


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650
Внесение изменений и дополнений комментируемым постановлением (далее - постановление № 650) в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение), обусловлено накопленным опытом при проведении процедур закупок в строительстве с учетом замечаний и предложений республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных комитетов, субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Главной целью является совершенствования норм в сфере закупок товаров (работ и услуг) в строительной деятельности для обеспечения выполнения задач, стоящих перед строительным комплексом Республики Беларусь, с учетом нового порядка осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также управления строительной отраслью согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».
![]() |
Справочно Названный Указ ввел большое количество нововведений, существенно затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность. |
Постановление № 650 вступило в силу 16 августа 2015 г.
Изменения и дополнения, а также комментарии к ним приведены в таблице. Нормы, исключенные из Положения, выделены жирным зачеркнутым шрифтом, введенные (измененные) - жирным шрифтом.
Редакция Положения до 16 августа 2015 г. | Редакция Положения с 16 августа 2015 г. |
Глава 1. Общие положения | |
1. <...> |
1. <...> При закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов могут применяться международные типовые контракты Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), а для нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь - в том числе контракты «Открытая книга», с учетом необходимости соблюдения требований законодательства, включая требования настоящего Положения |
2. <...> переговоры - форма размещения заказов на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров; подрядные торги - форма размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса; <...> предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с приглашением на участие в переговорах и (или) извещением о проведении переговоров, а также документацией для переговоров; предмет заказа - закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов; <...> строительство объекта «под ключ» - осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ <...> участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа; цена заказа - стартовая цена товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) |
2. <...> переговоры - форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров; подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса; <...> предложение для переговоров - комплект документов по объявленным переговорам, подготовленный участником в соответствии с предмет заказа - строительство объектов, закупка товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов; <...> строительство объекта «под ключ» - осуществление строительной деятельности подрядчиком (генеральным подрядчиком), выполняющим весь комплекс работ от изысканий и проектирования до сдачи объекта заказчику, в том числе с привлечением других организаций; <...> участник - лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа; цена заказа - стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) |
Комментарий. В Положении изменяются отдельные термины и определения с учетом специфики строительной отрасли и уточнения процедурных вопросов при приглашении участников для участия в переговорах | |
4. Если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований |
4. Если строительство объектов производится застройщиком или заказчиком собственными силами (находящимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также размещение заказов на оказание услуг, закупку товаров осуществляются с учетом требований законодательства о проведении процедур закупок при строительстве |
7. Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по: <...> Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса |
7. Подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по: <...> объектам, строительство которых осуществляется в военных целях; объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности; объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас- Беларусь». Решение о размещении заказов путем проведения подрядных торгов (торгов) в форме закрытого конкурса принимается их организатором в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Особенности порядка организации и проведения подрядных торгов (торгов) в случаях, предусмотренных в абзацах шестом-восьмом части первой настоящего пункта, определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов (торгов), либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов (торгов). В иных случаях подрядные торги (торги) проводятся в форме открытого конкурса |
71. В случаях, когда проведение подрядных торгов (торгов) не является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах втором и шестом подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»…, по выбору заказчика проводятся подрядные торги (торги) или переговоры, в том числе: 71.1. при размещении заказов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, на: оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 6 тыс. базовых величин и более; строительство объектов стоимостью менее 6 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов; 71.2. при размещении заказов, финансируемых за счет иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, на: оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин, закупку товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин, необходимых для строительства объектов стоимостью 100 тыс. базовых величин и более; строительство объектов стоимостью менее 100 тыс. базовых величин, в том числе на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами, выполнение проектных и изыскательских работ, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, оказание инженерных услуг, а также на закупку товаров, необходимых для строительства этих объектов; 71.3. в случаях: заключения договоров субподряда генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов; если подрядные торги (торги), проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора; заключения договоров о выполнении работ по текущему ремонту. От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» | |
72. Переговоры не являются обязательными при размещении заказов при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов | |
Комментарий. На практике существует ряд вопросов, относящихся к специфике деятельности органов государственной безопасности, которые невозможно отразить в законодательстве о закупках при строительстве. С учетом этого в п.7 Положения введены нормы, позволяющие учитывать специфику организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, осуществляемых в военных целях, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также в целях обеспечения государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, ремонта (модернизации, развития) Национальной сети передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь», отразив их в локальных нормативных правовых актах государственных органов, являющихся организаторами таких подрядных торгов, торгов, переговоров либо государственными органами, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов, торгов, переговоров. В пп.71 и 72 Положения разъясняются правила выбора заказчиком процедуры закупки в строительстве, когда проведение подрядных торгов (торги на закупку товаров при строительстве) необязательно. Также данными пунктами поясняются основания для закупки товаров (работ, услуг) при строительстве путем проведения процедуры переговоров | |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). С 14 июня 2018 г. п.72 Положения утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 | |
9. При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 процентов | 9. При проведении подрядных торгов (торгов, переговоров) к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 процентов |
91. Допускается в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки | |
Комментарий. В связи с многочисленными запросами субъектов хозяйствования Республики Беларусь уточняется порядок применения преференциальной поправки |
24.08.2015
Антонина Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Тамара Алейникова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»