Комментарий от 17.02.2020
Автор: Лимож Н.

Изменен Закон о пожарной безопасности. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел I «Общие положения»

Раздел II «Основные направления государственного управления системой пожарной безопасности»

Раздел III «Полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Обязанности должностных лиц организаций, работников и граждан в области обеспечения пожарной безопасности»

Раздел IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования. Добровольные пожарные организации»

Раздел V «Государственный пожарный надзор»

Раздел VII «Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и международных актов»

 

Материал помещен в архив

 

Изменен Закон о пожарной безопасности.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З

Законом Республики Беларусь от 11.11.2019 № 251-З скорректирован Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее - Закон). Изменения вступают в силу с 24.05.2020.

Ниже приведены основные изменения Закона.

Раздел I «Общие положения»

В новой редакции изложена ст.2 «Правовое регулирование отношений в области обеспечения пожарной безопасности» Закона, согласно которой отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются:

Законом;

• актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства;

• международными договорами Республики Беларусь;

• техническими регламентами Таможенного союза, ЕАЭС и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Применение и исполнение технических регламентов ЕАЭС в государствах - членах ЕАЭС является одним из принципов технического регулирования, закрепленных в ст.51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подп.3 п.1 данного Договора).

Статья 4 «Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности» Закона приведена в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Подходы к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в области пожарной безопасности, закрепленные в Законе, аналогичны подходам, изложенным в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

Статья 6 «Участие трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» Закона исключена.

Вместе с тем Закон дополнен разделом IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования. Добровольные пожарные организации», регулирующим участие граждан и коллективов работников в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности посредством участия во внештатных пожарных формированиях, добровольных пожарных организациях, в том числе в создаваемых этими организациями добровольных пожарных формированиях.

Раздел II «Основные направления государственного управления системой пожарной безопасности»

Статья 8 «Система противопожарного нормирования и стандартизации» Закона изложена в новой редакции.

В ней уточнена система противопожарного нормирования и стандартизации, а также определено, что перечень нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов и международных актов, содержащих требования по обеспечению пожарной безопасности, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь не наделен правом согласовывать проекты нормативных правовых актов. В связи с этим в ст.8 Закона установлена необходимость согласования проектов нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и нормативных правовых актов, подготовленных государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС).

Из статьи 11 «Информирование населения о пожарах и вопросах пожарной безопасности» Закона исключена часть третья с учетом того, что рассматриваемые в ней вопросы урегулированы законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия (в том числе в части представления производителями (продавцами) документов, устанавливающих область, условия применения и меры пожарной безопасности при использовании средств противопожарной защиты и изделий, представляющих пожарную опасность).

Средства противопожарной защиты и пожаротушения подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, в форме обязательной сертификации (выдача сертификата) и декларирования соответствия (регистрация декларации) на основании технической оценки пригодности (технического свидетельства пригодности для применения в строительстве).

При этом норма об установлении Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору перечня изделий, представляющих пожарную опасность, утратила актуальность, поскольку требования к такой продукции (кабелям и проводам, бытовым электроприборам, мебели и др.) определяются при подтверждении ее соответствия требованиям действующих технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС): ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768, ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 32, и др.

Раздел III «Полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Обязанности должностных лиц организаций, работников и граждан в области обеспечения пожарной безопасности»

В разделе III Закона уточнены полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, МЧС, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, а также обязанности должностных лиц организаций, работников и граждан в области обеспечения пожарной безопасности.

Так, Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения пожарной безопасности (ст.16 Закона):

1) обеспечивает проведение государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности;

2) определяет порядок и условия возмещения органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь затрат по тушению пожаров на отдельных объектах;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 (далее - Общие требования пожарной безопасности), наделяют Совет Министров Республики Беларусь полномочиями устанавливать специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для:

1) объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек;

2) объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств;

3) объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах, при осуществлении геологоразведочных работ.

Уточнены и конкретизированы полномочия МЧС в области обеспечения пожарной безопасности и определены функции МЧС по регулированию отдельных вопросов в области пожарной безопасности.

Так, МЧС на основании ст.17 Закона:

1) проводит государственную политику;

2) координирует деятельность государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций;

3) утверждает правила пожарной безопасности для жилых домов, строений и сооружений, расположенных на придомовой территории, садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для ведения коллективного садоводства, дач, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельном участке, предоставленном для дачного строительства, и др.

Учитывая, что Общие требования пожарной безопасности не регулируют вопросы эксплуатации объектов жилищного фонда, принадлежащих гражданам, МЧС наделено полномочиями утверждать правила пожарной безопасности для жилищного фонда.

Раздел IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования.  Добровольные пожарные организации»

Закон дополнен разделом IV «Внештатные и добровольные пожарные формирования. Добровольные пожарные организации» (ст.24-31), регулирующим деятельность внештатных и добровольных пожарных формирований, добровольных пожарных организаций.

В частности, разделом IV устанавливаются:

• право граждан, коллективов работников на участие в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст.24 Закона);

• цели, виды, порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований (ст.25 Закона);

• обязанности и права членов внештатных пожарных формирований (ст.26 и 27 Закона);

• гарантии членам внештатных пожарных формирований, меры поощрения и финансирование их деятельности (ст.28 и 29 Закона);

• правовой статус добровольных пожарных организаций (ст.30 Закона);

• обязанности и права членов добровольных пожарных формирований (ст.31 Закона).

Указанные меры призваны усовершенствовать правовое регулирование деятельности внештатных и добровольных пожарных формирований, добровольных пожарных организаций в том числе путем обеспечения необходимых условий для более широкого привлечения граждан в ряды членов этих формирований и организаций, а также стимулирования юридических лиц на создание таких формирований в целях повышения эффективности обеспечения пожарной безопасности.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями законодательства практически на всех объектах республики уже созданы и действуют добровольные пожарные формирования. Вместе с тем все они созданы приказами руководителей организаций, обязанности членов этих формирований закреплены в их должностных инструкциях, что не в полной мере соответствует принципу добровольности.

В этой связи Закон предусматривает четкое разграничение между внештатными пожарными формированиями и добровольными пожарными формированиями, создаваемыми добровольными пожарными организациями, поскольку ст.6 Закона предусматривала участие граждан и трудовых коллективов в общественных и внештатных пожарных объединениях и формированиях, но в целом Закон не разделял общественные и внештатные пожарные формирования и не определял особенности их создания и функционирования.

Внештатные пожарные формирования

Внештатные пожарные формирования будут создаваться в формах пожарных команд, дружин и пожарно-технических комиссий по решению руководителей промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий, органов местного управления и самоуправления. В Законе также закреплены основные права и обязанности членов этих внештатных пожарных формирований. Порядок создания и деятельности этих формирований в целом будет определяться Правительством Республики Беларусь.

Следует отметить, что создание внештатных пожарных формирований на объектах предусмотрено ст.15 и 17 Закона и в республике уже накоплен большой опыт в создании и организации деятельности этих формирований. Корректировка Закона позволит вывести их деятельность на качественно новый уровень и вовлечь большее количество граждан в обеспечение пожарной безопасности. Возложение на местные исполнительные и распорядительные органы функции организации создания внештатных пожарных формирований в виде пожарных команд позволит также шире использовать возможности указанных формирований для защиты населенных пунктов от пожаров.

При этом данное правовое регулирование обеспечит приведение норм Закона в соответствие с уже наработанной практикой их применения и не повлечет значительных финансовых затрат на организацию функционирования указанных формирований.

Добровольные пожарные организации

Законом определены статус добровольных пожарных организаций, цели их создания. Указанные пожарные организации будут создаваться в форме общественных объединений или республиканских государственно-общественных объединений. Они будут осуществлять свою деятельность на основании уставов и создаваться в целях объединения усилий граждан для обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Беларусь, содействия органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям в предупреждении и тушении пожаров, содействия местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам, организациям в создании внештатных пожарных формирований и организации их деятельности, обучения населения мерам пожарной безопасности (ст.30 Закона).

Добровольные пожарные организации для реализации указанных целей будут создавать добровольные пожарные формирования в виде организационных структур.

Определены права и обязанности членов этих формирований (ст.26, 27 Закона). Порядок финансирования, материально-технического обеспечения, меры поощрения членов добровольных пожарных формирований и иные вопросы организации их деятельности будут определяться добровольными пожарными организациями, создавшими эти добровольные пожарные формирования. Никаких ограничений в части выбора видов, определения численного состава создаваемых формирований, методов их работы, а также требований к подготовке (обучению) членов этих формирований Законом не устанавливается. Данные организации смогут определять их самостоятельно, что позволит создавать любые пожарные формирования - от групп, осуществляющих профилактику и пропаганду безопасности жизнедеятельности, до профессиональных подразделений, осуществляющих тушение пожаров.

Также в Законе определены источники финансирования внештатных и добровольных пожарных формирований (ст.29 и 30 Закона) и социальные гарантии членам указанных формирований (ст.28 и 30 Закона).

Раздел V «Государственный пожарный надзор»

В новой редакции ст.32 Закона уточнено понятие государственного пожарного надзора.

Так, государственный пожарный надзор заключается в проверке соблюдения государственными органами, государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами, работниками и гражданами нормативных правовых актов (их структурных элементов), в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов (их структурных элементов), и международных актов (их структурных элементов), содержащих требования по обеспечению пожарной безопасности, образующие систему противопожарного нормирования и стандартизации.

Органы государственного пожарного надзора образуют систему, включающую в себя МЧС и территориальные органы по чрезвычайным ситуациям (ст.33 Закона).

С учетом внесенных изменений органы государственного пожарного надзора не наделены правом приостанавливать действие технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, не согласованных с органами государственного пожарного надзора и противоречащих требованиям пожарной безопасности.

Норма, предусматривающая право работников органов государственного пожарного надзора проводить проверки и мониторинги жилых домов, квартир, объектов незавершенного строительства и других строений (зданий, сооружений), находящихся в собственности граждан (п.1 ст.36 Закона), исключена в связи с тем, что на основании ст.15 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» обязанность по организации проверок состояния жилых помещений граждан возложена на местные исполнительные и распорядительные органы.

Закон наделяет органы государственного пожарного надзора МЧС правом согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований (ст.36 Закона).

Основные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

справочно

Справочно

Функция по согласованию обоснованных отступлений от требований технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с ТР 2009/013/BY, возложена на Министерство архитектуры и строительства (п.34 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июня 2025 г. п.34 Положения № 1476 на основании постановления Совмина от 15.05.2025 № 266 утратил силу. Комментарии см. здесь.

 

Закон предусматривает создание единообразных подходов к согласованию проектной документации при проектировании и строительстве (п.12 ст.361 Закона).

Органам государственного пожарного надзора для выполнения возложенных на них обязанностей предоставлены права:

1) проведения проверок государственных органов, государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

2) доступа на объекты, в отношении которых осуществляются мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, независимо от их назначения, форм собственности, источников финансирования при предъявлении служебных удостоверений и решений об осуществлении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а в отношении объектов, доступ на которые ограничен в соответствии с законодательством, - и иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты, и др. (ст.361 Закона).

Раздел VII «Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности и международных актов»

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возложена на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору найма (аренды, финансовой аренды (лизинга), безвозмездного пользования) исходя из п.61 Общих требований пожарной безопасности определяется в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством (часть вторая ст.46 Закона).

 

17.02.2020

 

Николай Лимож, юрист