


Материал помещен в архив


ИСТЕЧЕНИЕ СРОКА, ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Отношения, связанные с прекращением государственной службы, регулируются главой 5 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон). Пункт 1 ст.40 Закона содержит перечень оснований прекращения государственной службы. Одно из таких оснований - истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности (подп.1.3 п.1 ст.40 Закона).
На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства (п.2 ст.1 Закона). В частности, трудовые отношения с участием государственных служащих в части, не урегулированной Законом и другими актами законодательства о государственной службе, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК).
С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее 1 года руководителем соответствующего государственного органа (п.2 ст.30 Закона).
С гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде (п.6 ст.30 Закона).
В случае, предусмотренном п.6 ст.30 Закона, с государственным служащим заключается срочный трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с ТК сохраняется место работы (п.4 части первой ст.17 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.17 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З (далее - Закон № 219-З). Комментарий см. здесь. |
Полномочия государственного служащего на государственной должности прекращаются в связи с истечением срока действия контракта или срочного трудового договора на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
В решении, приказе, распоряжении, ином акте соответствующего государственного органа, должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовой книжке делаются ссылки соответственно на ст.33 и 40 Закона (часть вторая п.13 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271).
![]() |
Обратите внимание! При увольнении государственного служащего в связи с истечением срока полномочий на государственной должности в записи в трудовой книжке делается ссылка на подп.1.3 п.1 ст.40 Закона, а не на п.2 части второй ст.35 ТК. |
При этом в соответствии со ст.38 ТК датой увольнения следует считать:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.38 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. Комментарий см. здесь. |
1) день истечения срока действия контракта (п.2 ст.17 ТК), то есть последний день такого срока. Контракт прекращается в последний день его действия независимо от того, на какой день (рабочий или выходной) приходится его окончание (п.16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников»; далее - Постановление). Увольнение работника по данному основанию не исключается в период временной нетрудоспособности либо пребывания в отпуске;
2) день, предшествующий выходу на работу временно отсутствовавшего государственного служащего, на время выполнения обязанностей которого был заключен трудовой договор (п.4 ст.17 ТК).
Действие ТК распространяется на отношения, связанные с государственной службой, лишь в части, не урегулированной Законом и иными актами законодательства (п.2 ст.1 Закона). В связи с этим можно сделать вывод, что к отношениям, связанным с прекращением государственной службы в связи с истечением срока действия контракта (срочного трудового договора на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника), не применяется правило об автоматическом продлении трудовых отношений на неопределенный срок в случае, установленном ст.39 ТК. Это связано с тем, что Закон не предусматривает возможности заключения с государственными служащими трудовых договоров на неопределенный срок.
![]() |
Обратите внимание! Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (часть третья п.11 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2020 г. Указ № 180 утратил силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 91. |
Несоблюдение данного условия может признаваться судом как нарушение установленного порядка увольнения с работы, которое не влечет восстановления на работе, но может стать основанием для вынесения судом решения о возмещении морального вреда (ст.246 ТК), если такое требование заявлено (часть первая п.12 Постановления). Представляется, что несоблюдение работником срока уведомления нанимателя о решении прекратить трудовые отношения не является основанием отказа государственному служащему в увольнении по п.2 части второй ст.35 ТК и не влечет для него иных негативных последствий.
Досрочное прекращение полномочий государственного служащего
Согласно п.2 ст.32 Закона контракт может быть расторгнут досрочно:
1) по инициативе нанимателя или требованию государственного служащего при невыполнении или ненадлежащем выполнении одной из сторон условий контракта;
2) в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о труде;
3) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
В соответствии с ТК контракт или срочный трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника с государственным служащим может быть досрочно прекращен:
1) по соглашению сторон (п.1 части второй ст.35 ТК);
2) по требованию государственного служащего в случае его болезни или инвалидности, иных уважительных причин, препятствующих нахождению на государственной службе, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (ст.41 ТК);
3) по инициативе нанимателя (ст.42 ТК) в случае неявки государственного служащего на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), ликвидации государственного органа (организации), прекращения деятельности его обособленного подразделения, расположенного в другой местности, сокращения численности или штата работников и др.;
4) в связи с переводом государственного служащего, с его согласия, к другому нанимателю или переходом на выборную должность (п.4 части второй ст.35 ТК);
5) в связи с отказом государственного служащего от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем, от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда или реорганизацией государственного органа (организации) (п.5 части второй ст.35 ТК);
6) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст.44 ТК), таким как:
- призыв государственного служащего на военную службу, направление его на альтернативную службу;
- восстановление на работе государственного служащего, ранее занимавшего данную должность;
- нарушение установленных правил приема на работу;
- неизбрание на должность (в том числе по конкурсу);
- смерть государственного служащего, признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим и др.;
7) в связи с неподписанием работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п.5 ст.47 ТК), и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.5 ч.2 ст.35, ст.41, 44 ТК с изменениями, внесенными Законом № 219-З. Комментарий см. здесь. С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ст.42 и 47 ТК с учетом изменений, внесенных Законом от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, истечение срока полномочий на государственной должности связано с истечением срока действия срочного трудового договора, заключенного с государственным служащим. Досрочное прекращение указанных полномочий связано с наступлением иных обстоятельств, являющихся основанием увольнения до истечения срока действия срочного трудового договора. При увольнении государственного служащего по рассматриваемому основанию к отношениям сторон субсидиарно применяются нормы ТК об увольнении по п.2 части второй ст.35 ТК.
19.07.2017
Елена Гадлевская, юрист
По этой теме также см.:
Основания прекращения государственной службы.