


Материал помещен в архив


ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Основу правового регулирования трудовых отношений с участием государственных служащих составляет Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»
![]() |
Справочно Список нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда государственных служащих, см. здесь. |
Трудовые отношения с участием государственных служащих в части, не урегулированной Законом и другими актами законодательства о государственной службе, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК).
Отношения в области прекращения государственной службы регламентируются главой 5 Закона.
Пункт 1 ст.40 Закона содержит перечень оснований прекращения государственной службы. Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами (п.2 ст.40 Закона).
В частности, государственный служащий может быть уволен с государственной службы по основаниям, предусмотренным:
• ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Комментарий см. здесь; |
• Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»
• Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»
Основания для прекращения государственной службы согласно пункту 1 статьи 40 Закона
1. Достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе (подп.1.1).
2. Возникновение (установление) обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.33 Закона (подп.1.2).
3. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности (подп.1.3).
4. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой (подп.1.4).
5. Разглашение сведений, составляющих государственные секреты (подп.1.5).
6. Отказ от принесения присяги (подп.1.6).
7. Нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу (подп.1.7).
9. Грубое нарушение должностных обязанностей (подп.1.9).
10. Совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе (подп.1.91).
11. Прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты (подп.1.10).
12. Неудовлетворительный результат предварительного испытания (подп.1.11).
13. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда (подп.1.12).
Подробнее приведенные выше основания прекращения госслужбы рассмотрим в таблице:
№ п/п | Основание для увольнения | Подпункт п.1 ст.40 Закона | Примечание |
Достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе | Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет 65 лет (ст.41 Закона). В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе. Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста. Исключение составляет случай, предусмотренный п.4 ст.41 Закона, согласно которому государственные служащие, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет - предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Такой порядок определен Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 367 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы» От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2022 г. действует Указ от 06.09.2022 № 310 «Об оставлении на государственной гражданской службе».Подпунктом 1.1 п.1 Указа № 367 предусмотрено, что государственные служащие, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет, могут быть оставлены на государственной службе при одновременном соблюдении двух условий: 1) востребованность государством профессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической работы государственного служащего; 2) согласие государственного служащего на оставление на государственной службе. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме (абзац 5 части второй подп.1.3 п.1 Указа № 367). Решение об оставлении на государственной службе сверх предельного возраста принимается Президентом Республики Беларусь по представлению государственного органа (должностного лица), уполномоченного на внесение Главе государства в установленном законодательством порядке предложений о назначении на соответствующую должность (об освобождении от должности) (подп.1.2 п.1 Указа № 367). Представление об оставлении государственного служащего на государственной службе сверх предельного возраста вносится на рассмотрение Президента Республики Беларусь, как правило, не позднее чем за 3 месяца до достижения государственным служащим предельного возраста с указанием срока, на который предлагается продлить с ним трудовые отношения (часть первая подп.1.3 п.1 Указа № 367). Данное представление оформляется в виде письма, к которому прилагаются документы, перечисленные в части второй подп.1.3 п.1 Указа № 367, в том числе письменное согласие должностного лица на продление с ним трудовых отношений | ||
Возникновение (установление) обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.33 Закона | В п.1 ст.33 Закона перечислены обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в приеме на государственную службу: - признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным; - лишение его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; - несоответствие его квалификационным требованиям; - представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности, и др. Трудовые отношения с государственным служащим подлежат прекращению по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона в случае, если указанные обстоятельства возникли после приема на государственную службу либо имели место до такого приема и были установлены после него. Дата увольнения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от того, какое обстоятельство из числа предусмотренных п.1 ст.33 Закона возникло или установлено. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности | Истечение срока полномочий на государственной должности связано с истечением срока действия срочного трудового договора, заключенного с государственным служащим. Досрочное прекращение указанных полномочий связано с наступлением иных обстоятельств, являющихся основанием для увольнения, до истечения срока действия срочного трудового договора. При увольнении государственного служащего по рассматриваемому основанию к отношениям сторон субсидиарно применяются нормы ТК об увольнении по п.2 части второй ст.35 ТК. В соответствии со ст.38 ТК датой увольнения следует считать: 1) день истечения срока действия контракта (п.2 ст.17 ТК), то есть последний день такого срока; 2) день, предшествующий выходу на работу временно отсутствовавшего государственного служащего, на время выполнения обязанностей которого был заключен трудовой договор (п.4 ст.17 ТК). Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой | Ограничения, связанные с государственной службой, определены пп.1-31 ст.22 Закона. Так, государственный служащий не вправе: - заниматься предпринимательской деятельностью; - выполнять иную оплачиваемую работу (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики); - использовать служебное положение в интересах других лиц; - принимать подарки или получать другую выгоду (за исключением сувениров, вручаемых при проведении официальных мероприятий) и др. (п.1 ст.22 Закона). Трудовые отношения с государственным служащим подлежат прекращению по подп.1.4 п.1 ст.40 Закона в случае, если ограничения, связанные с государственной службой, нарушены после приема на государственную службу либо нарушения имели место до такого приема и продолжились после него, о чем не было известно нанимателю. Дата увольнения определяется в каждом конкретном случае в зависимости от того, какое ограничение, связанное с государственной службой, нарушено. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Разглашение сведений, составляющих государственные секреты | Датой увольнения государственного служащего по данному основанию следует считать дату вступления в силу обвинительного приговора или постановления компетентного государственного органа о наложении административного взыскания в связи с разглашением государственных секретов. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Отказ от принесения присяги | По данному основанию с государственной службы могут быть уволены государственные служащие, для которых законодательными актами предусмотрено принесение присяги для вступления в должность | ||
Нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу | В качестве таких нарушений могут, в частности, выступать: 1) наличие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу (п.1 ст.33 Закона), о которых нанимателю было известно, однако, несмотря на это, гражданин был принят на государственную службу; 2) прием государственного служащего без документов, указанных в п.1 ст.25 Закона, и др. Практический интерес представляет вопрос о разграничении увольнения государственного служащего по рассматриваемому основанию и по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона в связи с несоответствием квалификационным требованиям (подп.1.5 п.1 ст.33 Закона), если гражданин был принят на государственную службу, не имея достаточной квалификации. Ответ на вопрос о том, по какому из двух указанных оснований следует в этом случае уволить государственного служащего, зависит от конкретных обстоятельств, при которых он был принят на государственную службу. В данном случае наниматель вправе уволить государственного служащего по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона, если тот был принят на государственную службу с соблюдением всех правил проверки и оценки его квалификации до заключения с ним трудового договора. В частности, гражданин обязан при поступлении на государственную службу предъявить нанимателю диплом или иной документ о соответствующем образовании, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется (подп.1.5 п.1 ст.25 Закона). Наниматель в свою очередь обязан проверить документы и оценить, позволяют ли специальность, квалификация гражданина принять его на государственную службу. При этом наниматель должен исходить из требований квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2003 № 135. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует выпуск 34 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Государственные гражданские должности», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 31.10.2022 № 64.Если нанимателем указанные правила были нарушены, увольнение государственного служащего, по мнению автора, должно осуществляться по подп.1.7 п.1 ст.40 Закона. В качестве документальных оснований увольнения по подп.1.7 п.1 ст.40 Закона могут выступать документы, которыми установлено нарушение требований законодательства при приеме на государственную службу (акты, постановления компетентных государственных органов и т. д.) | ||
Отставка | Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным ст.42 Закона основаниям (наличие необходимого стажа работы или подтвержденного медицинским заключением состояния здоровья, препятствующего исполнению служебных обязанностей) по инициативе государственного служащего (п.1 ст.42 Закона). Порядок отставки государственного служащего определен Положением об отставке государственного служащего, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1270. Особенности отставки отдельных категорий государственных служащих могут быть определены законодательными актами. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь.От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке прекращения государственной гражданской службы в связи с отставкой государственного гражданского служащего, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 571 | ||
Грубое нарушение должностных обязанностей | Закон не определяет, какие нарушения трудовых обязанностей являются грубыми, в связи с чем степень грубости нарушения является оценочным понятием и определяется нанимателем в каждом конкретном случае. При этом учитываются нормы п.5 Декрета № 29 и подп.4.2 п.4 Декрета № 5. По мнению автора, увольнение по подп.1.9 п.1 ст.40 Закона является дисциплинарным взысканием (подп.1.5 п.1 ст.57 Закона), в связи с чем при применении данного дисциплинарного взыскания должны соблюдаться нормы ст.57 Закона, а также трудового законодательства о дисциплинарной ответственности (п.4 ст.57 Закона). От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей к государственным служащим может также применяться дисциплинарное взыскание в виде лишения полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (п.1 ст.57 Закона о государственной службе в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З).Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе | Представляется, что основанием увольнения государственного служащего по подп.1.91 п.1 ст.40 Закона может являться какой-либо аморальный проступок, несовместимый с продолжением государственной службы, совершенный в связи или вне связи с исполнением должностных обязанностей. При этом, по мнению автора, наличие в действиях (бездействии) государственного служащего, в которых выразился аморальный проступок, состава преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка не обязательно. Основанием для увольнения государственного служащего по подп.1.91 п.1 ст.40 Закона может являться также дисциплинарный проступок, не относящийся к грубым нарушениям должностных обязанностей, однако влекущий прекращение государственной службы в связи с несовместимостью с государственной службой. Проступок, совершенный до поступления на государственную службу, также может явиться основанием для увольнения по подп.1.91 п.1 ст.40 Закона. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Прекращение гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты | Следует отметить, что отсутствие гражданства Республики Беларусь предусмотрено подп.1.7 п.1 ст.33 Закона в числе обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в приеме на государственную службу. Возникновение одного из указанных обстоятельств является основанием для увольнения государственного служащего по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона. Вместе с тем прекращение гражданства Республики Беларусь выделено Законом в отдельное основание для прекращения государственной службы. Таким образом, в случае выхода из гражданства Республики Беларусь или его утраты государственный служащий подлежит увольнению не по подп.1.2, а по подп.1.10 п.1 ст.40 Закона. Датой увольнения по рассматриваемому основанию следует считать дату прекращения гражданства Республики Беларусь (издания указа Президента Республики Беларусь о выходе из гражданства Республики Беларусь, регистрации органом внутренних дел утраты гражданства Республики Беларусь) (абзац 3 ст.30, абзац 6 ст.31 Закона Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь») | ||
Неудовлетворительный результат предварительного испытания | Для гражданина, поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от 3 до 6 месяцев (п.1 ст.29 Закона). Если срок предварительного испытания истек и государственный служащий не уволен в порядке, определенном п.5 ст.29 Закона, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным Законом и иными законодательными актами (п.6 ст.29 Закона). Таким образом, расторжение трудового договора по подп.1.11 п.1 ст.40 Закона не допускается после истечения срока предварительного испытания, даже если в течение этого срока нанимателем были выявлены и зафиксированы обстоятельства, позволяющие считать государственного служащего не выдержавшим предварительного испытания. Статья 29 Закона не предусматривает специального порядка прекращения трудовых отношений с государственным служащим по рассматриваемому основанию. Исходя из п.2 ст.1 Закона, в части, неурегулированной ст.29 Закона, отношения сторон при прекращении государственной службы в связи с неудовлетворительным результатом предварительного испытания регулируются ст.28 и 29 ТК. Справочно Дополнительно по данной теме см. здесь. | ||
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда | Следует отметить, что совершение тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо преступления, сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, предусмотрено подп.1.102 п.1 ст.33 Закона в числе обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в приеме на государственную службу. Возникновение одного из указанных обстоятельств является основанием для увольнения государственного служащего по подп.1.2 п.1 ст.40 Закона. Вместе с тем вступление в законную силу обвинительного приговора суда выделено Законом в отдельное основание для прекращения государственной службы. Таким образом, в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда, которым государственный служащий признан виновным в преступлении, предусмотренном подп.1.102 п.1 ст.33 Закона, государственный служащий подлежит увольнению не по подп.1.2, а по подп.1.12 п.1 ст.40 Закона. Также государственный служащий может быть уволен по подп.1.12 п.1 ст.40 Закона в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда, которым государственный служащий признан виновным в любом преступлении, в том числе не связанном с государственной службой, менее тяжком или не представляющем большой общественной опасности. При этом не имеет значения, какое наказание назначено государственному служащему, а также осужден ли он с применением иных мер уголовной ответственности. Датой увольнения по подп.1.12 п.1 ст.40 Закона следует считать дату вступления в законную силу обвинительного приговора суда |
Иные случаи прекращения государственной службы
Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами (п.2 ст.40 Закона).
Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку (п.3 ст.40 Закона).
В решении, приказе, распоряжении, ином акте соответствующего государственного органа, должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовой книжке делаются ссылки соответственно на ст.33 и 40 Закона (часть вторая п.13 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271). Таким образом, при увольнении государственного служащего в связи с возникновением (установлением) обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.33 Закона (подп.1.2 п.1 ст.40 Закона), в записи в трудовой книжке делается ссылка не на подп.1.2 п.1 ст.40 Закона, а на соответствующий подпункт п.1 ст.33 Закона.
Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами (п.4 ст.40 Закона), в частности:
№ п/п | Нормативный документ | Что определяет документ |
1 |
Статья 8 Закона Республики Беларусь от 04.11.1998 № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» | Основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики |
2 |
Статья 6 Закона Республики Беларусь от 27.03.1992 № 1547-XII «О статусе депутата местного Совета депутатов» | Основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата местного Совета депутатов |
3 |
Статья 124 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей | Основания и порядок прекращения полномочий судьи |
4 |
Главы 13 и 14 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.2013 № 22 | Особенности увольнения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям |
5 |
Главы 14 и 15 Положения о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 № 518 | Особенности увольнения сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь |
6 |
Глава 9 Положения о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 № 228 | Основания для прекращения службы должностных лиц в Государственном таможенном комитете, таможнях и государственных учреждениях, входящих в систему таможенных органов |
7 |
Глава 12 Положения о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 660 | Особенности прекращения службы лиц рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь |
Таким образом, специальные основания для прекращения государственной службы предусмотрены п.1 ст.40 Закона. Однако государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами. Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.
19.07.2017
Елена Гадлевская, юрист