


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Какова практика применения банками рекомендаций Национального банка РБ о надлежащей проверке клиентов, открывающих и (или) имеющих банковские счета?
ОТВЕТ: В соответствии с письмом Нацбанка РБ от 28.11.2012 № 21-17/147 «О надлежащей проверке клиентов банков, открывающих и (или) имеющих банковские счета» банками организованы следующие мероприятия:
• структурные подразделения банка при открытии банковского счета на первоначальном этапе не заключают договоры на расчетное обслуживание с использованием электронного документооборота посредством систем «Клиент-банк», «Интернет-банк» с клиентами, поведение которых характеризуется признаками подозрительности, определенными правилами внутреннего контроля (примечание) и счета которым открывают третьи лица по доверенности;
• решение о подключении к системам «Клиент-банк», «Интернет-банк» нового клиента, который не был подключен к этим системам, принимается не ранее чем через месяц после начала банковского обслуживания при отсутствии подозрительных финансовых операций;
• внесены изменения в примерную форму договора на электронное обслуживание с использованием систем «Клиент-банк», «Интернет-банк», предусматривающие право банка в одностороннем порядке принимать решение о прекращении оказания услуг с применением данных систем;
• посредством публичной оферты заключаются дополнительные соглашения к действующим договорам на использование систем «Клиент-банк», «Интернет-банк», предусматривающие право банка в одностороннем порядке принимать решение о прекращении оказания услуг с применением данных систем в случаях, установленных правилами и процедурами внутреннего контроля;
• структурным подразделениям банка рекомендовано по решениям ответственных должностных лиц прекращать оказание услуг с применением систем «Клиент-банк», «Интернет-банк» клиентам, включенным в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, формируемым в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», в течение 10 рабочих дней с момента включения в данный реестр с уведомлением клиента об этом по системам «Клиент-банк», «Интернет-банк» за 3 рабочих дня до отключения;
• организовано предупреждение клиентов, открывающих банковские счета, о возможных последствиях действий, связанных с легализацией преступных доходов и уклонением от уплаты налогов, по форме, разработанной Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ.
По порядку исполнения рекомендаций, изложенных в названном выше письме, с ответственными должностными лицами и работниками банка, участвующими в осуществлении банковских операций, проведен внеплановый инструктаж.
Примечание. Имеется в виду необычность в поведении клиента при открытии счета или осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах третьего лица (например, нервозность, неуверенность, агрессия, присутствие лиц, руководящих действиями клиента, либо обращение клиента по телефону к другим лицам за советом по незначительному поводу).
20.08.2013
Анжелика Хаданович, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь