Пособие от 19.09.2014
Автор: Федоров Ю.

Кадровик - бухгалтеру: формирование тарифной части заработка руководителя коммерческой организации


 

Материал помещен в архив

 

КАДРОВИК - БУХГАЛТЕРУ: ФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ЧАСТИ ЗАРАБОТКА РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Условия оплаты труда руководителя организации, в т.ч. коммерческой, независимо от формы собственности устанавливаются в трудовом договоре (контракте), заключаемом с ним собственником имущества организации либо органом, уполномоченным для этих целей собственником имущества организации (далее - орган, заключивший контракт). При этом трудовой договор (контракт) должен содержать в качестве обязательных условий оплаты труда работника, что относится и к руководителю организации, размер его оклада (ст.19 Трудового кодекса РБ).

Основным нормативным правовым актом, определяющим условия оплаты труда руководителей государственных коммерческих организаций, а также коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 % (далее - руководитель государственной организации), является Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 (далее - Положение, постановление № 597).

Механизм формирования тарифной части заработка руководителя государственной организации определен нормами пп.2-5 Положения и приложения к данному Положению.

Тарифная часть заработка руководителя государственной организации - это его оклад, который, в свою очередь, состоит из базового оклада и суммы повышения базового оклада.

Формирование базового оклада

Базовый оклад по решению органа, уполномоченного заключать контракт с руководителем государственной организации, может устанавливаться с использованием одного из следующих вариантов.

Во-первых, в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада. Например, если базовый оклад будет установлен в августе 2014 г., то предшествующим периодом будет январь-июль 2014 г.

В соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, классификация видов экономической деятельности выполнена по иерархической системе с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы). Отдельные секции разукрупнены на подсекции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Госстандарта РБ от 28.01.2016 № 8.

С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 05.12.2011 № 85.

 

Таким образом, в целях определения базового оклада руководителя государственной организации орган, заключивший контракт, вправе применить любой вид экономической деятельности, осуществляемый организацией, независимо от его удельного веса в выручке от реализации товаров (услуг) за соответствующий период, а также любой уровень классификации этого вида экономической деятельности, по которому имеются статистические данные.

Во-вторых, на основе тарифных коэффициентов, соответствующих 16-27 тарифным разрядам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь согласно таблице (приложение к Положению):

 

Списочная численность работающих, чел. Тарифные коэффициенты
3,72 3,98 4,26 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84
До 20
X
X
X
 
 
 
 
 
 
 
 
 
21-100
 
X
X
X
 
 
 
 
 
 
 
 
101-300
 
 
X
X
X
 
 
 
 
 
 
 
301-600
 
 
 
X
X
X
 
 
 
 
 
 
601-1 200
 
 
 
 
X
X
X
 
 
 
 
 
1 201-2 500
 
 
 
 
 
X
X
X
 
 
 
 
2 501-5 000
 
 
 
 
 
 
X
X
X
 
 
 
5 001-10 000
 
 
 
 
 
 
 
X
X
X
 
 
10 001-15 000
 
 
 
 
 
 
 
 
X
X
X
 
Свыше 15 000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
X
X
X

 

В данном случае возможно применение одного из трех тарифных коэффициентов в пределах диапазона «вилки» по строке таблицы.

Далее формируется базовый оклад путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации (одной из действующих в организации тарифных ставок 1-го разряда) либо тарифной ставки 1-го разряда в размере, установленном для этой цели по решению органа, заключившего контракт, на соответствующий тарифный коэффициент, взятый из таблицы.

В-третьих, на основе тарифных коэффициентов тарифной сетки, утвержденных соглашениями на отраслевом (тарифным соглашением) или местном уровне (местным соглашением).

Формирование базового оклада производится путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации (одной из действующих в организации тарифных ставок 1-го разряда) или установленной решением органа, заключившего контракт, на соответствующий тарифный коэффициент тарифной сетки, утвержденной тарифным или местным соглашением.

Дальнейший порядок изменения базового оклада определяется органом, заключившим контракт.

Базовый оклад по решению органа, заключившего контракт, повышается при заключении, изменении, продлении контракта либо заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта в соответствии с абзацем 3 подп.2.5 п.2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет № 29). Размер этого повышения не может быть более 50 % базового оклада.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2020 г. п.2 Декрета № 29 исключен Декретом Президента РБ от 09.04.2020 № 1. Комментарий см. здесь.

С 28 января 2020 г. следует руководствоваться п.3 части первой ст.2612 Трудового кодекса РБ.

Установление фиксированного оклада

По решению собственника имущества организации могут устанавливаться фиксированные оклады руководителям:

• убыточных государственных организаций, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния;

• государственных организаций, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

Фиксированные оклады устанавливаются в кратных размерах среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности нарастающим итогом с начала года, не превышающих ее размер более чем в 4,5 раза. При этом целесообразно напомнить о том, что порядок применения видов экономической деятельности при установлении руководителю государственной организации фиксированного оклада аналогичен такому же порядку при установлении базового оклада, о чем было сказано выше в данной статье.

Фиксированные оклады могут быть установлены на период не более 2 лет. В таком случае руководителю государственной организации на фиксированный оклад не начисляются надбавка, премии, бонусы и другие выплаты стимулирующего характера.

Следует отметить, что п.3 постановления № 597 рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, а также организаций, в которых государство не является основным собственником, устанавливать условия оплаты труда руководителей, включая формирование тарифной части их заработка, в соответствии с нормами Положения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться п.3 постановления № 597 в редакции постановления Совета Министров РБ от 28.12.2017 № 1032.

 

Пунктом 1 Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)» установлено, что собственник имущества организации либо орган, уполномоченный заключать контракты с руководителями коммерческих организаций, независимо от формы собственности вправе определять этим руководителям персональные условия оплаты их труда в зависимости от поступления валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг). При этом оклады исчисляются в кратных размерах к тарифной ставке 1-го разряда, действующей в коммерческой организации.

Кроме того, в настоящее время практически отсутствуют ограничительные нормативно-правовые рамки при формировании собственником имущества или органом, заключившим контракт (далее - наниматель), тарифной части заработка руководителям коммерческих организаций негосударственной формы собственности и коммерческих организаций, где государство не является основным собственником (государству принадлежит 50 и менее процентов уставного фонда) (далее - коммерческие организации негосударственного сектора).

Так, используя Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67, наниматель может применить при определении окладов руководителям коммерческих организаций негосударственного сектора механизмы, предложенные названными Рекомендациями.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. постановление № 67 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.01.2020 № 11 утратило силу.

 

Например, это может быть определение окладов на основе тарифной сетки, утвержденной в организации локальным нормативным правовым актом (коллективным договором, положением об оплате труда и др.), и ставки, действующей в организации или установленной для этой цели нанимателем. Определенный таким образом оклад может повышаться нанимателем с установленной периодичностью (месяц, квартал, полугодие) в зависимости от выполнения организацией показателей финансово-хозяйственной деятельности. При этом периодичность, показатели и порядок повышения оклада руководителю коммерческой организации негосударственного сектора должны быть отражены в контракте, заключаемом с ним нанимателем.

Помимо этого, размер оклада руководителям коммерческих организаций негосударственного сектора может устанавливаться нанимателем путем определения его в конкретной сумме либо на основе грейдирования (оценки сложности труда), а также на основе иных систем оплаты труда, разработанных в организации или почерпнутых из международного передового опыта в области организации гибких систем оплаты труда.

Однако необходимо учитывать, что при заключении контракта, его изменении, продлении, заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта оклад, установленный нанимателем руководителю коммерческой организации негосударственного сектора, должен повышаться, исходя из нормы подп.2.5 п.2 Декрета № 29.

 

19.09.2014

 

Юрий Федоров, специалист по трудовому законодательству