Пособие от 24.05.2023
Автор: Марочкина О.

Карта разъяснений: запрет на товарообменные операции с 1 января 2023 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

Какие товарообменные операции запрещены с 1 января 2023 г.

Что понимать под товарообменной операцией

На какие товарообменные операции запрет не распространяется

Какие документы нужны для согласования товарообменных операций

В каких случаях могут отказать в согласовании товарообменных операций

Кто уполномочен давать разъяснения по п.14 постановления № 713

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Карта разъяснений: запрет на товарообменные операции с 1 января 2023 года

Ольга Марочкина

Ольга Марочкина
юрист

24.05.2023

В Республике Беларусь с 1 января 2023 г. запрещены товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Запрет установлен ч.1 п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».

 


Запрет на товарообменные операции

 

Какие товарообменные операции запрещены с 1 января 2023 г.

Запрещены:

• бартер;

• мена;

• зачет;

• новация;

• отступное (ч.1 п.14 постановления № 713).

Термины «зачет», «новация», «отступное», «мена» применяются в значениях, закрепленных нормами ГК. Вместе с тем в законодательстве Республики Беларусь термин «бартер» отсутствует (ч.3 письма Минэкономики от 24.03.2023 № 01-02-09/507-ЮЛ «О разъяснении норм постановления»).

 

список

Дополнительно по теме

У предприятия есть задолженность по полученному займу от юридического лица. В 2023 году предполагается реализация данному юридическому лицу части объекта недвижимости (капитального строения). Будет ли нарушением п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» в данном случае взаимные расчеты произвести без поступления денежных средств на счета в 2023 году?

Что понимать под товарообменной операцией

Подпунктом 1.11 п.1 постановления Совмина от 02.02.2023 № 713(2) в части запрета товарообменных операций законодатель конкретизировал п.14 постановления № 713, указав, что запрет действует в отношении всех товаров, в том числе потребительских.

 

список

Дополнительно по теме

Распространяются ли требования норм постановления № 713 (в том числе в части согласования повышения отпускных цен, обоснования контрактных цен, указания сведений в товарно-транспортной накладной) на товары, не указанные в приложении 1 к постановлению № 713?

 

Под товарообменной операцией следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком (продавцом) товаров (из разъяснения Минэкономики от 27.01.2023, полученного автором, ч.2 Письма).

Исходя из изложенного, к товарообменным операциям относятся как операции, в которых с двух сторон предметом сделки выступает товар, так и операции, по которым товар является предметом сделки только с одной стороны.

Пункт 14 постановления № 713 не распространяется на договоры возмездного оказания услуг, подряда и иные договоры, по которым не происходит перехода права собственности на товар.

 

список

Дополнительно по теме

Что понимать под товарообменной операцией в п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»?

У предприятия есть задолженность по полученному займу от юридического лица. В 2023 году предполагается реализация данному юридическому лицу части объекта недвижимости (капитального строения). Будет ли нарушением п.14 постановления от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» в данном случае взаимные расчеты произвести без поступления денежных средств на счета в 2023 году?

Можно ли проводить зачеты после 1 января 2023 г., если договоры были заключены до 1 января 2023 г.?

Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет при возврате нереализованного товара по заключенным хозяйственным договорам (поставка, комиссия, консигнация)?

Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний или односторонний) по претензии юридического лица - покупателя к поставщику о взыскании стоимости поставленного некачественного товара и возмещенных юридическим лицом - покупателем потребителю (гражданину) убытков?

Попадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) по бонусным соглашениям поставщика с юридическими лицами - покупателями в отношении импортных непродовольственных товаров?

Попадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) согласно обязательству поставщика (импортера) по выплате покупателю - юридическому лицу компенсации по браку в определенном в договоре размере, обязательству по выплате денежной компенсации за оказание иных услуг покупателем, связанных с продвижением товара (бренда)?

Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» проведение зачета (двустороннего) в рамках исполнения договоров перевода долга, уступки права требования, возложения обязательств на третье лицо в отношении обязательств по оплате?

Подпадает ли под запрет п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» зачет (двусторонний) между поставщиком и покупателем, если по одному договору поставки между ними имеется задолженность покупателя за товары, а по другому договору поставки (оказанию услуг, выполнению работ) между этими же сторонами данный покупатель является поставщиком товаров и ему должны денежные средства?

На какие товарообменные операции запрет не распространяется

Запрет на товарообменные операции
 
 
Не распространяется:
1) на внешнеторговые операции;
2) операции между организациями, входящими в холдинг;
3) операции, согласованные уполномоченным государственным органом (организацией);
4) операции с участием физлиц в отношении телефонных аппаратов всех типов, легковых автомобилей;
5) случаи, предусмотренные постановлением Совмина от 19.04.2017 № 290 «О прекращении обязательств по оплате поставленного нефтяного жидкого топлива»;
6) операции, определенные в перечнях облисполкомов и Минского горисполкома (абз.5-7 ч.1 п.14 постановления № 713)
7) п.23 Постановления № 713

 

внимание

Обратите внимание!

Облисполкомам и Мингорисполкому предоставлено право определить перечни товарообменных операций, которые должны содержать предметы товарообменной операции (товары, работы, услуги), а также наименования юрлиц, которые вправе осуществлять товарообменные операции на основании соответствующего перечня (ч.3 п.14 постановления № 713). Данное исключение действует по 31 декабря 2023 г. (абз.3 п.2 постановления № 713(2)).

 

В таких перечнях должны быть указаны (ч.3 п.14 постановления № 713):

✓ предметы товарообменной операции;

✓ наименования юрлиц, которые вправе осуществлять товарообменные операции на основании такого перечня.

Требования постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией:

• товаров юридическим лицам, включенным в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, для их последующей реализации в таких магазинах, а также с реализацией этих товаров в магазинах беспошлинной торговли;

• товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, а также отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок. Товары, приобретенные для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не использованные на эти цели, могут реализовываться иным субъектам хозяйствования только на эти же цели по цене не выше цены приобретения.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июня 2023 г. следует руководствоваться п.7 постановления № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина от 08.06.2023 № 713(3). Комментарии см. здесь;

 

• продукции общественного питания и реализуемых в объектах общественного питания в розлив и порционно потребительских товаров;

• товаров, реализуемых по государственному оборонному заказу, продукции военного назначения, а также на отношения по производству указанных товаров и продукции;

• товаров, бывших в употреблении;

• горячих напитков через торговые автоматы;

• непродовольственных потребительских товаров собственного производства, изготавливаемых производителями по заказам физических лиц для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования.

 

внимание

Обратите внимание!

Постановлением № 713 не запрещены перевод долга, уступка требования или исполнение обязательства третьим лицом, поскольку перемена лиц в обязательстве (перевод долга и уступка права требования), а также исполнение обязательства третьим лицом (ст.294 ГК) не являются формой прекращения обязательств ни для одной из сторон.

Пункт 14 постановления № 713 устанавливает обязательное требование для товарообменных операций в отношении товаров, на которые распространяется постановление № 713: поступление юрлицу, ИП в качестве встречного исполнения за переданный товар денежных средств.

Постановление № 713 не ограничивает возможности заключения субъектами хозяйствования договоров уступки права требования, перевода долга, возложения обязательств на третье лицо, однако п.14 постановления № 713 запрещается зачет требований по оплате товара, который происходит при исполнении таких договоров.

Этот вывод подтверждают чч.10, 11 Письма.

 

список

Дополнительно по теме

Запрещается ли с 01.01.2023 сторонам заключать договоры перевода долга, уступки права требования, возложения обязательств на третье лицо?

Можно ли осуществить уступку права требования при отсутствии каких-либо долговых обязательств (отношений) между первоначальным и новым кредитором (то есть новый кредитор на момент уступки ничего не должен первоначальному кредитору)?

Запрещено ли с 1 января 2023 г. заключение договоров перевода долга, соглашения об исполнении обязательств третьим лицом? Например, в ситуации, когда организация-арендатор (резидент Республики Беларусь) по договору возложения обязательств возмещает расходы за потребленную электроэнергию не арендодателю (резиденту Республики Беларусь), а в Минэнерго.

Какие документы нужны для согласования товарообменных операций

Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 8.82.1 «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» утвержден постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67.

Постановление № 67 вступило в силу 28 октября 2022 г.

Таким образом, согласно ч.1 п.2 Регламента № 67 для согласования товарообменной операции нужно представить:

✓ заявление о согласовании товарообменной операции без поступления денежных средств;

✓ проект договора, предусматривающий осуществление товарообменной операции без поступления денежных средств;

✓ экономическое обоснование к договору;

✓ маркетинговый анализ уровня цен на обмениваемый товар на рынке республики (для обеих сторон);

✓ плановую калькуляцию по расчету отпускных цен (для обеих сторон);

✓ акт сверки расчетов между продавцом и покупателем;

✓ отчет о прибылях и убытках (представляется за последний отчетный период);

✓ справку об отсутствии денежных средств для погашения обязательств по договору (вследствие чего возникла необходимость в совершении товарообменной операции) за подписью руководителя и главного бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя).

 

внимание

Обратите внимание!

При подаче заявления уполномоченный орган вправе потребовать от заинтересованного лица документы, предусмотренные абз.2-7 ч.1 ст.15 Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (ч.2 п.2 Регламента № 67).

 

список

Дополнительно по теме

Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 8.82.1 «Согласование товарообменных операций без поступления денежных средств» утвержден постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67. Согласие на проведение товарообменных операций должен получить каждый субъект указанных операций?

В каких случаях могут отказать в согласовании товарообменных операций

Основания для отказа в согласовании операций (ч.2 п.14 постановления № 713):

1) непредставление заявителем документов и (или) сведений, предусмотренных в соответствии с законодательством об административных процедурах;

2) наличие неполных или недостоверных данных в документах и (или) сведениях, представленных заявителем для получения согласования;

3) недостаточное экономическое обоснование предлагаемых операций.

 

внимание

Обратите внимание!

Согласие на проведение товарообменных операций должен получить каждый субъект указанных операций. Следовательно, если одному субъекту в проведении операции будет отказано, то операция не может быть проведена, даже если второму субъекту проведение операции будет согласовано.

Автор рекомендует ответственно подходить к экономическому обоснованию таких операций, а также учитывать иные нормы ч.2 п.14 постановления № 713. Такой вывод подтверждается и разъяснением от 27.01.2023 Минэкономики, полученным автором, и ч.12 Письма.

Кто уполномочен давать разъяснения по п.14 постановления № 713

Право разъяснять вопросы применения п.14 постановления № 713 предоставлено Минэкономики (абз.3 п.27 постановления № 713).

 

список

Дополнительно по теме

Уступка требования, перевод долга, исполнение обязательства третьим лицом в рамках запрета на товарообменные операции с 1 января 2023 года

Система регулирования цен с 19 по 26 октября 2022 года. Комментарий к постановлению Совмина от 19.10.2022 № 713 (в ред. постановления Совмина от 26.10.2022 № 713(1)).

Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием).

Зачет встречных однородных требований в соответствии с постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен».

Экономическое обоснование обменных операций (взаимозачета).

Акт о зачете взаимных требований между тремя сторонами (с комментарием).

Запрет в отношении зачета встречных однородных требований.

Покупатель перечислил поставщику сумму больше, чем было предусмотрено по договору. Между этими же сторонами заключен еще один договор поставки. Можно ли переплату зачесть в счет оплаты по другому договору поставки? Запрещен ли такой зачет с учетом п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»?

Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки № 1. Покупатель перечислил предоплату, но поставщик поставил товар не в полном объеме. Между этими же сторонами заключен договор поставки № 2. Можно ли сумму предоплаты, на которую не произведена поставка товара по договору № 1, зачесть в счет оплаты по договору поставки № 2? Запрещен ли такой зачет с учетом запрета товарообменных операций, установленного п.14 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»?

 

Материал подготовлен по результатам обсуждения в Сообществе

Перейдите в топик 1, топик 2, топик 3, топик 4, топик 5, топик 6, топик 7.

задать вопрос

Вы тоже можете задать свой вопрос экспертам.