


Материал помещен в архив
Изменение административной ответственности за нарушение законодательства о товарных биржах (статья 12.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З
Закон Республики Беларусь от 18.12.2019 № 276-З «Об изменении кодексов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.8 нового Кодекса. Комментарий см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарий см. здесь. |
Внесение изменений обусловлено необходимостью уточнения и дополнения:
1) отдельных положений КоАП:
- определяющих, какие деяния являются административными правонарушениями, основания и условия административной ответственности;
- предусматривающих административные взыскания за совершение таких деяний;
2) статей ПИКоАП в части:
- определения компетенции суда, органов, ведущих административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
- согласования норм КоАП и ПИКоАП с нормами иных законодательных актов.
Пунктом 3 ст.1 Закона ст.12.14 «Нарушение законодательства о товарных биржах» КоАП изложена в новой редакции.
![]() |
Справочно До 29 марта 2020 г. ст.12.14 «Непредставление сведений о внебиржевой сделке, представление неполных или недостоверных сведений о внебиржевой сделке» КоАП предусматривала административную ответственность за непредставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством, либо представление неполных или заведомо недостоверных сведений о такой сделке. |
Применение механизма биржевых торгов предусмотрено в целях содействия развитию организованного оптового рынка товаров (работ, услуг), усиления контроля за реализацией стратегически важной для экономики Республики Беларусь продукции, возврата в страну валютной выручки, повышения эффективности экспорта товаров белорусских производителей, создания максимально прозрачной системы заключения сделок, в том числе с точки зрения ценообразования.
Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2006 № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа"» Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять исходя из национальных интересов перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», в том числе внешнеторговые, и условия заключения таких сделок (далее - Перечень).
Перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 (далее - постановление № 714) и в настоящее время включает в себя 112 товарных позиций, относящихся к стратегически важной для экономики страны продукции сельского и лесного хозяйства, металлопродукции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 сентября 2022 г. следует руководствоваться перечнем товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», согласно приложению 1 к постановлению № 714 (в ред. постановления Совмина от 15.09.2022 № 610). |
Вместе с тем до принятия Закона административная ответственность за нарушение требований постановления № 714 законодательством установлена не была, что позволяло хозяйствующим субъектам беспрепятственно в обход биржевых торгов осуществлять вывоз из страны стратегических товаров и сырья (необработанные шкуры крупного рогатого скота, сухое обезжиренное молоко, масло сливочное, сыры, мясо), что приводило к непрозрачности рынка таких товаров, в том числе с точки зрения ценообразования, способствовало усилению коррупционных рисков.
Факты таких нарушений подтверждены проверочными мероприятиями Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Данные обстоятельства привели к резкому снижению уровня биржевого оборота в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции, который в последние годы не превышает 10 %.
Вместе с тем отечественная продукция, включенная в Перечень, пользуется устойчивым спросом у зарубежных контрагентов, и ее реализация на биржевых торгах может оказать положительное влияние на формирование экспортных цен, исключение необоснованных посредников из схем реализации товара на экспорт.
В этой связи в целях усиления контроля за реализацией товаров, включенных в Перечень, Законом предусматривается введение административной ответственности за нарушение установленного законодательством требования о заключении сделки на биржевых торгах товарной биржи в случае, когда заключение такой сделки на товарной бирже является обязательным, исключительно в отношении должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя в виде предупреждения (часть 3 ст.12.14 КоАП).
За совершенное повторно в течение одного года аналогичного деяния предусматривается наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (часть 4 ст.12.14 КоАП).
Предупредительный характер вводимой административной ответственности соответствует проводимой политике по либерализации условий ведения бизнеса и требованиям абзаца 4 подп.5.5 п.5 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» о расширении сферы применения такого вида административной ответственности, как предупреждение.
Отдельные нормы, касающиеся биржевых торгов, закреплены в Законе Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ответственность за нарушение которого установлена частями 4 и 5 ст.11.16 КоАП.
![]() |
Справочно Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, приведен в приложении 6 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395. |
С изложением в новой редакции ст.12.14 КоАП сформировано соответствующее правовое регулирование.
Вопросы, связанные с определением норм, подлежащих применению при привлечении к ответственности за заключение сделок за счет средств бюджета без проведения биржевых торгов (ст.11.16 или ст.12.14 КоАП), следует рассматривать с позиции ст.2.7 КоАП: если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части КоАП, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая - специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме (часть 2 ст.2.7 КоАП).
С учетом того что ст.12.14 КоАП содержит нормы об административной ответственности за нарушения законодательства о товарных биржах, а кодификация законодательства предполагает систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений, Законом введена административная ответственность за нарушение установленного законодательством требования о заключении сделки на биржевых торгах товарной биржи в случае, когда заключение такой сделки на товарной бирже является обязательным, путем внесения соответствующих корректировок в ст.12.14 КоАП с изложением ее в новой редакции.
Одновременно административная ответственность, установленная частью 1 ст.12.14 КоАП за непредставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством, либо представление неполных или заведомо недостоверных сведений о такой сделке, дополнена предупреждением.
20.04.2020
Николай Лимож, юрист