


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Как оформить приказ в случае командирования руководителя организации (директора) в пределах Республики Беларусь?
ОТВЕТ: Руководитель организации - физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст.252 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК).
Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст.253 ТК).
Направление работников в служебную командировку оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (часть первая ст.93 ТК).
Необходимость выдачи работникам командировочного удостоверения определяется нанимателем, если иное не установлено законодательными актами (п.2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 марта 2019 г. действует Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (п.93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. приказ - правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией (ч.1 п.93 Инструкции № 4 с учетом изменений, внесенных постановлением Минюста от 30.08.2022 № 113). Комментарии см. здесь. |
Приказ на командирование руководителя организации может подписать сам руководитель.
Руководитель организации имеет право, если иное не оговорено уставными документами, делегировать свои полномочия (их часть), в том числе право подписи приказов по личному составу, работнику данной организации. Если полномочия по подписанию приказов по личному составу делегированы, например, заместителю директора, то данный работник вправе подписать приказ о командировании руководителя.
Форма приказа о командировании рекомендована в Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.05.2007 № 25. Наниматель при необходимости вправе разработать свою унифицированную форму приказа о командировании.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 ноября 2019 г. следует руководствоваться унифицированной системой организационно-распорядительной документации (унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм), утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41. |
![]() |
Справочно Воспользуйтесь примерными формами приказов о командировании руководителя: • подписывает сам руководитель; • подписывает заместитель руководителя. |
Если согласно учредительным или иным документам, определяющим компетенцию руководителя организации, командирование требует согласия собственников, то оно должно быть получено предварительно и может являться дополнительным основанием для издания приказа о командировании руководителя организации.
24.07.2018
Ольга Гасюкевич, юрист