Комментарий от 23.11.2016
Автор: Осипова Т.

Изменения в налоговом законодательстве в 2017 году. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Экологический налог

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Оффшорный сбор

Консульский сбор

Курортный сбор

Сбор за осуществление ремесленной деятельности

 

Материал помещен в архив

 

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2017 ГОДУ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З

Общие положения

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал актуален на 2017 год.

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон) решает проблемные вопросы налогообложения с учетом практического применения Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), а также обеспечивает дальнейшее упрощение исчисления и уплаты конкретных налогов.

Кроме того, изменения направлены на приведение НК в соответствие с принятыми решениями Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Закон приводит НК в соответствие со следующими НПА:

• Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о культуре;

• законы Республики Беларусь:

от 05.01.2016 № 355-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности»;

от 05.01.2016 № 353-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О внешней трудовой миграции"»;

• указы Президента Республики Беларусь:

от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь»;

от 19.02.2016 № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства»;

от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли»;

от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами"».

Рассмотрим, что изменится в 2017 году при исчислении отдельных налогов и сборов.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Экологический налог

В связи с необходимостью индексации ставок экологического налога, установленных в белорусских рублях, приложения 6-8 к НК изложены в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29).

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

В связи с необходимостью индексации ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленных в белорусских рублях, приложение 10 к НК изложено в новой редакции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены согласно приложению 7 к Указу № 29.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Законом установлены ставки сбора за проезд в базовых величинах, а также внесены изменения, устанавливающие уплату сбора за проезд в белорусских рублях.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Оффшорный сбор

В соответствии с внесенными изменениями исключена возможность уплаты оффшорного сбора в иностранной валюте.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Консульский сбор

Размер консульских сборов за рассмотрение ходатайств о выдаче виз Республики Беларусь дифференцирован по видам и кратности виз и определен приложением 13 к НК.

Кроме того, на основании п.4 ст.43 НК решениями Президента Республики Беларусь в отношении отдельных стран установлены ставки сборов, отличные от размеров, определенных НК.

Предусмотренная ранее пп.1-3 приложения 13 к НК дифференциация размеров консульского сбора не была обусловлена временными или иными затратами, связанными с рассмотрением визового ходатайства, а также не предоставляла каких-либо привилегий иностранцам. Вместе с тем сохранение такого подхода существенно сужало возможности реализации консульским должностным лицом предоставленного ему законодательно права на сокращение сроков и кратности запрашиваемой визы.

Так, на основании п.1 ст.244 НК консульский сбор подлежит уплате до совершения консульского действия. В момент обращения в консульское учреждение иностранец представляет документ, подтверждающий оплату консульского сбора за рассмотрение ходатайства о выдаче визы.

В то же время перечень представленных документов не соответствовал критериям, установленным Визовыми правилами Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 № 1065. Поэтому консул вынужден был либо отказывать в рассмотрении документов на оформление долгосрочной визы с возвратом в установленном НК порядке поступившей в счет оплаты консульского сбора суммы, либо требовать от иностранца дополнительные документы.

В связи с этим Законом введены единые усредненные ставки консульского сбора за такое действие, что позволит принимать решения по представленным в загранучреждение основаниям и будет соответствовать нормам указанных Визовых правил Республики Беларусь.

Законом приведены к единообразию подходы в области удостоверения согласий законных представителей несовершеннолетних на выезд несовершеннолетних за пределы Республики Беларусь, а также оформления постоянного проживания за пределами Республики Беларусь несовершеннолетнему гражданину Республики Беларусь.

В Беларуси при нотариальном удостоверении указанных согласий законные представители несовершеннолетних не освобождаются от уплаты соответствующего нотариального сбора.

С учетом изложенного подп.1.7 п.1 ст.245 НК изложен в новой редакции, тем самым предоставлено освобождение от консульского сбора за удостоверение согласий на выезд несовершеннолетних за пределы Республики Беларусь для оздоровления только законным представителям несовершеннолетних детей, являющихся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Курортный сбор

Для решения проблемных вопросов, возникших в практике применения курортного сбора, в ст.278 НК внесены изменения, уточняющие понятие «нахождение в санаторно-курортной или оздоровительной организации». Под нахождением понимают проживание физического лица в санаторно-курортной или оздоровительной организации не менее суток.

Согласно действующим нормам НК в случае отсутствия путевки курортный сбор должен исчисляться исходя из стоимости услуг, оказываемых санаторно-курортной или оздоровительной организацией.

Законом уточнен перечень услуг, подлежащих обложению курортным сбором: услуги по проживанию, питанию, медицинские и оздоровительные услуги, связанные с оказанием санаторно-курортной помощи и оздоровлением.

Поэтому услуги, непосредственно не связанные с предоставлением санаторно-курортной помощи и оздоровлением населения, в том числе услуги бара, прокат спортивного инвентаря и бытовой техники, транспортные услуги, услуги автостоянки и пр., не будут учитываться при определении налоговой базы курортного сбора.

Во избежание проблемных ситуаций установлен период внесения плательщиком сумм курортного сбора не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации.

Сбор за осуществление ремесленной деятельности

В главу 40 НК внесены дополнения и изменения, направленные на применение единой терминологии, используемой в НК, систематизацию и улучшение ее положений, конкретизацию срока уплаты сбора, а также урегулирование порядка вручения налоговыми органами извещений на уплату ремесленного сбора.

 

23.11.2016

 

Татьяна Осипова, экономист