Вопрос-ответ от 29.05.2009
Автор: Акулич В.

Каким образом привести в сопоставимый вид объем реализации продукции, товаров, работ, услуг для дальнейшего экономического исследования?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Каким образом привести в сопоставимый вид объем реализации продукции, товаров, работ, услуг для дальнейшего экономического исследования?

 

ОТВЕТ: Одним из важнейших и наиболее распространенных приемов анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных показателей с целью выявления общих черт и различий между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, что является основанием для оценки результатов работы организации и выявления неиспользованных внутренних резервов. Так, например, сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет дает возможность не только оценить темпы изменения анализируемых показателей, но также выявить и изучить тенденции их развития в динамике за ряд лет.

Исследование объема реализации надлежит проводить только после приведения исследуемых показателей в сопоставимый вид, для чего необходимо величину объема реализации (товарооборота) i-го периода в ценах базисного (планового) периода разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.

Динамика выпуска продукции в действующих и сопоставимых ценах

 

Пе-риод
Объем продаж в действую-щих ценах, тыс.руб.
Темпы роста (коэффициент)
Алгоритм расчета темпов роста
Ин-декс цен
Объем продаж в сопостави-мых ценах, тыс.руб.
Алгоритм расчета объема продаж в сопоставимых ценах, тыс.руб.
Темпы роста (коэффициент)
базис-ные
цеп-ные

базисные
цепные
базис-ные
цеп-ные
1-й
3 347 000,0
1,000
1,000
3 347 000 / 3 347 000
1,00
3 347 000,0
3 347 000 / 1,0
1,000
1,000
2-й
6 485 000,0
1,938
1,938
6 485 000 / 3 347 000
1,05
6 176 190,5
6 485 000 /
/ (1,0 х 1,05)
1,845
1,845
3-й
16 164 000,0
4,829
2,493
16 164 000 /
/ 3 347 000
16 164 000 /
/ 6 485 000
1,07
14 387 182,9
16 164 000 /
/ (1,0 х 1,05 х
х 1,07)
4,299
2,329
4-й
18 900 478,0
5,647
1,169
18 900 478 /
/ 3 347 000
18 900 478 /
/ 16 164 000
1,10
15 293 504,9
18 900 478 /
/ (1,0 х 1,05 х
х 1,07 х 1,1)
4,569
1,063
5-й
23 890 000,0
7,138
1,264
23 890 000 /
/ 3 347 000
23 890 000 /
/ 18 900 478
1,14
16 956 864,0
23 890 000 /
/ (1,0 х 1,05 х
х 1,07 х 1,1 х
х 1,14)
5,066
1,109

 

Таким образом, динамика объема выпуска продукции в действующих ценах значительно отличается от динамики объема выпуска продукции в сопоставимых ценах, что искажает объективную картину работы организации за исследуемый период.

 

29.05.2009 г.

 

Виктория Акулич, старший преподаватель Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров Белорусского государственного экономического университета