


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2017 ГОДУ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал актуален на 2017 год. Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон) решает проблемные вопросы налогообложения с учетом практического применения Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), а также обеспечивает дальнейшее упрощение исчисления и уплаты конкретных налогов.
Кроме того, изменения направлены на приведение НК в соответствие с принятыми решениями Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
Закон приводит НК в соответствие со следующими НПА:
• Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о культуре;
• законы Республики Беларусь:
от 05.01.2016 № 355-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности»;
от 05.01.2016 № 353-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "О внешней трудовой миграции"»;
• указы Президента Республики Беларусь:
от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь»;
от 19.02.2016 № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства»;
от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли»;
от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами"».
Рассмотрим, что изменится в 2017 году при исчислении отдельных налогов и сборов.
В связи с необходимостью индексации ставок экологического налога, установленных в белорусских рублях, приложения 6-8 к НК изложены в новой редакции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки экологического налога по перечисленным объектам налогообложения установлены в размерах согласно приложениям 4-6 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее - Указ № 29). |
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
В связи с необходимостью индексации ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, установленных в белорусских рублях, приложение 10 к НК изложено в новой редакции.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» На 2018 год ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены согласно приложению 7 к Указу № 29. |
Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь
Законом установлены ставки сбора за проезд в базовых величинах, а также внесены изменения, устанавливающие уплату сбора за проезд в белорусских рублях.
В соответствии с внесенными изменениями исключена возможность уплаты оффшорного сбора в иностранной валюте.
Размер консульских сборов за рассмотрение ходатайств о выдаче виз Республики Беларусь дифференцирован по видам и кратности виз и определен приложением 13 к НК.
Кроме того, на основании п.4 ст.43 НК решениями Президента Республики Беларусь в отношении отдельных стран установлены ставки сборов, отличные от размеров, определенных НК.
Предусмотренная ранее пп.1-3 приложения 13 к НК дифференциация размеров консульского сбора не была обусловлена временными или иными затратами, связанными с рассмотрением визового ходатайства, а также не предоставляла каких-либо привилегий иностранцам. Вместе с тем сохранение такого подхода существенно сужало возможности реализации консульским должностным лицом предоставленного ему законодательно права на сокращение сроков и кратности запрашиваемой визы.
Так, на основании п.1 ст.244 НК консульский сбор подлежит уплате до совершения консульского действия. В момент обращения в консульское учреждение иностранец представляет документ, подтверждающий оплату консульского сбора за рассмотрение ходатайства о выдаче визы.
В то же время перечень представленных документов не соответствовал критериям, установленным Визовыми правилами Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 № 1065. Поэтому консул вынужден был либо отказывать в рассмотрении документов на оформление долгосрочной визы с возвратом в установленном НК порядке поступившей в счет оплаты консульского сбора суммы, либо требовать от иностранца дополнительные документы.
В связи с этим Законом введены единые усредненные ставки консульского сбора за такое действие, что позволит принимать решения по представленным в загранучреждение основаниям и будет соответствовать нормам указанных Визовых правил Республики Беларусь.
Законом приведены к единообразию подходы в области удостоверения согласий законных представителей несовершеннолетних на выезд несовершеннолетних за пределы Республики Беларусь, а также оформления постоянного проживания за пределами Республики Беларусь несовершеннолетнему гражданину Республики Беларусь.
В Беларуси при нотариальном удостоверении указанных согласий законные представители несовершеннолетних не освобождаются от уплаты соответствующего нотариального сбора.
С учетом изложенного подп.1.7 п.1 ст.245 НК изложен в новой редакции, тем самым предоставлено освобождение от консульского сбора за удостоверение согласий на выезд несовершеннолетних за пределы Республики Беларусь для оздоровления только законным представителям несовершеннолетних детей, являющихся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для решения проблемных вопросов, возникших в практике применения курортного сбора, в ст.278 НК внесены изменения, уточняющие понятие «нахождение в санаторно-курортной или оздоровительной организации». Под нахождением понимают проживание физического лица в санаторно-курортной или оздоровительной организации не менее суток.
Согласно действующим нормам НК в случае отсутствия путевки курортный сбор должен исчисляться исходя из стоимости услуг, оказываемых санаторно-курортной или оздоровительной организацией.
Законом уточнен перечень услуг, подлежащих обложению курортным сбором: услуги по проживанию, питанию, медицинские и оздоровительные услуги, связанные с оказанием санаторно-курортной помощи и оздоровлением.
Поэтому услуги, непосредственно не связанные с предоставлением санаторно-курортной помощи и оздоровлением населения, в том числе услуги бара, прокат спортивного инвентаря и бытовой техники, транспортные услуги, услуги автостоянки и пр., не будут учитываться при определении налоговой базы курортного сбора.
Во избежание проблемных ситуаций установлен период внесения плательщиком сумм курортного сбора не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации.
Сбор за осуществление ремесленной деятельности
В главу 40 НК внесены дополнения и изменения, направленные на применение единой терминологии, используемой в НК, систематизацию и улучшение ее положений, конкретизацию срока уплаты сбора, а также урегулирование порядка вручения налоговыми органами извещений на уплату ремесленного сбора.
23.11.2016
Татьяна Осипова, экономист