из этого подхода составлена форма заявления о государственной регистрации юридического лица, форма уведомления об изменении местонахождения юридического лица, утвержденные постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 (далее - постановление № 8).
Указание конкретного почтового адреса при государственной регистрации тем не менее имеет очевидный практический аспект для юридического лица, которое создается для реального осуществления хозяйственной деятельности. Эти сведения необходимы для нормального взаимодействия с контрагентами и государственными структурами. При внесении сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) о местонахождении юридического лица они становятся общедоступными, а также имеют свойство публичной достоверности. Если при регистрации сообщаются сведения о юридическом адресе, не соответствующие действительности, это наносит ущерб не столько государству, сколько гражданскому обороту в целом, что является основанием для признания государственной регистрации недействительной.
Нынешняя система государственной регистрации юридических лиц позволяет учредителям выбрать вариант указания юридического адреса при подаче документов на государственную регистрацию. Положение о государственной регистрации закрепляет требование об определении до государственной регистрации предполагаемого места размещения юридического лица, т.е. теоретически учредителям теперь можно будет не утруждать себя до подачи документов на государственную регистрацию поисками юридического адреса и получением гарантийного письма на него. При регистрации в качестве предполагаемого места размещения можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, затем найти подходящий офис, заключить договор аренды на него и уведомить регистрирующий орган о смене местонахождения. «Любой» адрес не значит «вымышленный», поскольку учредители несут ответственность за достоверность сведений, представляемых в регистрирующий орган.
Однако для подстраховки рекомендуется до подачи документов в регистрирующий орган заручиться гарантийным письмом в качестве доказательства, что данные, указанные в заявлении, не вымышленные и учредитель на самом деле приложил усилия для определения предполагаемого места размещения организации.
1.4. Требования к юридическому адресу.
1.4.1. Минимальные размеры и иные требования к помещениям, занимаемым под юридический адрес.
Минимальная единица площади для юридического адреса - квартира или иное помещение (п.2 ст.50 ГК). По мнению автора, под понятием «помещение» следует понимать именно изолированное помещение. Под изолированным помещением понимается внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Изолированное жилое помещение может иметь вход из подсобного помещения (коридора, прихожей и т.п.) (ст.1 Закона № 133-З).
Таким образом, почтового ящика, нескольких квадратных метров в помещении либо чего-то иного, чем описано выше, для размещения юридического адреса недостаточно.
Следует обратить внимание на то, что на практике имеют место ситуации, когда, например, организация указывает в учредительных документах в качестве юридического адреса какое-либо помещение (например, помещение 2Н), а затем передает в аренду часть этого помещения (офис, кабинет) другому субъекту хозяйствования. Таким образом, организация размещается уже не в помещении 2Н, а в кабинете 3 помещения 2Н, в то время как кабинеты 1 и 2 сдает в аренду другим лицам. В подобной ситуации рекомендуется уведомить соответствующие органы о смене юридического адреса с указанием конкретных помещений внутри первоначально зарегистрированного адреса (например, не помещение 2Н, а помещение 2Н, кабинет 3).
Каких-либо минимальных условий относительно метража помещения в законодательстве не содержится. Однако существует целый ряд строительных, санитарных, противопожарных требований к помещениям, требований по размерам (объему и площади) рабочего места на одного сотрудника. В частности, для административных помещений в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267, площадь помещений следует принимать из расчета 4 кв.м на одного работника управления.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2020 г. действуют СН 3.02.02-2019 «Общественные здания», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства РБ от 16.12.2019 № 69. |
Как только по юридическому адресу начинает осуществляться деятельность с привлечением хотя бы одного работника (например, секретаря), к помещению, в котором размещено юридическое лицо, предъявляются требования целого ряда технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте (обязанность обеспечивать здоровые и безопасные условия труда установлена ст.55 Трудового кодекса РБ). В нормах данных технических нормативных правовых актов содержатся не только требования по размерам рабочих мест, но и ряд других нормативов, соблюдение которых должно обеспечиваться субъектами хозяйствования (уровень шума, инсоляция, температура в помещении и т.д.).
1.4.2. Тип помещения.
По общему правилу местом нахождения юридического лица любой организационно-правовой формы может служить нежилое помещение (вопрос размещения организации в жилом помещении будет рассмотрен далее в разделе 2).
Помещение может являться нежилым как изначально, так и в результате перевода его из жилого в нежилое. В настоящее время порядок перевода помещений из жилых в нежилые установлен:
• Положением № 221;
• статьей 21 ЖК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться ст.21 ЖК, изложенного в новой редакции Законом РБ от 04.05.2019 № 185-З (далее - Закон № 185-З); |
• подпунктами 1.1.14 и 1.1.15 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, - если административная процедура осуществляется в отношении собственника жилого помещения - гражданина.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 апреля 2017 г. следует руководствоваться подп.1.1.14 и 1.1.15 п.1.1 перечня № 200 в редакции Указа Президента РБ от 20.01.2017 № 21. Изменения не повлияли на суть материала; |
• подпунктами 8.1.5 и 8.1.6 п.8.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, - если административная процедура осуществляется в отношении собственника жилого помещения - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 сентября 2021 г. следует руководствоваться подп.8.1.5 и 8.1.6 перечня № 156 в ред. постановления Совмина от 17.09.2021 № 537. |
Согласно Положению № 221 допускается переводить в нежилые:
• многоквартирный жилой дом;
• блокированный жилой дом;
• одноквартирный жилой дом;
• квартиру в многоквартирном и блокированном жилом доме.
2. Размещение юридического адреса в жилом помещении
2.1. Условия для размещения юридического адреса в жилом помещении.
Жилое помещение по общему правилу не может служить местом размещения юридического лица. Это обусловлено требованием п.2 ст.14 ЖК, предусматривающего целевое использование жилого помещения - для проживания граждан.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.2 ст.14 ЖК в редакции Закона № 185-З. |
Однако действующим законодательством предусмотрены исключения из данного правила.
Так, если жилое помещение пригодно для проживания, то в нем могут быть размещены без согласования с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района:
• частные унитарные предприятия (далее - ЧУП, предприятие), крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении учредителем следующих требований (п.5 Положения о государственной регистрации):
- без осуществления производственной деятельности (выполнения работ, оказания услуг ). Размещение в таком жилом помещении офиса (сотрудников) созданного предприятия будет являться нарушением. В этом случае необходимо арендовать нежилое помещение административного назначения;
- жилое помещение принадлежит учредителю на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) либо учредитель постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге). Обращаем внимание, что согласно данной норме Положения о государственной регистрации временная регистрация не дает права размещать юридический адрес в квартире;
- согласие собственника (сособственника) жилого помещения частного жилищного фонда, а также всех совершеннолетних членов семьи собственника (и членов семьи сособственников), проживающих в этом помещении;
- с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (более подробно об оплате коммунальных услуг будет рассказано в п.2.2);
• юридические лица иных организационно-правовых форм могут разместить свой юридический адрес в жилом помещении при условии соблюдения одновременно следующих требований:
- только в одноквартирных, блокированных жилых домах или их частях;
- по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района;
- с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности.
Если жилое помещение непригодно для проживания, то юридический адрес в нем могут разместить юридические лица любой организационно-правовой формы при условии перевода жилого помещения в нежилое.
2.2. Оплата коммунальных услуг предприятием, зарегистрированным в жилом помещении.
Размещение ЧУП в жилом помещении ведет к увеличению затрат на оплату коммунальных платежей. Согласно подп.1.61 п.1 постановления № 1332 собственником жилого помещения, использующим его в соответствии с законодательством для местонахождения предприятия, плата за техническое обслуживание жилого дома и коммунальные услуги осуществляется с даты государственной регистрации данного предприятия по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ, Министерством финансов РБ, Министерством экономики РБ, Министерством по налогам и сборам РБ проработан механизм оплаты предприятием коммунальных услуг и уплаты иных платежей, а также порядок отнесения этих расходов на затраты данного предприятия (письмо Минжилкомхоза РБ, Минфина РБ, Минэкономики РБ, МНС РБ от 20.03.2009 № 06-20/47/03-2-9/173/24-03/692/2-2-13/1328 «О возмещении частными унитарными предприятиями затрат»).
Организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, в счете-квитанции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги после итоговой строки «Итого начислено» указывает отдельной строкой «в т.ч. за местонахождение частного унитарного предприятия» сумму для возмещения ЧУП затрат собственнику квартиры.
В свою очередь собственник квартиры, предоставивший ее для регистрации ЧУП, вправе письменно обратиться к нему с заявлением произвольной формы, предоставив оригинал оплаченного счета-квитанции.
Предприятие возмещает расходы за текущий период (месяц) собственнику жилого помещения наличными денежными средствами или в безналичном порядке. После возмещения данной суммы собственнику жилого помещения предприятие может отнести при необходимости данную сумму на затраты, учитываемые при налогообложении, включив их в себестоимость работ (товаров, услуг). Сумма средств, полученная собственником жилого помещения как возмещение затрат, не учитывается как дополнительный доход собственника и не указывается в его декларациях о доходах.
![]() |
Справочно Тарифы на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цены и тарифы на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, установлены постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2013 № 1166. |
Законодательством не предусмотрена обязанность предприятия либо его учредителя уведомлять организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, о государственной регистрации ЧУП в жилом помещении (квартире, жилом доме).
Сведения о регистрации ЧУП в жилом помещении (квартире, жилом доме) должны поступать в жилищно-эксплуатационную службу (ЖЭС) одним из следующих способов:
• как правило, один раз в месяц регистрирующий орган после получения выписки из ЕГР уведомляет ЖЭС о регистрации ЧУП в соответствующем жилом помещении;
• ежемесячно ЖЭС запрашивает у регистрирующего органа информацию о регистрации ЧУП в жилых помещениях (квартирах, жилых домах).
В любом случае плата за техническое обслуживание жилого помещения, являющегося местонахождением предприятия, и коммунальные услуги должна вноситься в повышенном размере с даты государственной регистрации данного предприятия. Иными словами, если предприятие зарегистрируется, например, в апреле, а сведения о регистрации предприятия ЖЭС получит только в июне, то это не означает, что собственник жилого помещения освобождается от платы за техническое обслуживание жилого помещения и коммунальные услуги за апрель и май. Оплату за техническое обслуживание жилого помещения и коммунальные услуги в указанные месяцы необходимо в любом случае произвести в июне по ставкам, утвержденным законодательством для случаев размещения предприятия в жилом помещении.
На практике описанная процедура введена не во всех ЖЭС , поэтому рекомендуется отправлять в ЖЭС от имени учредителя письмо с уведомлением о размещении юридического адреса в жилом помещении.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то в отличие от ЧУП факт их государственной регистрации не является основанием взимания с них платы за коммунальные услуги и иных платежей в повышенном размере. Кроме того, индивидуальный предприниматель не наделяется правом учитывать оплату коммунальных платежей в составе расходов при исчислении подоходного налога с доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
3. Вопросы государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения и изменения их юридического адреса
3.1. Документы на юридический адрес, необходимые при создании юридического лица.
Государственную регистрацию создаваемого юридического лица проводит государственный орган, к территориальной подведомственности которого будет относиться организация, исходя из ее предполагаемого места размещения.
Поскольку в качестве регистрирующих органов указываются областные и Минский городской исполнительные комитеты, то изначально при государственной регистрации, по сути, имеет значение лишь информация об области, в которой создается организация. В заявлении о государственной регистрации, однако, содержатся графы для указания более точных данных о юридическом адресе: почтовый индекс, район, город, сельский населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира (офис), телефон/факс, тип помещения. Указание данных сведений необходимо, чтобы:
• обеспечить ЕГР информацией о конкретном месте нахождения организации, что расширяет информационную составляющую ЕГР;
• получить необходимую информацию для постановки создаваемого юридического лица на учет в соответствующих государственных органах и организациях через автоматизированную информационную систему «Взаимодействие».
Как уже упоминалось выше, при государственной регистрации учредители представляют устав организации, который должен соответствовать требованиям законодательства, в т.ч. содержать сведения о месте нахождения юридического лица.
Список документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, является исчерпывающим. Истребование от учредителей каких-либо иных документов запрещается.
Однако процедура создания (а не только государственной регистрации) юридического лица предполагает необходимость наличия у организации определенного перечня документов сверх того, что требуют регистрирующие органы. К таким документам относятся, в частности, гарантийное письмо и согласие собственника на размещение в жилом помещении предприятия.
Гарантийное письмо (см. образец 1) по своей природе является не более чем одним из видов информационных писем. В нем содержится сообщение арендодателя, адресованное регистрирующему органу либо учредителю юридического лица и гарантирующее предоставление того или иного помещения создаваемому юридическому лицу после его государственной регистрации на условиях и в порядке, определяемых договором аренды. К гарантийному письму могут прилагаться копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, технического паспорта, выкопировки и т.д.
Важно понимать, что гарантийное письмо не является ни договором аренды помещения, ни предварительным договором, ни основанием для понуждения к заключению договора аренды. По сути, оно выполняет лишь информационно-доказательственную функцию:
• информирует самого учредителя о варианте предполагаемого места размещения юридического лица, что позволяет учредителю подробно определить место размещения в заявлении о государственной регистрации юридического лица;
• служит доказательством соблюдения учредителями порядка создания юридического лица, в частности соблюдения требования об определении предполагаемого места размещения создаваемого юридического лица до подачи документов для государственной регистрации.
При планировании деятельности по созданию юридического лица рекомендуем соблюсти такую последовательность: сначала согласовать наименование создаваемого юридического лица, а уже затем обращаться за гарантийным письмом. В таком случае в гарантийном письме можно указать точное наименование создаваемой организации, что в значительной мере повысит степень конкретности и доказательственной силы гарантийного письма.
Согласие собственника (см. образец 2) и всех совершеннолетних лиц, проживающих в квартире, которая является местом размещения ЧУП, также представляет собой, прежде всего, доказательство соблюдения процедуры создания предприятия. Кроме того, письменное согласие позволяет избежать претензий и жалоб собственника (сособственника) и иных лиц по поводу нецелевого использования жилого помещения (т.е. позволяет защитить себя перед государственными органами, в которые эти жалобы будут направляться).
3.2. Особенности указания места нахождения юридических лиц некоторых организационно-правовых форм.
3.2.1. Особенности указания места нахождения товарищества собственников во вновь строящемся здании.
Согласно действующей редакции Закона РБ от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении» товарищество собственников (ТС) регистрируется соответствующим органом по месту нахождения недвижимого имущества совместного домовладения.
В то же время до государственной регистрации построенного здания в Едином государственном регистре недвижимого имущества (далее - ЕГРНИ) недвижимым имуществом, включаемым в состав совместного домовладения, может являться только земельный участок, отведенный под строительство здания. Строящееся здание (пусть даже полностью построенное, но не зарегистрированное в ЕГРНИ) недвижимым имуществом не является.
Данная норма законодательства противоречит Положению о государственной регистрации и ГК. Первый нормативный правовой акт указывает, что государственная регистрация юридического лица (в т.ч. и ТС) осуществляется по месту нахождения юридического лица (а не по месту нахождения его недвижимого имущества). Гражданский кодекс определяет место нахождения юридического лица местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются).
Следовательно, местом нахождения ТС может быть не только место нахождения его недвижимого имущества, но и любое другое помещение, в т.ч. в другом населенном пункте (что представляется, однако, нецелесообразным ввиду неудобства осуществления деятельности ТС после ввода здания в эксплуатацию и регистрации его в ЕГРНИ).
![]() |
Пример Застройщик (строительная организация, расположенная в г.Минске) может зарегистрировать ТС для управления возводимым им зданием в г.Глубоком, в одном из принадлежащих ему нежилых помещений в г.Минске (соответственно регистрирующий орган - администрация района г.Минска, а не Глубокский районный исполнительный комитет). После регистрации здания в ЕГРНИ ТС может принять решение об изменении юридического адреса. |
Таким образом, при государственной регистрации ТС застройщик вправе указать в качестве места нахождения юридического лица любое юридически существующее на момент государственной регистрации ТС помещение, а уже после регистрации вновь построенного здания уведомить регистрирующий орган об изменении юридического адреса и указать помещение в этом здании. Тем самым учредитель застрахует себя от признания государственной регистрации недействительной (указание предполагаемого места размещения юридического лица не подойдет, поскольку нельзя предполагать разместить юридическое лицо в здании, существование которого само по себе еще только предполагается).
При этом в уставе наряду с местом нахождения ТС можно сразу указать адрес недвижимого имущества, которым это ТС будет управлять (адрес строящегося здания согласно справке о присвоении почтового адреса).
3.3. Некоторые вопросы изменения юридического адреса.
3.3.1. Понятие изменения юридического адреса.
Изменение юридического адреса влечет за собой изменение учредительных документов юридического лица, поскольку информация о месте нахождения юридического лица является обязательным пунктом учредительных документов организации.
Согласно п.3 ст.48 ГК процедура внесения изменений в учредительные документы юридического лица по общему правилу осуществляется в порядке государственной регистрации изменений в учредительные документы, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В случае изменения места нахождения юридического лица Положением о государственной регистрации как раз установлена возможность осуществления процедуры изменения места нахождения юридического лица путем уведомления регистрирующего органа.
![]() |
Обратите внимание! Такая возможность установлена только для юридических лиц, на которые распространяется действие Положения о государственной регистрации. Для остальных организационно-правовых форм сохраняется необходимость государственной регистрации изменения учредительных документов. |
Фактически в случае изменения юридического адреса через уведомление регистрирующего органа учредительные документы не изменяются, достаточно иметь в делах организации экземпляр уведомления об изменении места нахождения юридического лица с отметкой регистрирующего органа о получении. Уведомление составляется по форме, установленной приложением 17 к постановлению № 8.
Естественно, что в случае внесения иных изменений (наряду с юридическим адресом), а также если в самих учредительных документах организации закреплена обязанность внести в определенный срок изменения в учредительные документы, вместо направления уведомления следует обратиться за соответствующей регистрацией изменений (без направления дополнительного уведомления).
Положение о государственной регистрации устанавливает требование об уведомлении регистрирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня изменения места нахождения юридического лица (часть вторая п.22).
Датой смены адреса является дата фактического изменения места нахождения (например, истечение срока аренды прежнего помещения). В то же время для третьих лиц (в т.ч. для инспекций Министерства по налогам и сборам РБ, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) и т.п.) изменения вступают в силу со дня государственной регистрации изменений в учредительных документах либо уведомления регистрирующего органа, т.е. для них срок начинает исчисляться с даты получения регистрирующим органом уведомления об изменении юридического адреса.
Решение об изменении места нахождения (имеется в виду документально оформленное решение - протокол общего собрания, решение учредителя) может быть принято и ранее фактического переезда, однако следует учитывать требование ФСЗН об уведомлении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об изменении места нахождения.
3.3.2. Государственные органы и организации, которые необходимо уведомить об изменении места нахождения юридического лица.
1. Регистрирующий орган (по новому месту нахождения юридического лица) - в течение 10 рабочих дней со дня изменения места нахождения (часть вторая п.22 Положения о государственной регистрации; п.15 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25).
2. Инспекции Министерства по налогам и сборам РБ (по месту постановки на учет) - в срок не позднее 10 рабочих дней со дня изменения места нахождения (подп.1.9.5 п.1 ст.22 НК ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вышеназванная норма содержится в подп.1.9.6 п.1 ст.22 новой редакции НК. |
3. Фонд социальной защиты населения (по месту постановки на учет) - в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об изменении местонахождения юридического лица (абзац 10 п.26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2018 г. абзац 10 п.26 Положения № 40 исключен Указом Президента РБ от 27.12.2018 № 500. |
4. Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» - в течение 1 месяца со дня изменения места нахождения (п.16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1294).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
5. Банк. Обязанности уведомить банк и срока такого уведомления законодательством не установлено, но, как правило, банки включают этот пункт в договор банковского счета.
Кроме того, при наличии лицензии необходимо в месячный срок со дня уведомления регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица внести соответствующие изменения в лицензию.
4. Использование помещений для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг)
Производственная деятельность может осуществляться только в нежилых помещениях.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением ЧУП, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
Это означает, что в жилом помещении, являющемся местонахождением ЧУП, не допускается ремонтировать обувь, продавать товары, оказывать парикмахерские услуги и другие действия без перевода этого помещения в нежилое (порядок перевода был рассмотрен нами выше). В жилом помещении, являющемся местонахождением ЧУП, должны, например, храниться документы ЧУП, в нем может находиться руководитель предприятия.
Не допускается использование жилого помещения также для хранения товаров, например в случае, когда предприятие или индивидуальный предприниматель занимается торговлей по образцам.
Существуют такие виды деятельности, которые на первый взгляд трудно отнести к производственной деятельности, в результате чего возникают вопросы о возможности их осуществления по месту нахождения предприятия или индивидуального предпринимателя в жилом помещении, например ситуация, когда предприятие или индивидуальный предприниматель занимаются разработкой программного обеспечения. Жилищный кодекс не предусматривает каких-либо исключений в вопросе целевого использования жилых помещений для тех или иных видов деятельности. Поэтому разницы между написанием компьютерных программ и изготовлением, например, шарикоподшипников с точки зрения жилищного законодательства нет. С другой стороны, доказать нецелевое использование жилого помещения в случае той же разработки программного обеспечения, на наш взгляд, крайне сложно (если вообще возможно), особенно в случае индивидуального предпринимателя, или если программы разрабатывает учредитель предприятия или индивидуальный предприниматель, который является также его директором.
5. Ответственность за несоблюдение законодательства Республики Беларусь при использовании помещений в предпринимательской деятельности
Законодательство Республики Беларусь содержит нормы, предусматривающие ответственность за нарушения, касающиеся вопросов юридического адреса.
Подобные нарушения могут возникнуть с первых дней существования организации. В частности, ситуация с указанием юридического адреса при регистрации.
Во-первых, информация о юридическом адресе должна соответствовать действительности.
Во-вторых, должен быть подтвержден процесс определения предполагаемого места расположения юридического лица до его государственной регистрации.
Конечно, в обеих ситуациях возникают вопросы о доказуемости нарушений (ведь формулировка о предполагаемом адресе предоставляет учредителям значительное пространство для решения вопроса размещения юридического лица). Однако в случае, если нарушение будет установлено и доказано, последствия окажутся довольно серьезными - признание недействительной государственной регистрации юридического лица и взыскание доходов за весь период деятельности фирмы в государственный бюджет.
Указание в заявлении о государственной регистрации жилого помещения (когда отсутствуют рассмотренные выше условия) является нарушением требований законодательства в процессе создания организации. Поскольку учредитель в заявлении подтверждает, что установленный порядок создания юридического лица соблюден, следовательно, в заявлении он указывает недостоверные сведения, что влечет признание государственной регистрации недействительной.
Ответственность за нецелевое использование жилого помещения (в т.ч. осуществление в нем производственной деятельности) определена в ст.21.16 КоАП: нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в т.ч. инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - от 30 до 50 БВ.
Также административная ответственность предусмотрена за несообщение информации в налоговый орган. В частности, ст.13.8 КоАП устанавливает, что непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.14.6 КоАП, утвержденного Законом РБ от 06.01.2021 № 91-З. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере до 20 БВ. |
Хотя напрямую в ст.13.8 КоАП речи о непредставлении информации о юридическом адресе не идет, однако согласно НК представление таких сведений является обязанностью плательщика, следовательно, будет иметь место нарушение, предусмотренное данной статьей. Правда, согласно примечанию к этой статье не является административным правонарушением, предусмотренным данной статьей, непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня.
Для того чтобы данные меры ответственности не были применены, советуем всем предпринимателям серьезно относиться к рассмотренным вопросам. Полагаем, наши рекомендации позволят обезопасить себя от претензий, связанных с размещением юридического адреса.
(Оформляется на фирменном бланке)
Учредителю
___________ № _____________ На № ______ от _____________
О гарантии предоставления помещения в аренду
__________________________________ гарантирует предоставление в аренду под офис (наименование арендодателя) (с правом юридического адреса) нежилое помещение площадью _____ кв.м, расположенное по адресу: _____________________________________________________, вновь создаваемому (полный адрес) _______________________________________________________________________________. (фирменное наименование создаваемого юридического лица) Помещение будет предоставлено организацией после государственной регистрации ___ __________________________________________________________ в порядке и на условиях, (фирменное наименование создаваемого юридического лица) установленных договором аренды.
Приложение: _______________________________________________________ на __ л. в 1 экз. (копия техпаспорта, регистрационного удостоверения,
|
Регистрирующий орган Учредитель | |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, __________________, дата рождения ________, место рождения _________________, (Ф.И.О.) паспорт _________, выдан ________________________, личный номер __________________, проживающий по адресу: ____________________________________, являюсь собственником квартиры (проживаю в квартире), расположенной по адресу: ___________________________, и не возражаю против предоставления помещения в жилом доме по вышеуказанному адресу под юридический адрес __________________________________________________________. (фирменное наименование создаваемого юридического лица) |
_______________ | ___________________ |
(дата) |
(подпись) |
27.02.2014
Лариса Кожич, юрист