


Материал помещен в архив
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2016 № 1021
С 21 декабря 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2016 № 1021 (далее - постановление № 1021), которым предусмотрен ряд изменений в положения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).
Изменения в связи с переименованием и расширением полномочий Министерства торговли Республики Беларусь
Часть изменений носит технический характер и обусловлена принятием Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли», в соответствии с которым с 8 сентября 2016 г. Министерство торговли Республики Беларусь переименовано с соответствующим расширением компетенции в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Приведение нормы постановления № 229 в соответствие с кодами ОКРБ 007-2012
С 1 января 2016 г. ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36, утратил силу, в связи с чем одна из причин необходимости внесения изменений в постановление № 229 - приведение его нормы части первой подп.2.15 п.2 в соответствие с кодами ныне действующего классификатора, а именно, ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83. Так, код ОКРБ 007-2007 по классу 29.42 «Станки для обработки металлов» заменен на код 28.41 «Станки для обработки металлов» ОКРБ 007-2012.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2019 г. следует руководствоваться частью первой подп.2.15 п.2 постановления № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.07.2019 № 484 (далее - постановление № 484), которые не повлияли на суть материала. |
Уточнение порядка подтверждения происхождения товаров
Постановлением № 229 установлены особенности приобретения товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики (приложение 3), стоимостью свыше 2 000 базовых величин.
Так, к участию в процедурах закупок допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации.
В случае закупки товаров, названных в приложении 3, происходящих не из вышеуказанных государств, стоимостью свыше 2 000 базовых величин поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики (часть третья подп.2.16 п.2 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2020 № 717 (далее - постановление № 717) часть третья подп.2.16 п.2 постановления № 229 после слов «такие товары» дополнена словами «, в том числе с учетом положений подпункта 2.18 настоящего пункта». Комментарии см. здесь. |
Постановлением № 1021 уточнен порядок подтверждения происхождения товаров (часть вторая подп.2.16 п.2 постановления № 229), который, как следует из указанной нормы, в равной степени действует как для конкурентных процедур закупок, так и для закупки из одного источника и зависит от того, с территории какого государства происходит товар. Так, документом, подтверждающим страну происхождения такого товара, является выданный не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок или дня заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника:
для товаров, происходящих из Республики Беларусь | сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, или документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Соглашение). Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Справочно Можно предположить, что такие особенности как раз установлены на основании постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 06.07.2016 № 25 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур закупок за счет собственных средств».От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 марта 2023 г. действует постановление МАРТ от 30.01.2023 № 10 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей участия в процедурах закупок». Комментарий см. здесь |
для товаров, происходящих из государств - участников Содружества Независимых Государств (кроме Республики Беларусь) | документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением |
для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств | сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2020 г. постановлением № 717 абзацы 3 и 4 части второй подп.2.16 п.2 постановления № 229 изложены в следующей редакции: • «для товаров, происходящих из государств - участников Содружества Независимых Государств (кроме Республики Беларусь), - документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (в случае предложения таких товаров нерезидентом) либо Белорусской торгово-промышленной палатой (в случае предложения таких товаров резидентом); • для товаров, происходящих из государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, - сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) этих государств (в случае предложения таких товаров нерезидентом) либо Белорусской торгово-промышленной палатой (в случае предложения таких товаров резидентом).». Комментарии см. здесь. С 29 мая 2022 г. следует руководствоваться ч.2 подп.2.16 п.2 постановления № 229 в ред. постановления Совмина от 26.05.2022 № 337. Комментарий см. здесь. |
В приведенной выше норме изменен срок действия документа, подтверждающего страну происхождения товара:
Редакция до 21 декабря 2016 г. | Редакция с 21 декабря 2016 г. |
Не ранее чем за 6 месяцев до дня выдачи документа, подтверждающего страну происхождения товара | Не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения (для конкурентных процедур закупок) или дня заключения договора на закупку (для закупки из одного источника) |
![]() |
Обратите внимание! Несоблюдение данного требования к сроку действия документа, подтверждающего страну происхождения товара, означает неподтверждение факта происхождения товара для целей приобретения товаров из приложения 3. |
Постановлением № 229 также предусмотрено, что в случае закупки товаров из приложения 3, происходящих не из указанных выше государств, стоимостью свыше 2 000 базовых величин поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупки после согласования такого участия с Комиссией по вопросам промышленной политики.
Постановлением № 1021 уточнено в этой части, что заявление, подаваемое в названную комиссию, должно содержать обоснование необходимости закупки товаров, производимых в государствах, не указанных выше, и информацию о таких товарах и стоимости закупки (абзац 2 части четвертой подп.2.16 п.2 постановления № 229):
Редакция до 21 декабря 2016 г. | Редакция с 21 декабря 2016 г. |
Заявление с обоснованием необходимости закупки товаров, производство которых отсутствует в государствах, указанных в части первой подп.2.16 п.2 постановления № 229, с изложением информации о товарах и стоимости закупки | Заявление с обоснованием необходимости закупки товаров, производимых в государствах, не указанных в части первой подп.2.16 п.2 постановления № 229, содержащее информацию о таких товарах и стоимости закупки |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2020 г. постановлением № 717 часть первая подп.2.16 п.2 постановления № 229 изложена в следующей редакции: «к участию в процедуре закупки товаров согласно приложению 3 стоимостью свыше 2000 базовых величин допускаются поставщики, предлагающие товары, происходящие из Республики Беларусь, а также государств, товарам из которых предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, устанавливаются в документации о закупке.». Комментарии см. здесь. |
Иными словами, уточненная постановлением № 1021 норма не требует в обосновании указывать и подтверждать факт отсутствия производства товара из приложения 3, происходящего из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Народной Республики Бангладеш, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины и Швейцарской Конфедерации.
Изменение перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых не распространяется действие постановления № 229
Постановление № 229 распространяет свое действие на республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, которые осуществляют закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением № 229, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2019 г. постановлением № 484 из подп.1.1 п.1 постановления № 229 слова «Республики Беларусь» исключены. |
Одновременно нормы постановления № 229 не применяются при осуществлении закупок за счет собственных средств, предусмотренных в перечне товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению № 229).
Содержание приложения 1 скорректировано следующим образом:
1) п.12 приведен в соответствие с нормами антимонопольного законодательства, поскольку случай в названном пункте, когда не применяется постановление № 229, касается закупок товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется субъектами естественной и государственной монополий, а не субъектами правомерных монополий, существовавших до принятия Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
2) п.44 скорректирован таким образом, что его действие касается не только региональных и отраслевых программ, но и государственных и иных программ, формируемых и утверждаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Тем самым перечень таких программ расширен.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 марта 2022 г. следует руководствоваться п.43 приложения 1 к постановлению № 229 в ред. постановления Совмина от 02.02.2022 № 59. Комментарий см. здесь. |
Так, исходя из постановления № 1021, действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров, произведенных в результате выполнения мероприятий по освоению производства продукции в рамках государственных и иных программ, формируемых и утверждаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в течение 5 лет после освоения их производства. Информация о таких товарах ежегодно размещается республиканскими органами (организациями), внесшими проекты государственных программ в Совет Министров Республики Беларусь или утвердившими иные программы в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
3) приложение 1 дополнено п.53, предусматривающим случай, когда постановление № 229 не применяется, а именно, случай осуществления закупок товаров (работ, услуг), связанных с организацией и обеспечением деятельности органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 марта 2022 г. следует руководствоваться п.46 приложения 1 к постановлению № 229 в ред. постановления № 59. Норма не изменилась. Комментарий см. здесь. |
Таким образом, изменения в сфере законодательства о закупках за счет собственных средств следует учитывать большей частью при закупках товаров из приложения 3 и учитывать порядок представления документов, подтверждающих происхождение товаров для целей допуска к участию участников.
27.12.2016
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»