


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ИСПОЛЬЗУЕМ РЕАГЕНТ ADBLUE: ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА ПРИ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ, БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Общие сведения о реагенте AdBlue
В автомобилях с двигателями стандарта Евро-4 и Евро-5, оснащенных системой селективного каталитического восстановления SCR (Selective Catalytic Reduction), используют реагент AdBlue, который представляет собой смесь воды и мочевины (32,5 %). Реагент AdBlue используется для уменьшения выбросов вредных веществ в отработанных газах автомобилей.
Для изучения технологии и возможностей производства реагента AdBlue в Республике Беларусь, условий его реализации на автозаправочных станциях общего пользования для заправки автомобилей, а также опыта работы компаний, осуществляющих поставку систем для хранения и заправки реагента AdBlue, Совет Министров РБ постановлением от 31.12.2006 № 1804 утвердил Комплекс мер по обеспечению эксплуатации в Республике Беларусь автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, соответствующих требованиям Правил ЕЭК ООН № 49(04)В1 (Евро-4) и № 49(04)В2 (Евро-5)/Пересмотр 3, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ.
Для двигателей стандарта Евро-4 количество используемого реагента составляет около 3-4 % от количества сожженного топлива, а для стандарта Евро-5 - около 5-7 %.
С учетом этих технических данных, изложенных в главе 2 Программы развития автомобильной отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 годы (утверждена постановлением Совета Министров РБ от 18.12.2007 № 1777), Министерство транспорта и коммуникаций РБ разработало следующие временные нормы расхода реагента AdBlue при эксплуатации механических транспортных средств, оснащенных системой SCR (см. постановление Минтранса РБ от 08.09.2008 № 94):
• если уровень токсичности определен стандартом Евро-4, - не более 5 % от линейной нормы расхода топлива;
• если уровень токсичности определен стандартом Евро-5, - не более 7 % от линейной нормы расхода топлива.
При этом постановлением Минтранса РБ от 01.06.2010 № 41 «О внесении дополнения в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 8 сентября 2008 г. № 94» уточнено, что указанные временные нормы расхода реагента AdBlue применяются с учетом повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива, установленных Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141.
Учет израсходованного реагента AdBlue в себестоимости продукции (работ, услуг)
Стоимость реагента AdBlue, израсходованного при эксплуатации в производственных целях автомобильных транспортных средств, представляет собой материальные затраты организации, которые подлежат включению в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Как любые материальные затраты, стоимость реагента AdBlue (для плательщиков НДС - без учета «входного» НДС, сумма которого учитывается отдельно и подлежит вычету из суммы НДС, исчисленной от полученной выручки от реализации; для неплательщиков НДС - с учетом «входного» НДС, увеличивающего покупную стоимость приобретаемого реагента) включается в себестоимость того отчетного периода, в котором имело место фактическое использование этого реагента, независимо от времени его оплаты - предварительной или последующей.
Включение расходов на реагент в тариф на перевозку
Использование реагента AdBlue при эксплуатации автомобилей стандарта Евро-4 и Евро-5, оснащенных системой SCR, предусмотрено техническими параметрами названных транспортных средств, т.е. является необходимым условием допуска этих автомобилей к осуществлению международных перевозок.
С учетом отмеченного стоимость реагента, израсходованного при перевозках, включается в состав затрат, учитываемых при ценообразовании, на общих основаниях.
В целях обеспечения единого порядка формирования и применения организациями тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров приказом Минтранса РБ от 23.04.2013 № 158-Ц утверждены Методические рекомендации по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь (далее - Методические рекомендации № 158-Ц).
Организациям, осуществляющим перевозки грузов по городу и (или) в пригородном сообщении с применением сдельной системы оплаты, при калькулировании себестоимости этих перевозок рекомендуется группировать затраты по статьям, перечень которых приведен в п.8 Методических рекомендаций № 158-Ц.
На основании подп.8.3 п.8 Методических рекомендаций № 158-Ц в состав прямых материальных затрат включается стоимость израсходованного на перевозки топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов. Расходы на реагент AdBlue надлежит включать в расходы на эксплуатационные материалы.
Затраты на эксплуатационные материалы (Sэм) определяются по формуле (см. подп.8.3.2 п.8 Методических рекомендаций № 158-Ц):
Sэм = Sт x Nэм / 100,
где Sт- затраты на автомобильное топливо;
Nэм - норма расхода эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на автомобильное топливо в процентах.
Норма расхода определяется в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств, утвержденными приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-Ц (далее - Нормы затрат на ТО и Р).
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы также могут определяться на основе норм, утвержденных руководителем организации (в т.ч. в случае отсутствия собственной ремонтной базы и проведения смазочных и других работ сторонними организациями), но не выше значений, приведенных в Нормах затрат на ТО и Р.
Порядок расчета количества и стоимости израсходованного реагента
С учетом изложенного рассмотрим ситуацию, когда, например, автомобильный фургон белорусской транспортной организации, оснащенный системой SCR и отвечающий по уровню токсичности экологическому стандарту Евро-4, осуществляет рейс в одну из стран Западной Европы для доставки оттуда товара на территорию Республики Беларусь.
Для совершения поездки автомобиль заправлен 20 л реагента AdBlue, приобретенного по цене 6 600 руб. (в т.ч. НДС - 1 100 руб.) за 1 л.
За рейс автомобильный фургон проехал 1 500 км. Норма расхода топлива для данного транспортного средства составляет 26 л на 100 км.
Приказом по организации норма расхода реагента AdBlue установлена в размере 5 % от линейной нормы расхода топлива.
При таких исходных данных количество и стоимость израсходованного реагента AdBlue рассчитывается следующим образом.
1. Определяем норму расхода реагента для данного автомобиля: 26 х 5 % = 1,3 (л/100 км).
2. Рассчитываем количество израсходованного реагента за поездку: 1,3 х 1 500 / 100 = 19,5 (л).
3. Находим стоимость израсходованного реагента (без НДС): 19,5 х (6 600 - 1 100) = 107 250 (руб.).
Отражение операций по приобретению и использованию реагента AdBlue в бухгалтерском учете
Реагент AdBlue в бухгалтерском учете отражается в составе производственных запасов.
Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.6 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133)).
Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на их приобретение (часть первая п.7 Инструкции № 133). При этом плательщики налога на добавленную стоимость сумму НДС, выставленную поставщиком, в фактическую себестоимость реагента AdBlue не включают, а учитывают отдельно - на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».
К фактическим затратам на приобретение запасов относятся:
• стоимость запасов по ценам приобретения;
• таможенные сборы и пошлины;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
• затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
• затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях;
• транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов (часть вторая п.7 Инструкции № 133).
Торговые и другие аналогичные скидки не включаются в фактическую себестоимость приобретенных запасов (часть третья п.7 Инструкции № 133).
С учетом изложенного реагент AdBlue следует учитывать на счете 10 «Материалы». Для этого может быть задействован субсчет 10-1 «Сырье и материалы», субсчет 10-6 «Прочие материалы» или другой субсчет, открытый организацией специально для учета данного реагента. Так, частью третьей п.3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, предусмотрено, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
При постановке на учет приобретенного реагента AdBlue в бухгалтерском учете рекомендуется применять следующую корреспонденцию (использованы числовые данные приведенного выше примера):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс.руб. |
Произведена оплата за реагент AdBlue (6 600 х 20 л) |
132 000 | ||
Отражена стоимость реагента (по цене приобретения) без НДС, выставленного поставщиком ((6 600 - 1 100) х 20 л) |
60 |
110 000 | |
Учтена сумма НДС, выставленная поставщиком (1 100 х 20 л) |
60 |
22 000 | |
Налог на добавленную стоимость, выставленный поставщиком, принят к вычету |
18 |
22 000 |
Списание израсходованного реагента AdBlue производится в бухгалтерском учете с применением следующей корреспонденции:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс.руб. |
Списана стоимость израсходованного при поездке реагента AdBlue ((6 600 - 1 100) х 19,5) |
10 |
107 250 |
Учет расходов на реагент при налогообложении
Стоимость реагента AdBlue, использованного в процессе эксплуатации транспортных средств, включается в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, на основании ст.130 Налогового кодекса РБ (далее - НК), в которой закреплено следующее:
1) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1);
2) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2).
При этом в отношении реагента AdBlue, использование которого связано с доставкой продукции и (или) товаров покупателям в процессе их реализации, необходимо принимать во внимание следующую особенность (касается прежде всего организаций, осуществляющих перевозку продукции и (или) товаров собственным транспортом): при определении прибыли от реализации произведенной продукции и (или) приобретенных товаров принимаются в расчет затраты, приходящиеся на фактически реализованные продукцию и (или) товары, рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (подп.2.3 п.2 ст.130 НК).
12.11.2013
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»