


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Как часто нужно актуализировать номенклатуру дел в организации?
ОТВЕТ: Сводная номенклатура дел в организации пересматривается, уточняется, перепечатывается и утверждается руководителем организации ежегодно.
На предстоящий делопроизводственный (календарный) год номенклатура дел составляется в IV квартале текущего года (подп.2.1 п.2 Методических рекомендаций по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел, утвержденных приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 29.11.2013 № 55).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.07.2020 № 23 признаны утратившими силу Методические рекомендации № 55 и утверждены новые Методические рекомендации по составлению и применению номенклатур дел организаций, типовых и примерных номенклатур дел. |
![]() |
Обратите внимание! Несвоевременно составленная номенклатура дел приводит к нарушению порядка их формирования. |
Ответственность за разработку номенклатуры дел возлагается на службу документационного обеспечения управления (далее - ДОУ), в небольших организациях - на секретаря.
Во вновь созданной организации номенклатура составляется в любое время года, точно так же следует поступать и при реорганизации организации.
Номенклатура оформляется на общем бланке организации или чистом листе бумаги формата А4. Графы номенклатуры дел заполняются в соответствии с установленной формой - приложением 7 к Правилам работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143 (далее - Правила).
Ежегодно номенклатура дел в организации пересматривается, уточняется, перепечатывается и утверждается руководителем организации.
В конце каждого раздела (подраздела) номенклатуры дел предусматриваются резервные индексы для незапланированных дел, заводимых в течение года (подп.39.1 п.39 Правил).
Если в течение года в структурных подразделениях появились дела, не включенные в номенклатуру дел, то она подлежит пересмотру, пересогласованию и переутверждению.
Так, ответственный за делопроизводство в конце года представляет в службу ДОУ эту информацию, которая может быть оформлена докладной запиской на имя начальника службы ДОУ (заместителя руководителя).
![]() |
Пример Заместитель директора по учебной работе учреждения образования назначен председателем экспертной комиссии. Следовательно, на его имя необходимо подготовить докладную записку. На заседании экспертной комиссии принимается решение о включении вновь заведенных дел в номенклатуру дел организации. |
После внесения необходимых изменений и уточнений, согласования, подписания сводная номенклатура дел утверждается руководителем организации и вводится в действие с начала следующего делопроизводственного года со всеми дополнениями и изменениями.
Номенклатура дел в государственном архиве в случае изменения функций и структуры организации пересогласовывается не реже одного раза в 5 лет (п.29 Правил).
14.11.2018
Галина Пешкова, преподаватель высшей категории, председатель методической комиссии отделения «Документационное обеспечение управления» учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»