Комментарий от 24.08.2015
Автор: Петрушина А., Алейникова Т.

Изменения и дополнения в общие положения порядка организации и проведения процедур закупок в строительстве. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650

Внесение изменений и дополнений комментируемым постановлением (далее - постановление № 650) в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение), обусловлено накопленным опытом при проведении процедур закупок в строительстве с учетом замечаний и предложений республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов, субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Главной целью является совершенствования норм в сфере закупок товаров (работ и услуг) в строительной деятельности для обеспечения выполнения задач, стоящих перед строительным комплексом Республики Беларусь, с учетом нового порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также управления строительной отраслью согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

 

Справочно

Названный Указ ввел большое количество нововведений, существенно затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

 

Постановление № 650 вступило в силу 16 августа 2015 г.

Изменения и дополнения, а также комментарии к ним приведены в таблице. Нормы, исключенные из Положения, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, введенные (измененные) - жирным шрифтом.

 

Редакция Положения до 16 августа 2015 г. Редакция Положения с 16 августа 2015 г.
Глава 1. Общие положения
1.
<...>
Процедура закупки товаров (работ, услуг) может проводиться на биржевых торгах в порядке, установленном законодательством о товарных биржах, а также в соответствии с международными договорами Республики Беларусь
1.
<...>
При закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов могут применяться международные типовые контракты Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), а для нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь - в том числе контракты «Открытая книга», с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, включая требования настоящего Положения
2.
<...>
переговоры - форма размещения заказов на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;

подрядные торги - форма размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса;

<...>
предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с приглашением на участие в переговорах и (или) извещением о проведении переговоров, а также документацией для переговоров;
предмет заказа - закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов;
<...>
строительство объекта «под ключ» - осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ по изысканию, проектированию и сдаче объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций;
<...>
участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа;
цена заказа - стартовая цена товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров)
2.
<...>
переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров;
подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса;
<...>
предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с приглашением на участие в переговорах и (или) извещением о проведении переговоров, а также документацией для переговоров;
предмет заказа - строительство объектов, закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов;
<...>
строительство объекта «под ключ» - осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций;
<...>
участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа;
цена заказа - стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров)
Комментарий. В Положении изменяются отдельные термины и определения с учетом специфики строительной отрасли и уточнения процедурных вопросов при приглашении участников для участия в переговорах
4. Если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением 4. Если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве
7. Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:
<...>










Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.







В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса
7. Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:
<...>
объектам, строительство которых осуществляется в военных целях;
объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас- Беларусь».

Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.
Особенности порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов) в случаях, предусмотренных в абзацах шестом-восьмом части первой настоящего пункта, определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов).
В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса
  71. В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах втором и шестом подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»…, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры, в том числе:
71.1. при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на:
оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более; строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;
71.2. при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на: оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более;
строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов;
71.3. в случаях:
заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту.


От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

  72. Переговоры не являются обязательными при размещении заказов при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов
Комментарий. На практике существует ряд вопросов, относящихся к специфике деятельности органов государственной безопасности, которые невозможно отразить в законодательстве о закупках при строительстве. С учетом этого в п.7 Положения введены нормы, позволяющие учитывать специфику организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, осуществляемых в военных целях, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в целях обеспечения государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, ремонта (модернизации, развития) Национальной сети передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь», отразив их в локальных нормативных правовых актах государственных органов, являющихся организаторами таких подрядных торгов, торгов, переговоров либо государственными органами, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов, торгов, переговоров.
В пп.71 и 72 Положения разъясняются правила выбора заказчиком процедуры закупки в строительстве, когда проведение подрядных торгов (торги на закупку товаров при строительстве) необязательно.
Также данными пунктами поясняются основания для закупки товаров (работ, услуг) при строительстве путем проведения процедуры переговоров

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). 
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»).
С 14 июня 2018 г. п.72 Положения утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448
9. При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 процентов 9. При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 процентов
  91. Допускается в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки
Комментарий. В связи с многочисленными запросами субъектов хозяйствования Республики Беларусь уточняется порядок применения преференциальной поправки

 

24.08.2015

 

Антонина Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»