


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Осуществление государственными предприятиями и организациями с долей государственной собственности закупок за счет собственных средств всегда находилось на особом контроле у органов государственного управления. И это понятно. Государство, как и любой собственник, стремится контролировать эффективность использования принадлежащего ему имущества - в данном случае средств, расходуемых принадлежащими ему предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном фонде которых имеется доля государственного имущества.
Параллельно с созданием и модернизацией в Республике Беларусь системы государственных закупок органами госуправления издавались нормативные акты, регулирующие и порядок осуществления закупок за счет собственных средств предприятий.
Следует отметить, что на первоначальном этапе становления этой системы существовало весьма жесткое регулирование порядка осуществления таких закупок, фактически аналогичное порядку, в соответствии с которым осуществлялись государственные закупки. Однако, как свидетельствует практика, такое жесткое регулирование, не учитывающее специфики деятельности самих предприятий, оказалось весьма неэффективным. Впоследствии жесткое регулирование постепенно ослаблялось, пока не сменилось фактически предоставлением предприятиям права самостоятельно определять порядок осуществления таких закупок на основании приказов вышестоящих органов государственного управления. Вместе с тем и такой подход имел определенные недостатки, поскольку в некоторых случаях органы государственного управления вообще не регулировали порядок проведения закупок, что влекло отсутствие надлежащего контроля за осуществлением закупок на государственных предприятиях, либо, наоборот, устанавливали очень жесткий порядок проведения закупок, аналогичный действующему в системе государственных закупок, что, как было сказано выше, значительно снижало их эффективность.
С целью урегулирования порядка проведения закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых государственными предприятиями, 15 марта 2012 г. Совет Министров РБ принял постановление № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229), которое вступит в силу в июле 2012 г. Данным постановлением установлены общие требования, которые будут предъявляться к проведению процедур закупок, осуществляемых государственными предприятиями и органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, а также хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) находится в государственной собственности (далее - государственные предприятия).
Из анализа норм постановления № 229 следует, что с момента вступления его в силу существовавший до настоящего времени подход государства к порядку регулирования закупок за счет собственных средств, осуществляемых государственными предприятиями, претерпит серьезные изменения.
Ограничения на участие в процедурах закупок лиц, не являющихся производителями товаров и их официальными представителями
В первую очередь необходимо остановиться на нормах постановления № 229, которые сразу после его опубликования вызвали неоднозначную реакцию у лиц, профессионально занимающихся проведением процедур закупок. Дело в том, что постановление № 229 содержит ряд норм, устанавливающих некоторые ограничения на участие в процедурах закупок лиц, не являющихся производителями товаров, и их официальными представителями. Эти положения вызвали опасения, что такие ограничения породят отсутствие конкуренции между поставщиками и вынудят государственные предприятия проводить закупки по завышенным ценам. Да и само определение понятия «официальный представитель» вызвало определенные вопросы. Попробуем разобраться, имеют ли основания такие опасения.
Нормой части третьей подп.2.2 п.2 постановления № 229 установлено, что закупки государственными предприятиями товаров, работ и услуг с применением процедуры закупки из одного источника могут осуществляться только у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны. Частью четвертой подп.2.2 п.2 постановления № 229 предусмотрено, какие именно субъекты хозяйствования подпадают под определение понятия «сбытовая организация (официальный торговый представитель)». Так, согласно указанной норме к сбытовым организациям (официальным торговым представителям) относятся организации или индивидуальные предприниматели, которые были уполномочены на реализацию товаров одним из следующих документов:
• договором, заключенным непосредственно с производителем таких товаров либо с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входит данный производитель;
• уставом государственного объединения, ассоциации (союза), в состав которых входят производители приобретаемых товаров;
• договором с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель приобретаемых товаров.
Надо сказать, что данная норма содержит некоторые исключения в отношении поставщиков товаров, которые перечислены в пп.4, 5, 18-68, 70-73, 75-80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714 (далее - постановление № 714). Например, к таким товарам относятся: уголь каменный, кокс и полукокс, чугун, ферросплавы и большой ряд изделий из металла (железа, меди, алюминия). В соответствии с нормами постановления № 229 при определении лиц, относящихся к категории сбытовых организаций (официальных торговых представителей), реализующих данную продукцию, следует руководствоваться нормой абзаца 3 части четвертой подп.2.2 п.2 постановления № 229 и нормами постановления № 714.
Не вызывает сомнения, что вводя ограничения на участие в процедуре закупки из одного источника лиц, не являющихся производителями товаров или их официальными представителями, Правительство РБ преследует цель сократить количество посредников в торговой цепочке между производителем и непосредственным потребителем товара с тем, чтобы избежать завышения цен при проведении процедуры закупки из одного источника. Причина этого заключается в том, что данная процедура фактически является так называемой неконкурентной процедурой закупки. Согласно подп.2.2 п.2 постановления № 229 под процедурой закупки из одного источника понимается способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). Иначе говоря, при проведении процедуры закупки из одного источника организация вправе выбрать поставщика без организации какого-либо конкурентного сравнения имеющихся на рынке предложений.
Разумеется, постановлением № 229 ограничен перечень случаев, когда может применяться такая процедура. Частью второй подп.2.2 п.2 постановления № 229 определено, что процедура закупки из одного источника может применяться, если:
• возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;
• государственным предприятием, осуществившим закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве, не превышающем количества первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами, работами или услугами должна быть произведена у того же поставщика, подрядчика или исполнителя;
• конкурентная процедура закупки либо закупка части предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным.
Что касается второго из вышеперечисленных случаев применения процедуры закупки из одного источника, а именно проведения дополнительной закупки товара для совместимости уже приобретенных товаров с вновь закупаемыми у поставщика, с которым ранее уже был заключен договор, то очевидно, что в данном случае не будет иметь значения, является ли такой поставщик производителем закупаемого товара или его официальным торговым представителем. Даже если этот поставщик не является производителем товара или сбытовой организацией, такая закупка не нарушает норму части третьей подп.2.2 п.2 постановления № 229, поскольку подпадает под содержащееся в ней исключение. Ведь проведение в данном случае закупки у иного лица будет просто невозможным.
Также не является абсолютным запрет на участие так называемых посредников, т.е. лиц, не являющихся производителями товаров или их сбытовыми организациями, и при проведении процедуры закупки из одного источника в остальных, определенных постановлением № 229, случаях закупки из одного источника. Как говорилось выше, в соответствии с нормой части третьей подп.2.2 п.2 постановления № 229 такая закупка у посредника возможна, но только в случае, когда закупка у производителей или их сбытовых организаций экономически нецелесообразна или невозможна.
На практике это возможно, например, когда в организацию поступает предложение посредника с ценой ниже, чем цена, предложенная производителем товара или его сбытовой организацией. Очевидно, что в этом случае закупка по более высокой цене у производителя будет являться экономически нецелесообразной. Также возможна закупка у посредника и в случае, когда производители товара и их сбытовые организации вообще не представят на процедуру закупки свои предложения.
Тем не менее очевидно, что в обоих случаях государственному предприятию, проводящему процедуру закупки из одного источника, необходимо будет подтвердить обоснованность заключения договора с посредником. Представляется, что подтверждением такой обоснованности могут быть документы, подтверждающие направление в адрес производителей товаров и их сбытовых организаций приглашений к участию в процедуре закупки из одного источника и отсутствие ответа на такие приглашения, а в случае если такие предложения поступят - сравнительный анализ предложенных цен.
Отметим, что постановлением № 229 установлены некоторые ограничения участия посредников и в иных процедурах закупок. Так, исходя из части четвертой подп.2.5 п.2 постановления № 229 при рассмотрении предложений организация обязана отклонить предложение участника, не являющегося производителем или его сбытовой организацией, в случае, если в процедуре закупки участвует не менее одного производителя или сбытовой организации и цена предложения посредника не ниже цены таких участников. Однако такое ограничение также не влечет ограничения конкуренции между поставщиками, поскольку предложение посредника, не являющегося сбытовой организацией производителя, может быть отклонено только в том случае, когда оно имеет цену, равную или более высокую, чем цена, предложенная производителем или его сбытовой организацией.
На основании сказанного можно сделать вывод, что опасения об ограничении постановлением № 229 конкуренции между участниками процедур закупок являются необоснованными.
Утверждение порядка закупок за счет собственных средств
Следующее важное нововведение, которое содержится в постановлении № 229, касается непосредственно порядка проведения процедур закупок. В соответствии с подп.2.1 п.2 постановления № 229 государственные предприятия вправе осуществлять закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. Также постановлением № 229 определено, что виды применяемых процедур, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, должны быть определены в утверждаемом на государственном предприятии локальном нормативном акте - порядке закупок за счет собственных средств. Следует отметить, что данный документ должен разрабатываться с учетом требований к организации закупок, непосредственно установленных постановлением № 229.
Разработанный на государственном предприятии порядок закупок за счет собственных средств также должен быть утвержден в предусмотренном постановлением № 229 порядке. В частности, в случае, если государственное предприятие является республиканским унитарным предприятием, государственным объединением, государственным органом или иным юридическим лицом, имущество которого находится в республиканской собственности, то порядок закупок за счет собственных средств утверждается руководителем такого предприятия. Если же государственное предприятие является хозяйственным обществом, в уставном фонде которого более 25 % акций (долей) находится в государственной собственности, то порядок может утверждаться советом директоров, наблюдательным советом, правлением, дирекцией либо директором (генеральным директором) в зависимости от их полномочий, определенных уставом общества.
Утвержденный на государственном предприятии порядок закупок за счет собственных средств подлежит обязательному размещению в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (далее - ИС «Тендеры») на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (далее - Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен) в течение 3 рабочих дней после его утверждения.
Стоит иметь в виду, что обязательная публикация утверждаемого на государственном предприятии порядка закупок за счет собственных средств может вызвать некоторые сложности. Опыт разработки локальных нормативных актов, регулирующих порядок проведения на государственных предприятиях закупок за счет собственных средств, показывает, что значительная часть данных документов, как правило, посвящена регулированию внутреннего документооборота, а также правам и обязанностям лиц, ответственных за подготовку документов для проведения закупок. Разумеется, что публикация государственным предприятием сведений о своей внутренней структуре и системе управления в открытом доступе не всегда возможна. Более того, на некоторых государственных предприятиях такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне, которая в любом случае не подлежит публикации. Однако данная проблема вполне разрешима. Как было указано выше, в соответствии с постановлением № 229 публикуемый порядок закупок за счет собственных средств должен содержать виды применяемых процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок. В то же время вопросы прав и обязанностей работников государственного предприятия, система его управления и внутреннего документооборота могут регулироваться отдельным локальным нормативным актом, не подлежащим публикации.
Обязательные требования, предъявляемые к проведению процедур закупок
Постановлением № 229 установлен ряд обязательных требований, предъявляемых к проведению всех без исключения конкурентных процедур закупок за счет собственных средств государственных предприятий. В частности, установлено, что приглашение к участию в любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в ИС «Тендеры». Там же в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия государственным предприятием решения об ином результате процедуры закупки должно быть опубликовано сообщение о результате такой процедуры закупки.
Кроме того, частью второй подп.2.3 п.2 постановления № 229 установлено, что кроме публикации приглашения в ИС «Тендеры» проводящее закупку государственное предприятие обязано направить приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки известным ей производителям. Также оно вправе направить такие приглашения любым иным известным ему потенциальным поставщикам, подрядчикам, исполнителям или разместить приглашения в любых средствах массовой информации.
В связи с этим следует обратить внимание государственных предприятий, во-первых, на необходимость организации учета производителей товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется на постоянной основе, для направления им приглашений к участию в процедурах закупки. Также следует учитывать, что в Республике Беларусь существует Регистр производителей товаров (работ, услуг), ведение которого осуществляется Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен. Поскольку информация из этого Регистра находится в свободном и открытом доступе, то очевидно, что целесообразно обеспечить направление приглашений к участию в процедурах закупки включенным в него производителям.
Частью первой подп.2.3 п.2 постановления № 229 также определены единые требования к содержанию приглашения к участию в процедуре закупки.
Подпунктом 2.4 п.2 постановления № 229 установлены минимальные сроки для подготовки и подачи своих предложений участниками процедур закупок. Так, срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее 20 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в ИС «Тендеры». По другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия государственным предприятием решения о проведении процедуры закупки, данный срок должен быть не менее 5 календарных дней с той же даты.
При необходимости после публикации приглашения к участию в процедуре закупки заказчик вправе внести изменения в данное приглашение, а также в документацию о закупке. Однако в случае, если такие изменения вносятся в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ИС «Тендеры» указанных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, этот срок составлял не менее половины первоначального срока.
Подпункт 2.8 п.2 постановления № 229 содержит единые требования к документации о закупке, формируемой заказчиком при проведении конкурентных видов процедур закупок. В частности, в нем перечислен минимальный перечень сведений, которые должны содержаться в такой документации. Данный перечень является достаточно объемным и содержит всю основную информацию о проводимой процедуре закупки, в т.ч.:
• требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;
• место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
• форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
• порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
• проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
• требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
• требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
• порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
• требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
• порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;
• критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки.
Следует отметить, что в соответствии с частью второй подп.2.8 п.2 постановления № 229 не допускается взимание с участников процедуры закупки платы за документацию о закупке.
Сроки направления участникам процедуры уведомления о выборе победителя и заключения договора установлены подп.2.9 п.2 постановления № 229. Так, уведомление о выборе победителя должно быть направлено участникам в течение 3 рабочих дней, следующих за днем принятия такого решения. Однако договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней после выбора победителя. Таким образом, постановление № 229 не содержит ограничения по конечному сроку, в течение которого должен быть заключен договор с победителем процедуры. Вместе с тем им установлен срок, до истечения которого заключение такого договора не допускается. Указанный срок предусмотрен для урегулирования споров, которые могут быть вызваны решениями или действиями (бездействием) заказчика, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.
Необходимо помнить, что в соответствии с п.5 ст.418 Гражданского кодекса РБ при проведении аукциона или конкурса договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами. Таким образом, при подготовке документов для проведения конкурса или аукциона заказчикам целесообразно в них определять срок, в течение которого будет заключен договор.
Постановлением № 229 также установлено, что при осуществлении закупок решения и действия (бездействие) заказчика либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, могут быть обжалованы как непосредственно в организации заказчика, так и в судебном порядке.
Государственное предприятие, проводящее процедуру закупки, обязано в течение 5 календарных дней после заключения договора либо принятия решения об ином результате процедуры закупки разместить соответствующее сообщение в ИС «Тендеры» (подп.2.10 п.2 постановления № 229). Такое сообщение должно содержать:
• вид и предмет процедуры закупки;
• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
• дату заключения договора на закупку;
• сумму договора на закупку;
• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен.
Еще одно нововведение содержится в части второй подп.2.10 п.2 постановления № 229. В соответствии с его нормой ежегодно не позднее 1 февраля государственные предприятия, осуществляющие закупки за счет собственных средств, обязаны размещать в ИС «Тендеры» сведения о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных ими в предыдущем году. Исключение составляют сведения о следующих закупках:
• товарах (работах, услугах), сведения о закупке которых относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами;
• специфических товарах (работах, услугах);
• валютных ценностях, ценных бумагах в белорусских рублях у резидентов Республики Беларусь;
• товарах (работах, услугах) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия государственным предприятием решения о проведении закупки.
Публикации также подлежат сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (в т.ч. их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве), закупки товаров на биржевых торгах и аукционах, а также о количестве и общей стоимости договоров на закупки, заключенных по результатам конкурентных процедур закупок.
Ограничение участия в процедурах закупок лиц, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам
Ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки, не предусмотренное законодательством, не допускается (подп.2.5 п.2 постановления № 229). При этом участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке.
Исключением из этого правила являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам. Формирование и ведение данного реестра осуществляет Министерство экономики РБ. Указанный реестр подлежит размещению в открытом доступе в ИС «Тендеры». В него на один год будут включаться:
• участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки;
• юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не исполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа;
• юридические лица и индивидуальные предприниматели, работники которых совершили установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в т.ч. дачу взятки членам комиссии или ответственному лицу организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.
Учитывая данное ограничение государственным предприятиям, осуществляющим закупки, следует обеспечить проверку всех участников, подавших свои предложения на процедуру закупки, на предмет отсутствия данных участников в вышеуказанном реестре.
Требования к составу комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок
Подпунктом 2.7 п.2 постановления № 229 определен ряд требований к составу комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок. В частности, членами такой комиссии не могут быть:
• физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в т.ч. физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки;
• работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки;
• физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
• работники кредиторов государственного предприятия;
• должностные лица контролирующих (надзорных) органов.
Учитывая, что не всегда государственному предприятию, проводящему процедуру закупки, известна вся информация о лицах, включаемых в состав создаваемой комиссии, целесообразно обязать членов комиссии, в случае если они попадают в категорию лиц, которым в соответствии с подп.2.7 п.2 постановления № 229 запрещено входить в состав комиссии, уведомлять об этом, например, председателя комиссии или иное уполномоченное лицо.
Отмена процедуры закупки и признание ее несостоявшейся
Государственным предприятиям, проводящим закупки за счет собственных средств, предоставлено право отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения (подп.2.11 п.2 постановления № 229). При этом постановлением № 229 установлено, что государственное предприятие, отменившее процедуру закупки, не несет за это ответственности перед участниками.
Однако в соответствии с данной нормой отмена процедуры закупки допускается только в случаях:
• отсутствия финансирования;
• утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
• изменения предмета закупки или требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.
В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям государственное предприятие, проводящее закупку, несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством.
Подпунктом 2.12 п.2 постановления № 229 определены случаи, когда конкурентная процедура закупки признается несостоявшейся, а именно:
• поступило менее 2 предложений на участие в процедуре закупки;
• в результате отклонения предложений их осталось менее 2;
• отклонены все предложения;
• победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
• до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы государственным предприятием в установленном порядке.
Особенности осуществления закупок, устанавливаемые государственными органами
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности организаций вправе определять для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств (подп.2.13 п.2 постановления № 229). При этом устанавливаемые особенности должны соответствовать требованиям постановления № 229 и размещаться в открытом доступе в ИС «Тендеры».
Устанавливаемые особенности могут предусматривать:
• предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
• централизацию закупок товаров (работ, услуг). При этом организатор процедур централизованных закупок должен определяться на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;
• согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом обязательств международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом.
Ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств
Персональная ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств, в т.ч. требований постановления № 229, возложена на руководителей государственных органов (государственных организаций), а также руководителей государственных предприятий (п.3 постановления № 229).
Заключение
Обратим внимание, что постановление № 229 весьма выгодно отличается от ранее принимавшихся в этой сфере аналогичных нормативных актов. Большинство установленных постановлением № 229 требований к организации и проведению закупок за счет собственных средств не препятствуют организации эффективной системы закупок, предоставляя при этом государственным предприятиям право самостоятельно определять порядок их проведения с учетом специфики собственной деятельности.
13.06.2012 г.
Максим Бенсман, ведущий юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.06.2012 № 612 (с 3 июля 2012 г.), от 22.08.2012 № 778 (с 1 января 2013 г.), от 26.06.2013 № 542, от 23.01.2014 № 64, от 04.03.2015 № 155, от 30.04.2015 № 368 (с 6 мая 2015 г.), от 21.07.2015 № 616 (25 июля 2015 г.), от 07.10.2015 № 835 (с10 октября 2015 г.), от 08.10.2015 № 839 (с 15 октября 2015 г.), от 30.03.2016 № 267 (с 3 апреля 2016 г.), от 21.03.2016 № 225 (с 30 июня 2016 г.), от 25.03.2016 № 245 (со 2 июля 2016 г.) от 30.03.2016 № 267 (с 3 апреля 2016 г.), от 07.10.2016 № 804 (с 13 октября 2016 г.), от 14.12.2016 № 1021 (с 21 декабря 2016 г.), от 03.04.2017 № 247 (с 7 апреля 2017 г.), от 12.04.2017 № 277 (с 16 апреля 2017 г.), от 14 июня 2017 № 452 (с 17 июня 2017 г.) и от 07.07.2017 № 510 (с 10 июля 2017 г.) внесены изменения и дополнения. |