


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2017 № 57
Комментируемым постановлением (далее - постановление № 57):
• утверждено Положение о порядке выдачи заключения о предназначении ввозимых сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций;
• внесены дополнения и изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь:
• от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 156);
• от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее - постановление № 252).
Остановимся на некоторых изменениях, которые внесены постановлением № 57 в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением № 156 (далее - единый перечень).
![]() |
Справочно Об изменениях в Положение об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное № 252, см. здесь; Об изменениях в Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное постановлением № 252, см. здесь. |
В каких случаях при разработке проекта строительства с 2 мая 2017 года необходимо заключение органов государственного пожарного надзора
Постановлением № 57 в новой редакции изложен подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. п.3.1 единого перечня изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785. Комментарий см. здесь. |
Данное изменение было внесено по предложению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Практика применения административной процедуры, указанной в подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня, показала, что необходимо сократить перечень объектов, на которые требуется выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений.
Сравним первую графу подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня до и после внесения изменений.
Графа «Наименование административной процедуры» подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня до изменений, внесенных постановлением № 57 | Графа «Наименование административной процедуры» подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня с изменениями, внесенными постановлением № 57 |
Выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, на которые отсутствуют противопожарные требования или имеются отступления от требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, а также строящихся иностранными организациями или за счет иностранных инвестиций | Выдача заключения органов государственного пожарного надзора на разработку проекта строительства зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, зданий и сооружений, на которые отсутствуют противопожарные требования, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей |
Соответственно, постановлением № 57 из приведенной нормы исключаются:
1) объекты, на которых имеются отступления от требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации - все отступления согласовываются в установленном порядке с государственными органами, утвердившими соответствующие технические нормативные правовые акты. Проектирование таких объектов не отличается от проектирования иных объектов;
2) объекты, строящиеся иностранными организациями или за счет иностранных инвестиций, проектирование и строительство которых не отличается от процесса проектирования и строительства отечественными инвесторами, проектировщиками и строителями.
Таким образом, заключение органов государственного пожарного надзора необходимо только в случаях разработки проекта строительства зданий и сооружений I (особой) степени огнестойкости, зданий и сооружений, на которые отсутствуют противопожарные требования, взрывопожароопасных объектов, объектов с массовым пребыванием людей, что и отражено в нормативных предписаниях постановления № 57.
Следует отметить, что данная норма (новая редакция подп.3.1.6 п.3.1 единого перечня) вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования постановления № 57, то есть с 2 мая 2017 г.
С 2 мая 2017 года документами, подтверждающими стаж работы по специализации аттестации, помимо трудовой книжки могут быть и иные документы
Постановлением № 57 в новой редакции изложен п.3.29 единого перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2018 г. следует руководствоваться п.3.29 единого перечня с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. |
Административная процедура, предусмотренная п.3.29 единого перечня, - это проведение аттестации и выдача квалификационного аттестата руководителям и специалистам организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства.
Если ранее документом, подтверждающим стаж работы по специализации аттестации, считалась только трудовая книжка, то сейчас нормами постановления № 57 предусмотрено, что помимо трудовой книжки могут быть представлены и иные документы, подтверждающие стаж работы по специализации аттестации.
Введение данной нормы обусловлено тем, что согласно законодательству стаж работы может быть подтвержден не только трудовой книжкой, но также и другими документами.
Так, частью первой ст.54 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии - иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Исходя из данной нормы и внесены соответствующие изменения в п.3.29 единого перечня.
Эта норма также вступает в силу с 2 мая 2017 г.
Установлена административная процедура по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
Постановлением № 57 единый перечень дополнен п.3.292, предусматривающим административную процедуру по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы в строительстве, прекращению действия свидетельства об оценке сварочного производства.
Необходимость включения данной нормы была обусловлена следующим.
В ходе сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов серии ISO 9000 и инспекционного контроля предприятий, а также при разработке технологической документации на сварочные процессы в заводских условиях и на строительных площадках постоянно выявлялись факты неудовлетворительного изготовления сварных изделий.
При производстве сварочных работ имели место нарушения требований технических нормативных правовых актов в части применения сварочных материалов, соблюдения режимов сварки, отсутствия инструкций на квалифицированный процесс сварки на рабочем месте и, как следствие, выполнение сварных соединений с многочисленными дефектами, часто не удовлетворяющее требованиям по механической прочности.
К основным дефектам, встречающимся на производстве, относятся:
• пережоги как рабочей, так и конструктивной арматуры (для крестообразных соединений);
• непровары, в основном закладных изделий (тавровых соединений стержней с пластиной);
• подрезы как стержней арматуры, так и плоских элементов закладных изделий;
• прожоги плоских элементов.
Для исключения подобных явлений с 1 августа 2014 г. введен в действие СТБ 2349-2013 «Строительство. Процессы сварки. Требования и контроль качества», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 27.12.2013 № 74 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/310073/428889), предусматривающий освидетельствование сварочного производства.
Принимая во внимание положительные результаты работ при проведении освидетельствования сварочного производства, все организации строительной отрасли обязали проводить данную процедуру, что нашло отражение в подп.2.13 п.2 ст.5 технического регламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748.
![]() |
Справочно Освидетельствование сварочного производства будет осуществляться уполномоченной Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь организацией - научно-проектно-производственным республиканским унитарным предприятием «Стройтехнорм» согласно утвержденному порядку проведения данной процедуры. |
Учитывая, что освидетельствование сварочного производства имеет признаки административной процедуры, оно в обязательном порядке подлежит включению в единый перечень.
Исходя из изложенного и для приведения норм в соответствие с ТР 2009/013/BY постановление № 57 дополнит единый перечень соответствующей административной процедурой.
![]() |
Справочно Процессы сварки оказывают существенное влияние на производственные затраты и качество готовой продукции. Определение требований к качеству технологических процессов сварки имеет важное значение, поскольку результаты выполнения этих процессов (степень соответствия сварных конструкций установленным требованиям) нельзя в полной мере проверить контролем и испытаниями готовой продукции. Вследствие этого процессы сварки относят к специальным процессам. Качество готовой продукции должно не проверяться, а обеспечиваться. С учетом международного практического опыта выпуска продукции сварочного производства требуемого качества, независимо от конкретного типа конструкций, в соответствии со стандартами серии ISO 3834 «Требования к качеству сварки плавлением металлических материалов» были разработаны требования и условия, соблюдение которых позволяет обеспечивать качество сварочного производства в строительной индустрии. Одновременно установление оптимальных режимов сварки при изготовлении продукции сварочного производства, оптимизация применяемого оборудования позволят предприятиям получить экономический эффект за счет экономии энергоресурсов, так как сварка является энергозатратным процессом. |
Включение в единый перечень административной процедуры по выдаче свидетельства об оценке сварочного производства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выпуск строительных материалов и изделий и выполняющих работы в строительстве, прекращению действия свидетельства об оценке сварочного производства полностью отвечает задачам по защите интересов потребителей, повышению безопасности и качества строительных материалов и изделий при безусловном соблюдении принципов ответственности производителя за выпущенную продукцию или выполненные работы.
Эта норма вступила в действие после официального опубликования постановления № 57.
10.03.2017
Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь