


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Каким образом привести в сопоставимый вид объем реализации продукции, товаров, работ, услуг для дальнейшего экономического исследования?
ОТВЕТ: Одним из важнейших и наиболее распространенных приемов анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных показателей с целью выявления общих черт и различий между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, что является основанием для оценки результатов работы организации и выявления неиспользованных внутренних резервов. Так, например, сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет дает возможность не только оценить темпы изменения анализируемых показателей, но также выявить и изучить тенденции их развития в динамике за ряд лет.
Исследование объема реализации надлежит проводить только после приведения исследуемых показателей в сопоставимый вид, для чего необходимо величину объема реализации (товарооборота) i-го периода в ценах базисного (планового) периода разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.
Динамика выпуска продукции в действующих и сопоставимых ценах
|
||||||||||
Пе-риод
|
Объем продаж в действую-щих ценах, тыс.руб.
|
Темпы роста (коэффициент)
|
Алгоритм расчета темпов роста
|
Ин-декс цен
|
Объем продаж в сопостави-мых ценах, тыс.руб.
|
Алгоритм расчета объема продаж в сопоставимых ценах, тыс.руб.
|
Темпы роста (коэффициент)
|
|||
базис-ные
|
цеп-ные
|
базисные
|
цепные
|
базис-ные
|
цеп-ные
|
|||||
1-й
|
3 347 000,0
|
1,000
|
1,000
|
3 347 000 / 3 347 000
|
1,00
|
3 347 000,0
|
3 347 000 / 1,0
|
1,000
|
1,000
|
|
2-й
|
6 485 000,0
|
1,938
|
1,938
|
6 485 000 / 3 347 000
|
1,05
|
6 176 190,5
|
6 485 000 /
/ (1,0 х 1,05) |
1,845
|
1,845
|
|
3-й
|
16 164 000,0
|
4,829
|
2,493
|
16 164 000 /
/ 3 347 000 |
16 164 000 /
/ 6 485 000 |
1,07
|
14 387 182,9
|
16 164 000 /
/ (1,0 х 1,05 х х 1,07) |
4,299
|
2,329
|
4-й
|
18 900 478,0
|
5,647
|
1,169
|
18 900 478 /
/ 3 347 000 |
18 900 478 /
/ 16 164 000 |
1,10
|
15 293 504,9
|
18 900 478 /
/ (1,0 х 1,05 х х 1,07 х 1,1) |
4,569
|
1,063
|
5-й
|
23 890 000,0
|
7,138
|
1,264
|
23 890 000 /
/ 3 347 000 |
23 890 000 /
/ 18 900 478 |
1,14
|
16 956 864,0
|
23 890 000 /
/ (1,0 х 1,05 х х 1,07 х 1,1 х х 1,14) |
5,066
|
1,109
|
Таким образом, динамика объема выпуска продукции в действующих ценах значительно отличается от динамики объема выпуска продукции в сопоставимых ценах, что искажает объективную картину работы организации за исследуемый период.
29.05.2009 г.
Виктория Акулич, старший преподаватель Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров Белорусского государственного экономического университета