Пособие от 02.09.2011
Автор: Кухарчик Н.

Как стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий


 

Материал помещен в архив

 

КАК СТАТЬ НА УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

1. Общий порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

2. С какого момента гражданин может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

3. Куда обращаться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

4. Какие документы необходимо представить?

5. Порядок принятия решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

6. Основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Общий порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Сегодня статус нуждающегося в улучшении жилищных условий дает гражданину ряд прав, не доступных гражданам, которые в улучшении жилищных условий не нуждаются:

- право на получение жилого помещения социального пользования;

- право включения в организации застройщиков с возможностью строительства квартиры по более приемлемым ценам либо при помощи индексации приватизационных чеков «Жилье»;

- возможность получить льготный кредит. В случае если гражданин не имеет права на льготный кредит, банк предоставит кредит под сравнительно низкие процентные ставки;

- возможность получения субсидии.

Кроме того, с приобретением статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий появляется право получить земельный участок для индивидуального строительства жилого дома без проведения аукциона либо купить государственную квартиру у государственной организации или на аукционе.

Рассмотрим, как можно получить статус гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Порядок и основания для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (далее - Положение).

С какого момента гражданин может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Гражданин может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:

- со дня наступления совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста;

- до достижения 18-летнего возраста в случае принятия решения об эмансипации (примечание 1) либо вступления в брак.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных в части первой подп.3.3 п.3 Положения.

Куда обращаться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо обратиться в:

- местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства;

- организацию по месту работы, службы (государственный орган, другую организацию, их филиал или представительство (в т.ч. по совместительству)), сельскохозяйственную организацию (примечание 2).

Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется:

- местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей;

- либо местным исполнительным и распорядительным органом - по месту предоставления им первого рабочего места.

Какие документы необходимо представить?

По месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданину необходимо представить следующие документы:

- паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;

- документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права;

- сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.03.2006 № 44, - в случае постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.

Кроме перечисленных документов, необходимо оформить заявление по форме согласно приложению 1 к постановлению Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552» (далее - постановление № 28).

Порядок принятия решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Местный исполнительный и распорядительный орган, иной государственный орган, другая организация:

1) регистрирует заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

2) в 3-дневный срок со дня поступления заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашивает у соответствующих организаций документы, необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом отметим, что согласно п.4 ст.22 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» в случае, если законодательством предусмотрено внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, то такие документы и (или) сведения запрашиваются уполномоченным органом после представления заинтересованным лицом документа, подтверждающего внесение такой платы. Указанный документ прилагается уполномоченным органом к запросу. Так, например, при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий местный исполнительный и распорядительный орган, организация по месту работы, службы, сельскохозяйственная организация истребуют следующие документы:

- справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи (в соответствии с подп.12.2 п.12 Положения) по форме согласно приложению 2 к постановлению № 28 - от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, или организаций, предоставивших жилое помещение, или сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов (исполнительных комитетов);

- справку о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте (в соответствии с подп.12.3 п.12 Положения) - от соответствующих территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (см. ниже). Процедура выдачи справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте, установленная подп.22.17.6 п.22.17 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 (далее - перечень № 200), предусматривает внесение платы за осуществление данной процедуры в размере 0,1 базовой величины;

- решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.1.3 п.3 Положения;

- медицинское заключение, выданное государственной организацией здравоохранения, о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения РБ, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире (примечание 3), - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.1.7 п.3 Положения;

- копии диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.2 п.3 Положения;

- справку государственного учреждения образования, подтверждающую, что на день вступления в силу Положения (8 апреля 2006 г.) гражданин обучался в государственном учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.4 п.3 Положения;

- документы, удостоверяющие отсутствие попечения родителей, а также подтверждающие отсутствие у таких детей и лиц в собственности или в пользовании жилых помещений либо невозможность вселения в жилое помещение, из которого они выбыли, - при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане вправе самостоятельно представлять вышеуказанные документы.

В течение 1 месяца со дня подачи заявления и после получения всех необходимых документов заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет рассмотрено и о принятом решении сообщено гражданину в письменной форме. В решении о принятии на учет указываются дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для принятия его на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди, а в решении об отказе в принятии на учет - основания для отказа. Формы выписки из решения о постановке на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и извещения о постановке на учет (восстановлении на учете) таких граждан утверждены постановлением № 28 (приложения 4 и 5).

 

СПРАВКА

о находящихся в собственности гражданина жилых помещениях

в __________________________________________

   (наименование населенного пункта)

 

________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, личный номер

________________________________________________________________________________

лица, в отношении которого запрашиваются сведения)

согласно данным _________________________________________________________________

                        (наименование территориальной организации

________________________________________________________________________________

по государственной регистрации недвижимого имущества,

________________________________________________________________________________

прав на него и сделок с ним, филиала, бюро)

по состоянию на «__» _______________ ____ г. имеет (не имеет) зарегистрированные на праве собственности жилые помещения __________________________________________

(жилой дом, квартира, комната,             

________________________________________________________________________________

число комнат, площадь, адрес)

В течение последних 5 лет производилось (не производилось) отчуждение жилых помещений, принадлежащих указанному гражданину на праве собственности, по адресу:

________________________________________________________________________________

 

Регистратор ______________

________________

 

____________________________

          (подпись)

(код)

 

(инициалы, фамилия)

  М.П.

 

 

 

Уполномоченное лицо

________________

 

____________________________

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

  М.П.

 

 

 

Основания постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Прежде чем обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган, иной государственный орган, другую организацию с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснить, имеются ли основания для принятия на такой учет.

Перечень оснований (всего 16) определен в п.3 Положения.

Рассмотрим подробно каждое основание.

1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы)), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания (подп.3.1.1 п.3 Положения).

При этом для целей Положения под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:

а) по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда - это соглашение, по которому одна сторона (наймодатель - уполномоченная организация или уполномоченное им лицо) обязуется за определенную плату предоставить во владение и пользование другой стороне (нанимателю) жилое помещение для проживания в нем.

Порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда определен нормами Жилищного кодекса РБ (далее - ЖК), Положения, Указа Президента РБ от 19.03.2007 № 128 и других нормативных правовых актов;

б) проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков.

Под правом пользования жилым помещением членов (бывших членов) семьи наравне с нанимателем, собственником, членом организации застройщиков подразумевается право, установленное ст.30, 110 и 116 ЖК, согласно которым:

- члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним и вселенные в установленном ЖК порядке, пользуются наравне с нанимателем правами и исполняют обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения;

- члены семьи собственника, члена организации застройщиков имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником, членом организации застройщиков, если при их вселении не было иного письменного соглашения.

При этом если члены семьи нанимателя, собственника, члена организации застройщиков перестали быть членами его семьи, но продолжают проживать в этом жилом помещении, они сохраняют свои права и обязанности, если иное не установлено ЖК и заключенным между ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением;

в) по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам, заключенным в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договоров создания объекта долевого строительства, утвержденными Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 396 (далее - Правила).

Под занятием объекта долевого строительства подразумевается следующее. В течение 2 месяцев со дня ввода жилого дома в эксплуатацию застройщик обязан передать дольщику документы, необходимые для оформления права собственности на объект долевого строительства.

Дольщик обязан не позднее 3 месяцев со дня получения от застройщика документов, необходимых для оформления права собственности на объект долевого строительства, в установленном порядке оформить на себя данное право.

Таким образом, около 5 месяцев гражданин вправе проживать в построенном с долевым участием жилом помещении, при этом не являясь его собственником, так как право собственности на жилое помещение в установленном порядке не оформлено.

Обязанность застройщика информировать местные исполнительные и распорядительные органы, организации, в которых дольщики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, о строительстве этими дольщиками жилых помещений в данном жилом доме с указанием их общей площади установлена п.12 Правил.

Застройщик обязан это сделать в течение 10 рабочих дней после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.

Таким образом, фактически данное основание применяется в отношении:

- граждан без определенного места жительства. В соответствии с п.35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента РБ от 07.09.2007 № 413 (далее - Положение № 413; Указ № 413), граждане без определенного места жительства регистрируются по месту пребывания в порядке, определенном местными исполнительными и распорядительными органами, по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства;

- граждан - по месту работы (службы), работающих в организациях, которые расположены не в населенном пункте по месту жительства гражданина.

Документами, подтверждающими нуждаемость по указанному основанию, будут являться:

- справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

- справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи по форме согласно приложению 2 к постановлению № 28.

2. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м (в г.Минске - 10 кв.м) на 1 человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске - исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в г.Минске и Минском р-не).

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения 1 человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске - исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в г.Минске и Минском р-не), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет (подп.3.1.2 п.3 Положения).

Частью первой подп.3.1.2 п.3 Положения регламентирован порядок суммирования общей площади жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и членов его семьи, проживающих совместно в населенном пункте по месту принятия на учет, а не только тех членов семьи, с которыми он принимается на учет.

Пример 1

В г.Борисове в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв.м проживает семья из 4 человек. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий из состава семьи становятся 3 человека как обеспеченные жилым помещением общей площадью менее 15 кв.м на 1 человека (48 кв.м / 4 = 12 кв.м). Однако у одного из членов семьи, который не становится на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеется в собственности двухкомнатная квартира. Площадь, находящаяся в собственности совместно проживающих членов семьи, должна суммироваться. Следовательно, оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в данном случае не имеется.

Исходя из содержания ст.29 ЖК к членам семьи относятся супруг (супруга), их дети и родители, другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство, а также иные граждане, в судебном порядке признанные членами семьи. В соответствии со ст.60 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - Кодекс о семье) близким родством считаются отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками.

Аналогичный порядок суммирования предусмотрен и частью второй подп.3.1.2 п.3 Положения для членов семьи, проживающих раздельно.

Пример 2

Супруги проживают в г.Борисове раздельно каждый у своих родителей в квартирах общей площадью 30 кв.м (проживает 3 человека) и 38 кв.м (проживает 2 человека). В квартире общей площадью 30 кв.м на одного из супругов приходится 10 кв.м., на второго супруга в квартире общей площадью 38 кв.м - 19 кв.м. Таким образом, на каждого из супругов приходится менее 15 кв.м ((10 + 19) / 2 = 14,5 кв.м). Между тем у одного из родителей супруга, проживающего совместно с одним из нуждающихся супругов, в собственности имеется двухкомнатная квартира, площадь которой также должна суммироваться.

 

Для гражданина, принимаемого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г.Минске, будет учитываться площадь жилых помещений, находящихся у него в собственности или в пользовании, расположенных в Минском р-не.

Пример 3

Гражданин с семьей из 4 человек проживает в г.Минске в двухкомнатной квартире площадью 48 кв.м. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется следующим образом: 48 / 5 = 9,6 кв.м на каждого проживающего. При этом в пос.Боровляны Минского р-на находится принадлежащая супруге данного гражданина квартира общей площадью 33 кв.м. При определении нуждаемости в улучшении жилищных условий эта квартира будет принята в расчет: (48 + 33) / 5 = 16,2 кв.м. В таком случае нуждаемости в улучшении жилищных условий у данной семьи не имеется.

 

3. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (подп.3.1.3 п.3 Положения).

Порядок обследования состояния жилых помещений, признания их не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания установлен постановлением Совета Министров РБ от 07.09.1999 № 1392.

Условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, определены в приложении к постановлению Минжилкомхоза РБ от 02.05.2000 № 4.

Документом, подтверждающим нуждаемость, в данном случае будет являться решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям (подп.12.4 п.12 Положения).

Согласно подп.1.1.12 п.1 перечня № 200 решение о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям принимается местным исполнительным и распорядительным органом в течение 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - 2 месяцев. Для принятия решения гражданину в местный исполнительный и распорядительный орган необходимо представить:

- заявление;

- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

- домовую книгу (при ее наличии) - в случае признания одноквартирного, блокированного жилого дома не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

4. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников (подп.3.1.4 п.3 Положения).

Общежития учреждений образования предназначены для временного проживания иногородних обучающихся дневной формы получения образования, иных категорий обучающихся на время учебы.

Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), - до 4 месяцев (ст.292 Трудового кодекса РБ). Сезонными являются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.

Порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда в общежитиях определен Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1999 № 1437.

5. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (подп.3.1.5 п.3 Положения).

По данному основанию постановка на учет осуществляется при следующих условиях:

- заключении договора поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда или договора найма жилого помещения частного жилищного фонда;

- регистрации по месту жительства в соответствии с нормами Указа № 413.

Исходя из подп.4.2 п.4 Положения № 413 договор найма (поднайма) жилого помещения относится к документам, являющимся одним из оснований для регистрации гражданина, в т.ч. по месту жительства в жилом помещении, находящимся в его пользовании по договору найма (поднайма).

Форма договора поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда и договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан утверждена постановлением Совета Министров РБ от 12.09.2006 № 1191. Типовой договор найма жилого помещения частного жилищного фонда юридических лиц утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.09.2008 № 1408 (далее - постановление № 1408).

Договоры найма, поднайма жилых помещений подлежат обязательной регистрации.

В соответствии с подп.1.8 п.1 перечня № 200 регистрация договоров найма жилого помещения частного жилищного фонда, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда и дополнительных соглашений к ним осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, в течение 2 дней (10 дней - в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций) со дня подачи следующих документов:

а) заявления, подписанного собственником жилого помещения частного жилищного фонда или нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда и совершеннолетними членами их семей, а также иными гражданами, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с собственником жилого помещения частного жилищного фонда или нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда право пользования жилым помещением;

б) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность собственника жилого помещения частного жилищного фонда, или нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда и нанимателя жилого помещения частного жилищного фонда, или поднанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда;

в) 3 экземпляров договора найма (поднайма) или дополнительного соглашения к нему;

г) для собственников жилого помещения частного жилищного фонда:

- технического паспорта и документа, подтверждающих право собственности на жилое помещение;

- письменного согласия всех собственников жилого помещения - в случае, если сдается жилое помещение, находящееся в общей собственности;

- домовой книги (при ее наличии) - в случае сдачи внаем жилого помещения в одноквартирном, блокированном жилом доме;

д) для нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда:

- договора найма жилого помещения.

6. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда, а также проживающие в жилых помещениях социального пользования государственного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до 10 лет в соответствии с частью третьей п.67 Положения (подп.3.1.6 п.3 Положения).

Согласно части первой ст.91 ЖК служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений. Договор найма служебного жилого помещения заключается, как правило, на время работы (ст.95 ЖК).

Статьей 96 ЖК установлено, что работники, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, предусмотренных ЖК и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению в связи с утратой оснований для проживания в таком жилом помещении.

Кроме того, в силу нормативных предписаний п.67 Положения в случае выезда нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда на постоянное проживание в другое жилое помещение либо его смерти такой договор расторгается (прекращается).

При этом с трудоспособными совершеннолетними членами семьи нанимателя, не имеющими в пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв.м и более (а в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, заключается договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда сроком до 10 лет.

В течение данного срока таким гражданам предоставляется внеочередное право в улучшении жилищных условий путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с государственной поддержкой.

По истечении 10-летнего срока действия такого договора проживающие в этом жилом помещении граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем у таких граждан не всегда возникают основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, перечисленные в п.3 Положения. В связи с этим подп.3.1.6 п.3 Положения предусматривает нуждаемость в улучшении жилищных условий для таких граждан независимо от обеспеченности общей площадью жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет.

Типовой договор найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда и типовой договор найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда утверждены постановлением Совета Министров РБ от 17.03.2006 № 371. Типовой договор найма жилого помещения и пользования имуществом в специальном служебном жилищном фонде утвержден постановлением Совета Министров РБ от 07.03.2003 № 318.

7. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения РБ, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне (подп.3.1.7 п.3 Положения) (примечание 3).

При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (либо для включения в отдельные списки) граждане, проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в названном перечне, к заявлению о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий дополнительно представляют заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина такого заболевания, выдаваемое соответствующей государственной организацией здравоохранения в порядке, предусмотренном подп.7.2.1 п.7.2 перечня № 200.

8. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием 2 и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м (в г.Минске - менее 10 кв.м) на каждого члена семьи (подп.3.1.8 п.3 Положения).

При постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по данному основанию требуется выделение доли в установленном порядке.

В соответствии со ст.119 ЖК собственники жилого помещения при наличии технической возможности и разрешения местного исполнительного и распорядительного органа на переустройство и перепланировку жилого помещения вправе по взаимному согласию произвести раздел жилого помещения с образованием 2 и более отдельных жилых помещений.

При отсутствии технической возможности на переустройство и перепланировку жилое помещение может быть разделено по требованию собственников с выделением им в пользование изолированных жилых комнат. Подсобные помещения при этом остаются в их общем пользовании. Согласно п.35 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 30.03.2000 № 3 «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» при таком разделе право общей собственности на жилые комнаты прекращается, изолированные жилые комнаты выделяются гражданам на праве собственности, а подсобные помещения остаются в общей долевой собственности.

Исходя из вышеизложенного под выделением собственности в установленном порядке понимается соблюдение вышеуказанного порядка.

Таким образом, при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должна учитываться площадь изолированных жилых комнат, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также часть площади подсобных помещений.

Пример 4

В ситуации с двухкомнатной квартирой общей площадью 60 кв.м, жилой площадью 40 кв.м (комнаты по 10 и 30 кв.м) для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий гражданина, проживающего в жилой комнате размером 10 кв.м, необходимо установить площадь приходящейся на данного гражданина общей площади жилого помещения: (60 / 40) х 10 = 15 кв.м. На гражданина, проживающего во второй комнате площадью 30 кв.м, соответственно будет приходиться 45 кв.м ((60 / 40) х 30).

Если раздел жилого помещения в установленном порядке не произведен, а гражданин является собственником доли в праве собственности на жилое помещение, он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по данному основанию, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением, равное с другими собственниками.

 

9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства.

Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками (подп.3.1.9 п.3 Положения).

Согласно определению, данному в ст.1 ЖК, к неизолированным (смежным) жилым комнатам относятся жилые комнаты, связанные между собой общим входом.

При определении нуждаемости в улучшении жилищных условий по данному основанию необходимо установить следующие факты:

- являются ли комнаты неизолированными (смежными). Данная информация может быть запрошена в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, а также в органах по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (технический паспорт и др.);

- отсутствие близкого родства. Документами, подтверждающими этот факт, могут являться, например, свидетельство о расторжении брака, паспорт или свидетельство о рождении.

10. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в т.ч. независимо от близкого родства), кроме супругов (подп.3.1.10 п.3 Положения).

По данному основанию могут быть поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, не являющиеся супругами, фактически проживающие в однокомнатной квартире. Например, мать, проживающая с несовершеннолетним или совершеннолетним ребенком в однокомнатной квартире, вправе быть принятой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

11. Также нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами в населенном пункте по месту принятия на учет (подп.3.1.11 п.3 Положения).

Для целей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Условиями для постановки на учет по данному основанию являются:

- первичность вступления в брак обоих супругов. Подтверждением данного факта является справка из записи акта о заключении брака по форме, утвержденной постановлением Минюста РБ от 16.08.2006 № 43 (далее - постановление № 43).

Административная процедура «Выдача справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, о записи акта гражданского состояния, об отсутствии записи акта о заключении брака, извещений о регистрации расторжения брака, об отсутствии записи акта гражданского состояния» предусмотрена подп.5.14 п.5 перечня № 200, согласно которому данная процедура осуществляется органом загса, архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета в течение 3 дней со дня подачи заявления - при наличии соответствующей записи акта гражданского состояния, а при необходимости проведения специальной проверки - в течение 15 дней, при отсутствии такой записи - в течение 1 месяца при представлении заявления и паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;

- отсутствие у обоих супругов в населенном пункте по месту принятия на учет в собственности или в пользовании по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда квартиры, одноквартирного жилого дома или объекта долевого строительства. Этот факт подтверждается соответствующими документами: справкой о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемой территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, справкой о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи по форме согласно приложению 2 к постановлению № 28.

Стоит отметить, что ранее Положение не содержало понятия «молодая семья». Статус «молодая семья» применялся только для целей Указа Президента РБ от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».

При этом в соответствии с данным Указом молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов (родитель в неполной семье) находился в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а для граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в брак (рождения, усыновления, удочерения ребенка), - на дату заключения брака (рождения, усыновления, удочерения ребенка). К членам молодой семьи относятся супруг (супруга) и их дети (родные, усыновленные, удочеренные).

12. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами (подп.3.1.12 п.3 Положения).

Как следует из буквального прочтения данной нормы, изложенное основание применяется в отношении граждан:

- родивших (усыновивших) и воспитывающих детей без вступления в брак;

- овдовевших супругов, воспитывающих детей, не вступивших в новый брак.

Согласно ст.119 Кодекса о семье под усыновлением понимается основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Подтверждением данного основания нуждаемости является справка из записи акта о рождении по форме, утвержденной постановлением № 43. Данная справка выдается в порядке, установленном подп.5.14 п.5 перечня № 200.

13. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли (подп.3.1.13 п.3 Положения).

Порядок, особенности и основания предоставления специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов установлен Положением, утвержденным постановлением № 1408.

14. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв.км и приравненных к ним территориях (подп.3.2 п.3 Положения).

Основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному пункту будет являться свидетельство о направлении на работу.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.83 Кодекса Республики Беларусь об образовании место работы путем распределения предоставляется в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам, получившим:

- высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;

- среднее специальное или высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме получения образования и работающих по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также обучавшихся на условиях целевой подготовки.

Границы зон радиоактивного загрязнения определены в ст.4 Закона РБ от 12.11.1991 № 1227-XII «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Дополнительные критерии по определению границ указанных зон в зависимости от степени загрязнения территории другими долгоживущими радионуклидами, включая дочерние изотопы (с учетом их суммарного воздействия и других факторов), устанавливаются Советом Министров РБ.

15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

- не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;

- проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подп.3.1.2-3.1.10 п.3 Положения;

- при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подп.3.1.2-3.1.10 п.3 Положения;

- не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом (подп.3.3 п.3 Положения).

В соответствии со ст.1 Закона РБ от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 73-З):

- детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

- лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.

Частью третьей п.1 ст.12 Закона № 73-З предусмотрено, что гарантии права на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления им первого рабочего места.

При постановке на учет нуждающихся по данному основанию дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих отсутствие у таких детей и лиц в собственности или в пользовании жилых помещений либо невозможность вселения в жилое помещение, из которого они выбыли (п.13 Положения).

При этом согласно п.2 Положения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных в части первой подп.3.3 п.3 Положения.

16. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются лица, которые на день вступления в силу Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования (подп.3.4 п.3 Положения).

Данное основание впервые введено Указом Президента РБ от 20.09.2007 № 439 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565» и применяется в отношении лиц, которые по состоянию на 8 апреля 2006 г. обучались в учреждениях образования (профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, вузах), при этом достигли 23-летнего возраста, в связи с чем утратили статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не имели постоянного места жительства, так как проживали в общежитии указанных учреждений образования.

Такая категория граждан также имеет право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда.

 

Примечание 1. Согласно ст.26 Гражданского кодекса РБ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Примечание 2. В соответствии с п.91 Положения работники организаций социально-культурной сферы, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, обслуживающие работников сельскохозяйственных организаций, имеющих жилищный фонд и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения, имеют право на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в этих сельскохозяйственных организациях.

Примечание 3. Перечень заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), утвержден постановлением Минздрава РБ от 19.04.2001 № 27 (в редакции постановления от 20.04.2006 № 25).

 

02.09.2011 г.

 

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

 

От редакции: С 12 октября 2011 г. в подп.1.31 п.1 Указа Президента РБ от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» на основании Указа Президента РБ от 30.09.2011 № 439 внесены изменения.

В Указ Президента РБ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» на основании указов Президента РБ от 30.09.2011 № 439 (с 12 октября 2011 г.) и от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 26 октября 2011 г. в Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов» на основании Указа Президента РБ от 19.07.2011 № 324 внесены изменения и дополнения.

С 29 октября 2011 г. в постановление Минздрава РБ от 19.04.2001 № 27 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную площадь жилого помещения, и перечня заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире)» на основании постановления Минздрава РБ от 10.10.2011 № 106 внесены изменения.

В Закон РБ от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании Закона РБ от 07.01.2012 № 351-З внесены изменения и дополнения.

С 25 января 2012 г. в постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 31.03.2006 № 44 «Об установлении формы сведений о совокупном доходе и имуществе гражданина и членов его семьи для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 27.10.2011 № 106 внесены изменения и дополнения.